Главная - Борис Игнатьевич Коваленко

Борис Игнатьевич Коваленко

Борис Игнатьевич Коваленко родился в 1890 году в Свенцяны Виленской губернии в семье акцизного чиновника. Семья мальчика часто переезжала в связи с переводом отца на разные места службы. Мать до замужества была учительницей французского языка, но выйдя замуж, занялась домашним хозяйством. В Вильно Борис поступил в гимназию. В 1905 году, как и многие гимназисты, он участвовал в митингах и забастовках, за что юношу едва не исключили из гимназии. Но благодаря покровительству директора Бориса не исключили из гимназии, и он продолжил свое обучение.
В 1908 году Коваленко окончил гимназию с медалью и поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Во время учебы его заинтересовала работа с трудновоспитуемыми подростками. За отличную успеваемость он получал стипендию. Но чтобы помогать семье, студент был вынужден совмещать учебу и с работой воспитателем в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Дипломная работа Бориса «Колонии для несовершеннолетних правонарушителей» была удостоена диплома I степени. После окончании университета Коваленко был направлен воспитателем в колонию для несовершеннолетних правонарушителей в Вилейке недалеко от Минска.
В 1913 году Борис Игнатьевич женился на Нине Владимировне Крестьяновой, с которой познакомился еще в студенческие годы. Будущая жена училась на юридическом отделении Бестужевских курсов, после окончании которых последовала за мужем в Вилейку. Впоследствии Нина Владимировна решила учиться на доктора в Москве, выбрав медицинскую стезю.
С началом Первой мировой войны супруги эвакуировались в Петроград. Там они стали преподавать на кружках по ликвидации неграмотности среди населения. В 1916 у молодых супругов родилась дочь Нина, ставшая впоследствии известным тифлопедагогом.
Борис Игнатьевич довольно рано стал терять зрение. Потеря зрения воспринималась им особенно тяжело – «дамоклов меч над моей головой», говорил он впоследствии. При переосвидетельствовании освобожденных от военной службы он был направлен на медкомиссию в Николаевский военный госпиталь, где в начале 1917 года его признали полностью негодным к военной службе. А впоследствии в 1921 году Коваленко перенёс эндемический возвратный тиф, в результате которого у него резко снизилась острота зрения, а вскоре он почти совсем лишился зрения.
В 1917-1924 годах семья жила в Ельне, где Борис Игнатьевич организовал и возглавлял комиссию по делам несовершеннолетних обвиняемых. Затем семья перебралась в деревню Сельцо (ныне Починковский район Смоленской области), где Борис Игнатьевич стал преподавать. Дипломированный юрист превратился в настоящего сельского учителя. Среди его учеников был А.Т. Твардовский. Через много лет Александр Трофимович назовет Бориса Игнатьевича своим любимым учителем и подарит ему свою корректуру поэмы «За далью даль».
В 1924 году Борис Игнатьевич с семьей переехал в Смоленск. Он совмещал преподавание в Смоленском педагогическом техникуме с работой школьного инструктора и школьного работника Единой трудовой школы 2-й ступени. Преподавать приходилось разные предметы: историю, литературу, теорию словесности и даже физику. Вечерами он выступал перед населением с публичными лекциями на политические, научно-популярные, агрономические и культурно-просветительные темы.
В Смоленском губернском отделе народного образования Б.И. Коваленко предложили возглавить школу слепых, но он сначала отказался. Однако по настоянию жены принял предложение и решил специализироваться в области тифлопедагогики. Так начался новый для Бориса Игнатьевича жизненный этап – работа в качестве тифлопедагога.
В начале работы в школе для слепых Борис Игнатьевич столкнулся с рядом дисциплинарных нарушений: ученики прогуливали занятия, некоторые занимались попрошайничеством, были установлены случаи воровства и пьянства. Ребята были предоставлены сами себе, а в классы приходили по желанию. Для дальнейшего развития школы Коваленко начал большую работу по организации школьного коллектива, повышению квалификации учителей, улучшению материальной базы. Вместе с коллективом учителей совершенствовался и учебный процесс, поднимался уровень воспитательной работы. Б.И. Коваленко понимал, что главная трудность незрячих – это пространственная ориентировка. Следовательно, для наглядности необходим показ натуральных предметов и рельефных изображений явлений. Кроме того, хорошо помогает развитию ориентировки и проведение экскурсий. К примеру, летом учащихся вывозили на Южный берег Крыма, где они ходили на экскурсии и в походы по ближайшим окрестностям. Под руководством Бориса Игнатьевича за несколько лет школа стала одной из лучших в стране.
Сам Б.И. Коваленко тоже усиленно занимался самообразованием. Изучал отечественную и зарубежную литературу, посвященную работе с незрячими. Одновременно с работой в школе Борис Игнатьевич Коваленко начинает заниматься исследовательской работой. Большое влияние на формирование взглядов Коваленко о современных задачах дефектологии оказало выступление Льва Семеновича Выготского на Втором съезде Социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) в 1924 году.
