Главная - Выпуск 10

Выпуск 10

Введение
Потеря зрения вызывает значительные перемены в жизни человека, связанные с изменением его возможностей в области практической деятельности, социальных и межличностных отношений. Такие люди требуют эффективной реабилитационной работы с ними. Первый шаг навстречу человеку, потерявшему зрение, должен сделать специалист местной организации Всероссийского общества слепых.
Всероссийское общество слепых (ВОС) — общественная организация, в которой на сегодняшний день состоит более 200 тысяч инвалидов по зрению. Члены ВОС объединяются в так называемые местные организации (МО ВОС) по месту жительства. Несмотря на большой опыт ВОС в области реабилитации инвалидов по зрению, в штате МО ВОС нет должностей реабилитолога, психолога, социального работника, поэтому большой объем работы в МО ВОС выполняется за счет энтузиазма активистов. Сотрудничество со специалистами МО ВОС может быть очень полезным в реабилитационном процессе для инвалида, потерявшего зрение и членам его семьи. Одной из важнейших задач специалиста МО ВОС при работе с незрячим является преодоление негативных установок инвалида по отношению к собственному дефекту, формированию адекватной самооценки, созданию условий по позитивному принятию личностью самой себя, и в конечном счете, утверждение философии самостоятельной жизни. Вторым, не менее важным шагом для специалиста МО ВОС является привлечение членов семьи инвалида по зрению к активной совместной работе по поиску способов его адаптации к новым условиям жизни, выбор различных техник и методик реабилитации. Именно первое впечатление, которое произведет специалист МО ВОС при знакомстве с инвалидом по зрению и его семьей, чаще всего ложится в основу дальнейшей совместной работы. Искренность и желание помочь — залог успеха любой работы с людьми.
1. ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО
Первичное знакомство с человеком, потерявшим зрение, и членами его семьи может быть как очным, так и заочным.
1.1 Очное знакомство.
Очное знакомство специалиста МО ВОС с потерявшим зрение и его семьей может состояться в следующих ситуациях:
• Если семья обратилась самостоятельно в местную организацию ВОС (возможно, о ее работе узнали из Интернета, объявлений по местному радио, местных газет, объявлений в местных поликлиниках, глазных клиниках и т.д.).
• Кто-либо из знакомых, врачей, лечивших потерявшего зрение, порекомендовал обратиться за помощью для данного человека и его семье в МО ВОС.
• Если в отделении социальной защиты есть договоренность о сотрудничестве с местной организацией Всероссийского общества слепых, объединяющей инвалидов по зрению по месту жительства.
• Другие ситуации, при которых инвалид, потерявший зрение, и члены его семьи (возможно, по отдельности) самостоятельно обращаются непосредственно в МО ВОС.
• После предварительного заочного знакомства, состоявшегося по телефону или по почте, в том числе по электронной.
При подготовке к работе с инвалидом, потерявшим зрение, и его семьей, специалист МО ВОС должен знать, что недавно потерявший зрение человек может проявлять комплекс невротических реакций на травматические события, связанные с потерей зрения. Это так называемый посттравматический синдром (далее — ПТС). Особенностью ПТС является то, что проявляться он может не сразу, может иметь скрытый период развития, а также повторяться после видимого исчезновения симптомов. При этом состоянии человек, потерявший зрение, может чувствовать отчуждение, одиночество, вину, ненужность, обиду, беспредметный страх, тревожное ожидание неизвестности, переживание несправедливости произошедшей с ним беды.
В основе посттравматического синдрома у незрячего человека лежат физиологические, психологические, социальные и духовные последствия потери зрения. Физиологический аспект — один из самых сильных факторов, который способствует развитию депрессии у потерявшего зрение. Главным средством профилактики депрессивных состояний у здорового человека является обилие и разнообразие зрительных ощущений, которые отсутствуют у человека с потерей зрения.
К психологическому аспекту потери зрения можно отнести тот факт, что человек за непродолжительный период времени открывает для себя все новые и новые ограничения, приводящие к социальной изоляции, которые также могут способствовать лишению воли к действию, потере интереса к окружающему миру, утрате смысла жизни и т.д.
Специалист МО ВОС должен предварительно подготовиться к работе с инвалидом, потерявшим зрение, изучив его ситуацию как можно подробнее (это и уровень реабилитированности незрячего, и психологический климат в семье, отношения между отдельными членами семьи, и реабилитационные навыки инвалида на данный момент, и возможность проведения реабилитационного курса).
Для изучения вышеуказанной ситуации специалисту МО ВОС рекомендуется сначала осуществить предварительный контакт с семьей инвалида заочно, и далее уже продумывать и планировать очное знакомство.
1.2 Заочное знакомство.
Заочно познакомиться с инвалидом, потерявшим зрение и его семьей, можно:
— по телефону;
— по переписке.
Заочное знакомство с инвалидом и его семьей по телефону.
При знакомстве по телефону следует придерживаться как общих принципов общения по телефону, так и тех, которые могут быть необходимы при общении с незрячим и членами его семьи. Если Вы получили сведения о том, что в вашем районе проживает инвалид, потерявший зрение, он нуждается в помощи и у вас есть номер его телефона, то перед тем, как позвонить ему и его семье, следует вспомнить некоторые общие моменты телефонного общения.
При телефонных переговорах следует придерживаться определенного этикета, то есть установленного порядка, комплекса норм, регулирующих поведение человека в определенных ситуациях социального взаимодействия. Следующего этикету человека воспринимают как вежливого, культурного, интеллигентного.
Телефонный этикет сложился не сразу. Долгое время телефонные переговоры отличались краткостью, и речь в них зачастую шла лишь о том, чтобы договориться о встрече. Решать какие-либо вопросы по телефону было не принято. Отчасти это было вызвано низким качеством связи, но в основном тем, что телефонный диалог ещё долгое время воспринимался, как нечто неестественное — собеседников смущало отсутствие визуального контакта. Потребовалось время, чтобы оценить преимущества именно этого обстоятельства.
В данное время телефонный диалог уже выделился в особую форму общения, включающую в себя множество жанров: от дружеского разговора до официальных деловых переговоров и терапевтического диалога по телефону доверия, каждый из которых имеет свой особый этикет. Умение правильно выбирать стиль (жанр) разговора и следовать его этикету, в сущности, есть чувство такта применительно к телефонному общению.
К этикету общения относится умение следовать принятой для данного жанра лексике. Оптимальный вариант — придерживаться норм литературного русского языка, избегая, с одной стороны, просторечия и вульгаризмов, а с другой стороны специальной терминологии, которая может быть непонятна собеседнику. Следует знать, что кому бы вы ни звонили, разговор начинается с приветствия, за которым следует представление. Это правило, не знающее исключений.
Если вы позвонили и не застали нужного вам человека на месте, представляться не обязательно. Позвонив, неправильно спрашивать: «Кто у телефона?», «Куда я попал?» или «Это кто?». Этим можно спровоцировать негативную реакцию.
Иногда звонящий представляется фразой: «Вас беспокоит такой-то». Ваш собеседник может действительно начать беспокоиться, реагируя на посыл внушения, содержащийся в ваших словах. Правильно было бы назвать организацию, которую представляете, свое имя и должность. Затем следует спросить, есть ли у вашего собеседника время для разговора или же вам лучше договориться о более удобном времени для звонка, так как разговор в недостатке времени или при отсутствии к разговору расположения у собеседника может быть неэффективным, если речь идет о действительно важных вещах. Это особенно актуально, если вы звоните не на стационарный, а на мобильный телефон.
Иногда как в телефонном, так и в непосредственном общении приходится сталкиваться с речевым эгоизмом собеседника. В таком случае он не дает вам «вставить слово», он не соблюдает правило речевого этикета, которое требует время от времени делать короткие паузы в речи, чтобы дать возможность собеседнику высказаться самому, задать вопрос и т. д. Речевой эгоист может из диалога сделать односторонний монолог. В этом случае для исправления ситуации специалисту МО ВОС можно предложить следующие действия:
1) Прекратить говорить какие-либо ответные реплики, которые подтверждают тот факт, что его слушают.
2) Если первый пункт «не сработал», и речевой эгоист продолжает монолог, можно попробовать специальный прием, состоящий в том, что вы произносите совершенно неуместные реплики никак не связанные с тем, что говорит собеседник, скорее всего, что это поможет заставить его в недоумении остановиться.
3) Если рекомендации, представленные в предыдущем пункте также не подействовали, а вам обязательно нужно высказаться, можете смело прервать собеседника, например, фразой: «Прошу прощения, мне срочно надо вам сказать…», но в этом случае не всегда можно рассчитывать на внимание с его стороны.
Если Вы хотите, чтобы телефонный разговор привел к тому результату, которого вы ожидаете, важно, чтобы вы пребывали в позитивном настроении и были уравновешены. Положительные эмоции, отсутствие тревожности тонизируют работу центральной нервной системы, способствуя четкому, логическому мышлению, повышая устойчивость к нервным нагрузкам. Отрицательные эмоции, наоборот, делают человека предвзятым, негативно влияют на способность к сосредоточению.
Если при разговоре по телефону вы волнуетесь, постарайтесь начать говорить ровно, более низким голосом, делая при этом более длинные паузы. Известно, что телефон затрудняет слуховое восприятие, поэтому нужно произносить свои аргументы четко, кратко и ясно, избегая при этом двусмысленностей.
При знакомстве с инвалидом, потерявшим зрение, а также с членами его семьи по телефону, нельзя допускать таких просторечивых выражений, как «лады», «по рукам» и т. д. Это может создать впечатление, что Вы малокомпетентный человек. О недостаточной компетенции в вопросах реабилитации может говорить и тот факт, когда специалист МО ВОС, как при очном, так и при заочном (по телефону) знакомстве с семьей инвалида, потерявшего зрение, для большей убедительности начнет приводить примеры из своей собственной жизни, говоря о том, что его «бабушка тоже ослепла и ничего, прожила» и т. д. Специалист МО ВОС должен помнить, что каждый человек уникален и свое горе переживает, как уникальное событие, постигшее в такой мере только его.
Вполне возможно, что во время телефонного разговора Вам придется записывать какую-то информацию о семье человека, потерявшего зрение, поэтому недопустимо заставлять собеседника ждать, пока Вы найдете ручку, необходимо предусмотреть это заранее.
При разговоре ваша речь должна звучать чуть менее активно, чем речь вашего собеседника. При этом не нужно быть излишне вежливым. Следует учесть, что излишне длинные предложения в начале разговора могут вызвать раздражение у собеседника.
Прежде, чем совершить телефонный звонок, спланируйте разговор. Возьмите чистый лист бумаги, запишите все данные об инвалиде, потерявшем зрение, о членах его семьи, если до этого разговора что-либо узнали о них. Предварительно проанализируйте цель вашего разговора, какой исход разговора вас устроит, на какие вопросы вы должны быть готовы ответить, подготовьте документацию, которая при этом должна быть под рукой, чтобы в разговоре не возникло неуклюжих пауз, а собеседник не раздражался. Продумайте, каким образом вы можете ответить на возможную агрессию, запишите возможные варианты ваших ответов.
Можно составить короткий письменный план, в котором отмечены важнейшие моменты того, что Вы намерены предложить, сообщить или то, в чем хотели бы убедить собеседника. План ни в коем случае не должен быть чересчур подробным — это лишь краткая поддержка для памяти.
Постарайтесь говорить спокойным, мягким голосом, выразите сочувствие членам семьи, узнайте, какого рода помощь нужна инвалиду, потерявшему зрение и членам его семьи, расскажите о той помощи, которую вы можете предоставить.
Специалист МО ВОС должен учитывать, что при телефонных переговорах человек, потерявший зрение, не только ни в чем не уступает, но во многом может превосходить зрячего человека. В большей степени это происходит за счет того, что незрячие люди более тонко воспринимают невербальные характеристики речи (тембр голоса, интонацию, паузы и т.д.), в результате чего они остро ощущают эмоциональное состояние собеседника. Также потерявший зрение человек может ощущать улыбку, замешательство, доброжелательность, уверенность или неуверенность собеседника.