В 1928 году Борис Игнатьевич Коваленко стал читать курс лекций во Втором Московском государственном университете. К этому времени у него был накоплен большой практический опыт работы и опубликованы научные труды, среди которых – «Основы предметной методики в работе со слепыми», «Опыт совместного обучения слепых и зрячих». В 1929 году его пригласили в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена (ЛПГИ), где на дефектологическом факультете освободилось профессорское место. Придя на факультет, Борис Игнатьевич Коваленко организовал в институте кафедру тифлопедагогики. При дефектологическом факультете ЛПГИ открывается вечернее отделение, что улучшает кадровый состав школ для незрячих. Борис Игнатьевич принимает на тифлоотделение факультета незрячих, добивается выдачи им повышенной стипендии (для оплаты чтеца) и впоследствии обязательного направления на работу.
Опубликована большая научная работа Бориса Игнатьевича Коваленко – «Методика русского языка в школе слепых». В этой книге подробно изложены методы и приемы обучения слепых детей грамоте с учетом специфики восприятия рельефно-точечного шрифта. В 1934 года выходит книга «Особенности обучения математике в школе слепых». Представляет интерес предложенная Коваленко система арифметических ящиков, в которой за единицу принят 1 см³. В 1934-1957 годах Борис Игнатьевич также являлся деканом дефектологического факультета ЛГПИ. Коваленко открыл доступ к обучению на дефектологическом факультете слепых и организовал условия их обучения. Его деятельность в ЛГПИ продолжалась до 1964 года. В 1938 году Б. И. Коваленко была присвоена ученая степень доктора педагогических наук по совокупности научных достижений. Б.И. Коваленко по праву можно назвать основоположником отечественной тифлопедагогики. Кафедре тифлопедагогике талантливый педагог отдал 28 лет жизни своего труда. Ученый со своими сотрудниками теоретически обосновал и на практике апробировал пути развития советской тифлологии.
В период Советско-финляндской войны в 1939 года ученый возглавил работу с военноослепшими. Знакомство с ранеными начиналось в госпитале, когда становилось ясно, что зрение не может быть восстановлено. Вместе с группой учителей Б.И. Коваленко занимается подготовкой к трудовой деятельности военных, утративших зрение, с последующим их трудоустройством. В 1940 году по инициативе и при активном участии Б.И. Коваленко открыты Курсы подготовки военноослепших к интеллектуальному труду и к поступлению в вузы.
В августе 1941 года Курсы были эвакуированы на Урал. Коваленко был назначен консультантом военно-врачебной комиссии Уральского военного округа по делам помощи военноослепшим. Он проводит их учёт, беседует с ними и устраивает выздоровевших на Курсы по подготовке в Пермский педагогический институт. Те, кто хотел работать на производстве, – а таких набиралось много, – уже в госпиталях посещали кабинеты трудотерапии. Эти кабинеты были организованы пермскими номерными заводами, куда военноослепших обычно направляли сразу после выписки. На производстве устраивали специализированные участки, обустроенные для работы незрячих. Надо отметить, что Пермский педагогический институт стал единственным в СССР вузом, где было организовано обучение военноослепших.
В 1944 году Б.И. Коваленко становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. Его вызывают в Москву и назначают заведующим отделом тифлопедагогики Института дефектологии АПН, а затем кафедрой тифлопедагогики в Пединституте им. В.И. Ленина. В 1946 году Борис Игнатьевич вернулся в Ленинград и продолжил руководить факультетом дефектологии и кафедрой тифлопедагогики.
Коваленко награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А к 30-летнему юбилею ЛГПИ он был награжден знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» и грамотой Ленсовета.
Коваленко принимал активное участие в решении вопросов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Он утверждал, что цели и задачи образования слепых такие же как и у зрячих. Борис Игнатьевич считал обязательным создание специальных школ для слабовидящих детей. По инициативе Б. И. Коваленко в Смоленске был осуществлён эксперимент по организации совместного обучения и воспитания слепых и зрячих, начиная с детского сада и затем с 5 класса школы. Он открыл доступ к обучению на дефектологическом факультете слепых и организовал условия для их обучения. Одним из первых поднял вопрос о преобразовании начальных школ для слепых в семилетние, а также о создании средних школ для слепых там, где для этого есть возможность. Участвовал в организации детских садов при школах для слепых.
В 1950-е годы окончательно складывается научная школа Б.И. Коваленко, у него было много учеников и последователей. Профессор Коваленко провёл огромную работу и по созданию основ тифлопедагогики. Им написано 55 научных работ, посвященных теории обучения слепых и слабовидящих, взаимосвязи речи и конкретных представлений у незрячих. Тифлопедагогика русского языка и арифметики, краткопись и математическая запись, трудовая и политехническая подготовка слепых детей – всё это нашло отражение в таких работах учёного как «Краткое руководство по совместному обучению слепых и зрячих»(1930), «Возвращение слепых к трудовой жизни» (1946), «Трудовая подготовка в школах для слепых» (1947), «Основы тифлопедагогики» (1962).
Борис Игнатьевич Коваленко умер 10 сентября 1969 г. в Ленинграде.

Статья подготовлена по материалам Интернет-ресурсов