При планировании разговора по телефону с инвалидом и его семьей постарайтесь организовать его так, чтобы инициатива оставалась за вами. Первый звонок должен содержать лишь информацию о том, что вы являетесь специалистом местной организации ВОС, которая занимается реабилитацией людей, имеющих инвалидность по зрению, и оказывает помощь им и их семьям. Согласуйте с семьей время для последующего разговора по телефону. За этот период и семья инвалида, потерявшего зрение, и он сам смогут психологически подготовиться к «телефонной встрече» с вами.
Если вы звоните семье и сталкиваетесь с агрессией со стороны членов семьи или с агрессивными высказываниями инвалида, потерявшего зрение, ни в коем случае не отвечайте тем же. Принесите извинения за то, что позвонили не вовремя и сообщите, что перезвоните в другой раз или оставьте свой контактный телефон, по которому они сами смогут с вами связаться. Если члены семьи категорически отказываются от общения, вежливо попрощайтесь.
После агрессивной реакции на ваш звонок рекомендуется отправление письма с адресом вашего учреждения, с контактным телефоном конкретного человека, который готов работать с инвалидом, потерявшим зрение, и его семьей.
Иногда перед специалистами МО ВОС встает вопрос о том, когда и сколько раз делать повторный звонок, предлагая свою помощь, если семья или сам ослепший уклоняются от непосредственной встречи и общения. Скорее всего, достаточно второго звонка через непродолжительное время (2-4 недели), чтобы убедиться в реакции семьи: готова ли она к дальнейшему взаимодействию со специалистом МО ВОС. Возможно, что с вами начнут разговаривать по поводу постигшего семью несчастья, но к проведению совместной реабилитационной работы семья пока не готова. В этом случае можно договориться о повторном телефонном звонке через определенное время или об очной встрече. Возможен повторный звонок не по поводу начала конкретной реабилитационной работы, а для приглашения семьи на мероприятие, проводимое в местной организации ВОС. Показывая работу МО ВОС, специалист, таким образом, может подвести семью к более тесному контакту и дальнейшей совместной работе.
Первый телефонный звонок семье, потерявшего зрение также может быть сделан для оповещения о том, что вы отправляете письмо данному адресату с точным указанием места нахождения вашей местной организации, с краткой информацией о ВОС, с указанием тех услуг, которые специалисты МО ВОС могут предоставить. Письмо можно отправить и без предварительного звонка.
Заочное знакомство с инвалидом и его семьей по переписке.
Знакомство по переписке — это еще один вид знакомства с человеком, потерявшим зрение и его семьей. Но специалисту МО ВОС также следует учесть, что написание письма к человеку, который попал в беду, — это очень тонкое и деликатное дело. При его составлении специалист МО ВОС должен придерживаться искреннего, доброжелательного отношения к своему будущему подопечному и членам его семьи. Перед составлением письма специалист должен вспомнить все те ситуации, случаи и причины, которые могут привести взрослого человека к слепоте и слабовидению.
Причинами зрительных расстройств или слепоты можно условно назвать:
1. Наследственность;
2. Различные болезни;
3. Травмы.
Те люди, которые были слабовидящими от рождения и ослепли в позднем возрасте, могут воспринимать слепоту как крайне неприятную проблему. Но обычно при этом панического состояния нет, сам потерявший зрение был заранее оповещен о неблагоприятном исходе его заболевания, семья имела возможность хотя бы психологически подготовиться к данной проблеме за многие годы слабовидения. Такая семья с большей готовностью пойдет на контакт, воспримет предложение о реабилитационной поддержке с большей активностью.
Но если произошла травма органа зрения или болезнь, в результате чего человек потерял зрение внезапно или достаточно быстро, поверить в случившееся, принять факт потери зрения ни семья, ни сам пострадавший долгое время не смогут. В этом случае и члены семьи и сам человек, потерявший зрение, будут верить в полное или частичное излечение, несмотря ни на какие убеждения.
Специалисту МО ВОС следует также учесть, что сам инвалид, потерявший зрение, и его семья могут долгое время находиться в состоянии шока. В таком случае, когда не прошел этап преодоления шокового состояния и осмысления сложившейся ситуации всеми взрослыми членами семьи, говорить с пострадавшим человеком и его семьей о конкретных реабилитационных мероприятиях будет преждевременно.
Но в письме можно указать родственникам потерявшего зрение инвалида на то, что ослепший человек будет сам душевно страдать, ощущая те переживания и горе, которые он доставляет своей семье. Поэтому чем раньше начнется процесс реабилитации, тем лучше для потерявшего зрение члена семьи, тем меньше страданий он будет испытывать, тем комфортнее будет семейный психологический климат.
Специалист МО ВОС в письменном послании может указать родственникам инвалида, потерявшего зрение, на то, что обучаясь по специально разработанной специалистами программе, прилагая к реабилитационному процессу совместные с семьей усилия, можно достичь хороших результатов.
В письменном послании можно сообщить семье инвалида, потерявшего зрение, о том, что местная организация ВОС готова организовать обучение потерявшего зрение первым самостоятельным шагам в бытовой реабилитации, ориентировке в пространстве и т.д. В конце письма можно попросить ответить письменно или позвонить по телефону специалисту МО ВОС, согласна ли семья принять решение о проведении совместных реабилитационных мероприятий. В письме необходимо сообщить о том, что вы, специалист МО ВОС, перезвоните по поводу решения семьи и указать конкретное время связи. В зависимости от конкретной ситуации специалист может направить семье инвалида, потерявшего зрение одновременно два отдельных послания: для потерявшего зрение человека и отдельно для его семьи.
О решении по поводу прохождения реабилитационного процесса можно также узнать отдельно и от семьи, и от самого потерявшего зрение. В этом случае реабилитационный процесс может начаться со встречи не с самим инвалидом, потерявшим зрение, а с членами его семьи.
В каждом конкретном случае специалист МО ВОС сам решает, как лучше поступить: пригласить сразу всю семью или по отдельности каждого члена семьи, а инвалида, потерявшего зрение, отдельно от всех. Если семья конфликтовала и до потери зрения с самим инвалидом, то вполне вероятно, что несчастье их не сплотит, а будет способствовать созданию дополнительных конфликтных ситуаций. В этом случае будет лучше организовать первую встречу и консультацию отдельно с каждым членом семьи. Возможно, на определенном этапе получится и совместная встреча.
Возможно, что работа специалиста МО ВОС на каком-то этапе реабилитационного процесса будет проходить параллельно для членов семьи и инвалида, потерявшего зрение.
2. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ПОТЕРЯВШИМ ЗРЕНИЕ ИНВАЛИДОМ И ЕГО СЕМЬЕЙ.
Сложно предопределить результаты взаимодействия с семьей при первой встрече. Обязательное условие: специалист МО ВОС должен подготовиться для встречи с конкретной семьей задолго до этого события.
Специалист МО ВОС знает, что главной предпосылкой успешной работы по реабилитации является обязательное установление доверительного контакта с человеком, который проходит курс реабилитации. В случае же работы с семьей перед специалистом Мо ВОС стоит более сложная задача: это установление доверительного контакта и с инвалидом, потерявшим зрение, и с членами его семьи.
Если в более формальных ситуациях для установления контакта бывает достаточно поздороваться, посмотреть в глаза собеседнику, представиться по имени, то для возникновения и развития доверительных отношений необходима более долгая фаза установления контакта. Скорее всего, для этого понадобится не одна встреча с потерявшим зрение и его семьей.
2.1 Установление доверительного контакта.
Чтобы установить хороший контакт, настраивающий на доверительные отношения, специалисту МО ВОС необходимо соблюдать следующие правила:
• Иметь внешний вид, при котором его одежда, по возможности, будет соответствовать деловому стилю.
Категорически не рекомендуется надевать на встречу с семьей дорогие украшения, экстравагантную одежду и т.д. Это создаст впечатление о вас как о человеке, не настроенном на работу и далеком от проблем семьи, не способном их понять и оказать помощь. В то же время элегантный ухоженный внешний вид, в котором отсутствуют «излишества», поможет расположить к себе.
Соблюдать общепринятые правила вежливости и общения с семьей и человеком, потерявшим зрение.
Несмотря на то, что всем взрослым людям, казалось бы, очевидно, как важно соблюдать правила вежливость и здороваться, прощаться, благодарить — в суете, погруженные в свои мысли, многие из нас забывают делать это или говорят таким тоном голоса, что поверить в их искренность не просто. Казалось бы, совсем простые слова способны расположить к себе собеседника, поэтому важно не забывать их говорить.
Следует помнить и о простых правилах общения с потерявшим зрение человеком:
— Входя в комнату, где находится слепой человек, обязательно поздороваться и представиться. Незрячий не всегда может сразу запомнить ваш голос, особенно это касается человека, который потерял зрение недавно. Поэтому важно представляться каждый раз, когда вы встречаетесь, если нет полной уверенности, что Вас узнают. Не забывайте сообщить о том, что вы уходите, и попрощаться. Для потерявшего зрение человека это важно.
— Всегда обращаться напрямую к инвалиду, а не к стоящему рядом члену семьи (или к сопровождающему его в данный момент человеку).
— Не стараться избегать в речи слов, обозначающих зрение. Можно абсолютно спокойно говорить потерявшему зрение человеку: «увидимся» или «давайте посмотрим».
• Придерживаться корректного личного обращения.
Личное обращение помогает установить контакт, способный перерасти в доверительные и в то же время деловые отношения сотрудничества.
Знакомясь с человеком, недавно потерявшим зрение, и его семьей, важно представиться так, как вам удобно, чтобы к вам в дальнейшем обращались. Это может быть и обращение по имени, и обращение по имени и отчеству. Нужно учитывать, что обращение по имени и отчеству создает более официальную дистанцию в отношениях, а обращение по имени, наоборот, ее сокращает. Работа по реабилитации предполагает партнерские равные отношения, поэтому желательно, чтобы обращение было одинаковым: чтобы и специалист МО ВОС, и инвалид, потерявший зрение, и члены его семьи обращались друг к другу либо по имени, либо по имени-отчеству. При необходимости об этом нужно договориться.
Необходимо иметь в виду, что обращение не должно быть панибратским, не стоит соглашаться на уменьшительно-ласкательные формы своего имени (Леночка, Катенька и т.д.), даже если вы намного моложе инвалида, потерявшего зрение, и членов его семьи. Нельзя допускать такого и в адрес самого потерявшего зрение инвалида и членов его семьи, если они намного моложе вас. Даже если вы обращаетесь друг к другу по имени, желательно оставаться на «Вы» на все время совместной работы.
• Быть доброжелательным.
При общении с человеком, потерявшим зрение, а также с членами его семьи, важно выбрать правильный тон для диалога. Он должен быть заинтересованным, доброжелательным и в то же время не жалостливым. Важно видеть в человеке, потерявшем зрение, и членах его семьи равных партнеров процесса реабилитации и помнить, что ваша цель — помочь этим людям, но настолько, насколько они сами этого захотят. Для этого, в первую очередь, нужно замотивировать их на взаимодействие.
Рекомендуем оставаться одновременно дружелюбным и показывать, что вы готовы помочь, и в то же время не навязывать помощь, не давить, действовать постепенно. Ни в коем случае нельзя допускать разговор в высокомерном тоне, например, используя фразы «Вам помощь предлагают, а Вы тут еще недовольны». Недопустимы высказывания в авторитарном, командном стиле: «Раз я сказала — значит, будете делать, как положено».
Нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать масштаб случившегося. Потеря зрения — большая трагедия, но и после этого человек может и согласен найти в себе силы жить полноценно. Поэтому ни в коем случае нельзя скатываться ни в жалость, ни в назидания о том, как следует жить инвалиду и членам его семьи в сложившейся ситуации.
У самого специалиста МО ВОС должно быть выработано собственное адекватное отношение к проблеме потери зрения, основанное на знакомстве с инвалидами по зрению, которые успешно преодолели ограничения слепоты и нашли свое место в социуме.
• Проявлять интерес к собеседнику.
Каждый человек уникален и неповторим. Большинству людей нравится, когда к ним проявляют интерес, но именно искренний, неформальный. Интерес к другому человеку помогает расположить его к себе, сделать своим союзником. Специалисту МО ВОС важно сознательно вырабатывать в себе умение испытывать и выражать интерес к другому человеку. Формировать эти навыки возможно путем тренировок во время общения с людьми, с которыми вы, так или иначе, сталкиваетесь в жизни. Начните спрашивать их о них самих, о том, что их на самом деле интересует, и вы увидите, насколько легче станет с ними общаться. Естественно, интерес к другим людям имеет мало общего с любопытством, которое касается каких-либо интимных, очень личных сторон жизни человека. Задавать такие вопросы тем, с кем вы находитесь в деловых отношениях, категорически недопустимо.
• Уметь сочувствовать, воспринимать эмоциональные реакции собеседника.
Способность человека к восприятию эмоций других людей, способность к сопереживанию в психологии обозначается термином «эмпатия». Для специалистов МО ВОС эмпатия является необходимым качеством, одновременно личностным и профессиональным. Без способности сопереживать страданиям другого человека, желания понять его, невозможно оказывать людям профессиональную помощь. В то же время сочувствуя и переживая, важно находить баланс, «золотую середину», сочувствуя, но не «проваливаясь» в эмоциональное состояние другого человека, не сливаясь с ним. Очень важно адекватно оценивать эмоциональное состояние человека, потерявшего зрение и членов его семьи, признавать их право испытывать любые чувства и в то же время не усугублять, не драматизировать ситуацию. Те люди, с которыми Вы работаете, должны быть уверены в том, что вы их понимаете, сочувствуете им. В то же время им важно чувствовать, что у вас достаточно сил и профессионализма для того, чтобы оказать им квалифицированную помощь.
• Использовать различные приемы слушания.
Для установления контакта с человеком, потерявшим зрение и членами его семьи, полезно использовать приемы, которые в психологии получили название приемов «активного слушания». Приемы «активного слушания» позволяют точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника. Специалист МО ВОС также должен владеть приемами «пассивного», или «не рефлексивного слушания», когда все внимание направлено на собеседника. В процессе такого слушания не задают вопросов, не выражают свою позицию. Может показаться, что в этом нет ничего сложного.
Но в обыденной жизни мы так привыкли интересоваться собой, а не другими людьми, что слушать другого, переносить на него фокус своего внимания бывает сложно. Поэтому формированию навыков «пассивного слушания» нужно уделять внимание. Специалист должен также учесть, что при этом приеме слушания учитывается контакт глаз, мимика лица, поза, в которой находится воспринимающий информацию собеседника человек. А если мы разговариваем с человеком, потерявшим зрение, то для него будет затруднительно определение степени участия в беседе специалистом МО ВОС при применении приема «пассивного слушания». Этот прием слушания можно применять при работе только с членами семьи инвалида. Понимание и поддержку собеседника можно обозначать с помощью коротких фраз или междометий: «Да», «Конечно», «Хорошо» и т.д. или кивка головы, жеста, мимики, взгляда (реакции признания, подтверждения).
Следует помнить, люди, потерявшие зрение, не видят мимики и жестикуляции. Поэтому в разговоре с людьми, потерявшими зрение, первое время необходимо постоянно себя контролировать и ограничиваться вербальными (словесными) реакциями. Общаясь с членами семьи человека, потерявшего зрение, вполне возможно применение невербальных знаков.
Приемы «активного», или «рефлексивного слушания» помогают лучше услышать собеседника и в то же время создают у него впечатление, что вторая сторона тоже участвует в диалоге. Существует несколько приемов активного слушания.
«Выяснение» — это обращение к говорящему за уточнением, например: «Правильно ли я понял, что Ваша главная трудность состоит именно в этом?», «К сожалению, я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду…», «Вы именно так думаете?» и т.п.
«Перефразирование» состоит в том, что человек выражает мысль собеседника или его чувства другими словами, как бы уточняя смысл сказанного и степень своего понимания. Фраза в этом случае может начинаться со слов: «Таким образом…», «Говоря другими словами…», «Если я правильно понял…», «По Вашему мнению…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но из Ваших слов я понял…» — и дальше своими словами излагается суть проблемы человека и содержание его высказывания. Если собеседник ответит «да», «угу» или что-либо подобное, значит, предположение справедливо.
«Резюмирование» используется в продолжительных беседах, чтобы подвести итоги разговора. Это можно сделать с помощью фраз, например: «Как я понимаю, вашей основной идеей является…», «Если теперь подытожить сказанное Вами…….
Следует избегать оценочных высказываний при работе с семьей инвалида, потерявшего зрение и с самим инвалидом.
В реабилитационной работе оценочные высказывания практически недопустимы. Специалисту МО ВОС важно избегать критической, негативной оценки того, что вы видите и слышите. Поэтому важно научиться отслеживать свою речь, чтобы в прямом смысле слова не сказать лишней информации.
Понаблюдайте, как часто вы про себя или даже вслух позитивно или негативно оцениваете других людей — случайных попутчиков в транспорте или коллег по работе, соседей или родственников. Обратите внимание на то, как вы это делаете, кого чаще оцениваете вслух — ровесников, людей старше или моложе себя, мужчин или женщин. Скорее всего, именно людей данного возраста и пола вы будете оценивать во время практической работы с ними. Соответственно, именно с ними вам следует быть максимально осторожными.
Комплименты также можно отнести к оценочным высказываниям. Комплимент — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Комплименты — простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают самооценку. Наша симпатия к человеку, как правило, начинается с того, что он умело подчеркнул некое наше достоинство. Искренний комплимент — это умение «увидеть» другого человека, найти в нем положительные качества. Внимательность к другим людям, умение подмечать положительные качества в других свойственно людям с высокой самооценкой. Комплименты допустимы в работе специалиста МО ВОС, но важно хорошо представлять, насколько уместен тот или иной комплимент, насколько тот человек, которому вы его хотите сказать, готов этот комплимент принять. Если вы не уверены, лучше быть просто доброжелательным.
Соблюдать личные границы, свои и тех людей, с которыми работаете.
В психологическом смысле границы личности — это осознание собственного «я», как существующего отдельно от других. Это понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Границы сообщают нам, где мы, а где другие, что мы можем сделать, а что нет, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас.
Выделяют физические, психологические и духовные границы личности. Наше тело имеет физические границы, которые определяют, кто мы. Самая естественная физическая граница личности — это наше тело. Оно точно определяет, где начинается наше «я» и где заканчивается. Кроме тела есть и невидимые физические границы, которые определяют расстояние, на которое мы позволяем приближаться к себе тем или другим людям.
Психологические границы показывают нам, где наши чувства, а где — чувства других людей. Когда не установлены четкие психологические границы, мы даем другим людям возможность делать нас ответственными за их чувства, можем чувствовать вину за чужой гнев и т. д., либо сами обвиняем кого-то в том, что происходит с нами.
Духовные границы охватывают наши убеждения, ценности, нравственные критерии. Когда у человека нет четких духовных границ, другие могут навязать ему свои убеждения, заставить сделать что-то такое, что не согласуется с его личной этикой.
Специалисту МО ВОС важно соблюдать личные границы того человека, с которым он в данный момент работает. Естественно, психологические границы у каждого человека разные, и далеко не все имеют привычку обозначать эти границы, то есть, говорить, что является в отношении к ним допустимым, а что нет. Но соблюдение некоторых правил позволит специалисту МО ВОС быть более уверенным в том, что в данный момент не нарушаются границы собеседника:
1. Откажитесь от оценочных высказываний.
2. Всегда спрашивайте человека о его готовности, согласии сделать что-либо.
3. Если информацию о человеке, с которым работаете, необходимо передать кому-либо еще, обязательно спросите разрешение у этого человека.
4. Не давайте советы, когда вас об этом не просят. Если вы хотите посоветовать что-либо, спросите, готов ли человек, с которым вы работаете, выслушать ваш совет.
5. Разделяйте с инвалидом, потерявшим зрение, и его семьей ответственность за результаты. Предлагая что-то, убедитесь, что он понимает, для чего это нужно и согласен делать это.
6. Для выбора и реализации плана реабилитации необходима партнерская позиция, как со стороны специалиста МО ВОС, так и со стороны людей, с которыми вы работаете.
7. Для общения с потерявшими зрение людьми тема «прикосновений» гораздо актуальнее, чем для общения со зрячими. Каждый раз, когда вы хотите дотронуться до потерявшего зрение, обязательно спрашивайте его разрешения, например: «Можно, я возьму Вас за руку?» и т.д.
В процессе проведения реабилитационной работы специалисту МО ВОС важно также заботиться о соблюдении собственных личных границ, так как это залог эффективной длительной работы без ущерба для себя. Так как границы у всех людей находятся, скажем так, в разных местах, никто не может догадаться о том, что для другого человека допустимо, а что недопустимо. Поэтому уважительное и бережное отношение к своим границам — это, прежде всего, задача их хозяина.
Если физические границы вряд ли будут каким-либо образом нарушены в реабилитационном процессе, то о психологических и духовных границах стоит побеспокоиться.
Чтобы чувствовать себя комфортно, важно в реабилитационном процессе делать только то, что вы на самом деле готовы делать в данный момент. Важно четко сориентировать инвалида, потерявшего зрение и членов его семьи, что входит в ваши обязанности, а что нет.
Конечно, у потерявшего зрение, а тем более недавно потерявшего зрение человека может быть много дел, с которыми он не в состоянии справиться самостоятельно. Да и зачастую вам на самом деле несложно сделать то, о чем вас просят, или самим предложить свою помощь: например, проводить куда-то, прочитать аннотацию к лекарству, найти в комнате какую-то вещь и т.д. Очень важно, чтобы то, что вы делаете по просьбе инвалида, потерявшего зрение и членов его семьи, не противоречило вашим желаниям и вашей готовности выполнить просьбу. В противном случае у вас будет накапливаться раздражение, которое негативно скажется на работе. Приветствуется помощь инвалиду, потерявшему зрение и его семье в том, в чем вы готовы помочь.
Люди, переживающие большую потерю, испытывают сильные чувства. Это могут быть и гнев, и обида, и отчаяние, и тоска. Важно признавать право человека на проживание и выражение любых чувств, но если вы не можете переносить какие-то их проявления, скажите об этом ему.
У каждого из нас есть свои представления о том, что нравственно или безнравственно, что важно и что неважно, как надо и как не надо поступать. С какими- то из представлений других людей наши представления сходятся, с какими-то расходятся. При общении с инвалидом, потерявшим зрение и его семьей, специалистам МО ВОС не рекомендуется обсуждать вопросы политики, религии, отношения полов, рассказывать анекдоты на эти темы. В случае, если члены семьи инвалида, потерявшего зрение, или он сам допускают при вас высказывания, которые вы не хотите слышать, следует корректно, но твердо сказать человеку о том, что вам это неприятно. Естественно, таких высказываний нельзя допускать самому. Все сказанное выше относится только к вопросам, лежащим за пределами сферы реабилитации. Все рабочие моменты нужно обсуждать открыто, независимо от того, приятно это вам или нет.
Уметь управлять собственным эмоциональным состоянием.
Специалист МО ВОС по долгу службы общается с людьми, которые находятся в сложных жизненных ситуациях. В сложных жизненных ситуациях трудно и почти невозможно оставаться «белым и пушистым», приветливым и доброжелательным со всеми вокруг. Людей часто охватывают чувства, с которыми сложно справиться: гнев, злость на тех, кому повезло больше, отчаяние, уныние, тоска. Сочувствовать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, оказывать им помощь и при этом сохранять собственное душевное равновесие не всегда бывает просто. Чтобы быть в силах это делать, важно заботиться о своем эмоциональном состоянии путем общения с коллегами по работе в МО ВОС, посещением психологических групп и индивидуальных консультаций у психолога. Специалисту МО ВОС не стоит забывать о потребностях своего тела, заниматься полезными и приносящими удовольствие видами физической активности — спортом, прогулками на свежем воздухе и т.д. Важно обязательно находить время для занятий, которые приносят вам радость. Это лучшая гарантия того, что вы сможете долго и плодотворно работать без ущерба для себя и своих близких.
• Четко понимать цели контакта.
В процессе всей работы специалисту МО ВОС необходимо определить как цель работы с конкретным инвалидом, потерявшим зрение и его семьей, так и задачи на определенных отдельных этапах этой работы. Цель реабилитационной работы формулируется совместно с человеком, потерявшим зрение и его семьей. При этом, все они должны одинаково понимать и разделять цель реабилитационного процесса. Четкая цель должна быть и для каждого отдельного действия в рамках реабилитационной работы: звонка, визита домой, встречи с потерявшим зрение или кем-то из членов его семьи. Эту цель, во-первых, важно «держать в голове», чтобы фокусироваться на ней в процессе работы.
Во-вторых, необходимо уметь четко объяснить человеку, потерявшему зрение, и членам его семьи, для чего вы пришли или с какой целью звоните. Так как население России еще не очень информировано о работе общественных организаций инвалидов, а человек, недавно потерявший зрение, скорее всего, не сталкивался ранее с подобными специалистами, на первых порах необходимо будет часто и подробно объяснять, чем занимается местная организация ВОС, какую помощь можно будет получить у вас и т.д.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ.
Итак, специалист МО ВОС «вооружился» всеми теми знаниями, которые необходимы для начала выстраивания грамотной работы с семьей инвалида, потерявшего зрение. Первичное посещение, как правило, не является первым контактом. Этому предшествует телефонный звонок, возможно, общение при помощи писем, что описано выше. В то же время первичное посещение является очень важным моментом для дальнейшего взаимодействия с семьей. Перед специалистом ВОС стоит цель — укрепление уже установленного контакта и получение более полной информации об инвалиде и его семье.
Для повышения качества процесса взаимодействия с инвалидом, потерявшим зрение, и его семьей, специалист МО ВОС может использовать следующие методы сбора информации:
1. Наблюдение.
2. Интервью.
3. Анкетирование.
В работе эти методы нужны не для обобщенного анализа, а для получения информации о семье, необходимой для построения процесса взаимодействия.
3.1 Наблюдение.
Предметом наблюдения в семье, где проживает инвалид, потерявший зрение, могут являться:
• взаимоотношения между членами семьи;
• отношение членов семьи к человеку, потерявшему зрение;
• отношение его самого к близким;
• отношение к факту потери зрения;
• особенности уклада семьи и т.п.
Индикаторами, то есть, моментами, исходя из которых, можно сделать те или иные предположения, в нашем случае являются:
• вербальное (словесное) поведение членов семьи и инвалида (содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.);
• невербальное (несловесное) поведение членов семьи и инвалида (выражение лица, глаз, тела, выразительные движения, перемещения людей, дистанция между ними и т.д.).
Специалист МО ВОС должен постоянно осуществлять наблюдение во время посещения места проживания инвалида по зрению и членов его семьи, во время общения с инвалидом по зрению и его семьей за пределами дома (по телефону, в местной организации и т.д.). Непосредственно в процессе наблюдения записи не делаются, зафиксировать увиденное можно сразу после посещения семьи инвалида, потерявшего зрение, на дому, после общения по телефону. Понятно, что при постороннем человеке люди демонстрируют свои «фасадные», социально одобряемые качества. В то же время наблюдение дает возможность составить представление о семье.
Выводы лучше делать не на основе одного наблюдения, а на основе всех используемых методов. При проведении наблюдения необходимо всегда соблюдать следующие этические принципы:
— конфиденциальность — информация о семье должна использоваться только по прямому назначению;
— невмешательство в частную жизнь семьи;
— отказ от оценок и осуждения.
3.2 Интервью и анкетирование.
Метод интервью — это опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие специалиста и отвечающего. Специалист МО ВОС сам задает вопросы и записывает или отмечает в специальном бланке ответы.
Различают свободное и формализованное интервью.
В первом случае (свободное интервью) изначальные формулировки вопросов и их последовательность отсутствует, у специалиста МО ВОС есть только некоторый план относительного того, что нужно узнать. Этот вид интервью требует большей подготовленности человека. При формализованном интервью существует специальный бланк опроса, который и надо заполнить. Изменения в формулировке вопросов и их последовательности не допускаются.
Метод анкетирования — это метод сбора данных, при котором участник заполняет опросник самостоятельно.
И у анкетирования, и у интервью есть свои преимущества и недостатки. Анкетирование подходит тогда, когда, по крайней мере, часть вопросов носит конфиденциальный или интимный характер, и отвечать на них вслух неудобно. В то же время минусом анкетирования является то, что респондент (тот, кто отвечает на вопросы) дает ответы настолько полные, насколько он хочет и так, как он понимает вопросы. При анкетировании нет возможности уточнить то, что осталось неясным. Кроме того, инвалид, недавно потерявший зрение, не имеет возможности заполнить анкету самостоятельно, а в работе с семьей этот метод использовать реально.
Неформальная беседа — является полезным инструментом для сбора информации о семье. У неформальной беседы, в отличие от интервью, нет четкого плана. Это просто разговор на важные для участников темы. Естественно, неформальная беседа возможна не сразу, а после установления хорошего контакта. Собственно, неформальная беседа является и способом получения новой информации о человеке, потерявшем зрение, и его семье, и средством установления более глубокого контакта. Для неформальной беседы особенно важно соблюдение этического принципа конфиденциальности.
По мере того, как инвалид, потерявший зрение и члены его семьи привыкают и начинают доверять специалисту МО ВОС, они могут рассказывать о себе то, о чем раньше не говорили. Очень важно, чтобы это не привело к осуждению, например: «Ах, так вот какой Вы на самом деле» В процессе неформального общения можно узнать информацию, которая негативно характеризует самого инвалида по зрению и членов его семье. К примеру, это может быть злоупотребление алкоголем или употребление наркотиков. В таком случае нужно вежливо и тактично выразить свое беспокойство по поводу того, о чем вы узнали, и предложить, по возможности, посильную помощь. В нашем примере с алкоголизмом это может быть помощь в поиске доступных реабилитационных программ, групп «Анонимных алкоголиков» и т.д.
Для планирования реабилитационной работы с инвалидом по зрению и его семьей нами разработан специальный опросник, который позволит выявить особенности и потребности именно этой семьи.
Опросник составлен таким образом, что возможно его поэтапное заполнение. Какие-то пункты можно заполнить после посещения семьи по итогам неформальной беседы и наблюдения. При этом сразу заполнить опросник по результатам одной встречи, скорее всего, не получится. Для этого необходимо несколько встреч с семьей. Возможно, ответы на какие- то вопросы вы узнаете из предварительной беседы по телефону. Ответы на другие вопросы станут понятны после просмотра документов инвалида, потерявшего зрение, если таковые будут вам доступны и т. д. Кроме того, что сам опросник поможет в разработке плана дальнейшего взаимодействия с семьей и реабилитационной работы, он может быть полезен для хранения и передачи информации о семье, в том числе на случай смены специалиста МО ВОС.
3.3 Определение структуры семьи инвалида.
Структура семьи может определяться по следующим признакам:
— по размеру семьи (число её членов);
— по типу семьи: нуклеарная (ядерная) — семья, состоящая из одной брачной пары с детьми, сложная (к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов), полная, неполная (наличие или отсутствие отца или матери);
— по числу детей в семье;
— по семейному стажу (молодожёны — в браке от 1-2 месяцев до полугода; молодая семья — от полугода до трёх лет семейной жизни; семья, ждущая ребёнка от 2-3 месяцев беременности до появления на свет первенца; семья среднего супружества — от трёх до десяти лет совместного проживания; старшего супружеского возраста -10-20 лет семейного стажа;
— пожилая супружеская пара — возникает после вступления в брак детей и появления внуков;
— по качеству отношений и атмосфере в семье;
— по типу потребительского поведения: семья с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семья с «интеллектуальным» типом потребления, то есть с высоким уровнем расходов на покупку книг журналов и т.д., семья с промежуточным типом потребления и т.д.;
— по особым условиям семейной жизни; студенческая семья, «дистантная» семья (супруги проживают в разных местах), «внебрачная семья» т.п.;
— по социальной мобильности: неактивная семья, семья средней активности; активная семья и т.п.;
— по степени кооперации совместной деятельности: традиционная семья; коллективистская семья; индивидуалистическая семья;
— по характеру психологического климата и т.д.
Определение психологического климата семьи инвалида, потерявшего зрение, потребует от специалиста не только наблюдательности, но и знаний в области психологии личности, психологии семьи. Специалист должен знать, что психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают каждый из членов семьи и от их общих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность за семью. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — с почтением, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
О неблагоприятном психологическом климате в семье говорят в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием внутрисемейного общения. Он возникает в результате совокупности настроения всех членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Для того, чтобы специалисту МО ВОС определить внутрисемейную ролевую структуру, нужно провести большую подготовительную работу. Цель проведения предварительной работы — выяснение роли, которую каждый из членов семьи играет в ней и в каких отношениях он находится с членом семьи, потерявшим зрение. Это позволит определить, какого рода помощь может оказать каждый из них инвалиду, потерявшему зрение и, возможно, предвидеть негативные моменты складывающихся новых отношений в семье. Можно сказать, что судьба человека, потерявшего зрение в зрелом возрасте, в очень большой мере зависит от тех отношений, которые сложились в его семье ещё до потери зрения. Само несчастье, как показывает опыт, в большинстве случаев укрепляет или даже усиливает характер уже существовавших до него отношений. Можно сказать, что плохое в существовавших отношениях становится хуже, а хорошее — лучше. Эта схема может показаться примитивной, но она отражает тенденцию развития внутрисемейных отношений после травматических событий, произошедших с одним из членов семьи.
Чрезвычайно существенным моментом является определение отношения каждого члена семьи к случившемуся и его видение будущей жизни потерявшего зрение родственника, в частности, и семьи в целом.
Специалист МО ВОС должен всемерно замотивировать человека, потерявшего зрение, и его семью на конструктивный лад, открывая перспективы, которые предоставляет грамотно проводимый реабилитационный процесс в восстановлении мобильности инвалида, потерявшего зрение. Основной тезис: утрата зрения — это не катастрофа, а необходимость изменения привычного образа жизни.
Специалист МО ВОС может помочь семье определиться с тем, каким образом семья инвалида, потерявшего зрение, начнет преобразовывать внутри-семейные отношения, чтобы в наибольшей степени помочь потерявшему зрение в процессе адаптации и последующей реабилитации.
С помощью специалиста МО ВОС члены семьи могут договориться, кто в семье и как помогает инвалиду. Помощь специалиста МО ВОС нужна для того, чтобы при необходимости подсказать, какие шаги и в какой последовательности лучше предпринимать, а также кто из членов семьи, на ваш взгляд, лучше с этим справится.
Для распределения ролей в семейной команде желательно провести общее семейное собрание, на котором будут присутствовать все члены семьи, заинтересованные в реабилитации инвалида по зрению, взрослые и подростки.
Например, старшая сестра возьмёт на себя роль инструктора по бытовой реабилитации, а младший брат — сопровождающего в учебных прогулках по освоению ориентировки в ближайшем районе, мать (или жена) займется организацией внутриквартирного пространства и т.д.
Распределение ролей между членами семьи должно происходить в едином реабилитационном процессе, соответственно их возможностям и желанию. При исполнении взятых на себя реабилитационных обязанностей, каждому члену семьи должна быть предоставлена возможность консультироваться с социальным работником. В этом случае процесс реабилитации инвалида, потерявшего зрение, и его семьи в целом будет проходить в более благоприятных условиях.
Для того чтобы лучше понимать ограничения и возможности человека, потерявшего зрение, члены его семьи должны также иметь представление о том, как он воспринимает мир.
4. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ИНВАЛИДА ПО ЗРЕНИЮ
Мировосприятие инвалида по зрению зависит от глубины патологии этой познавательной функции. У человека как биологического вида она имеет ведущее место. Зрячий человек привыкает совершать многие действия под зрительным контролем, даже когда в этом нет особой необходимости.
Так, например, завязать шнурки на ботинках прекрасно можно и вслепую, но зрячий делает это, как правило «с подглядом». Для человека, потерявшего зрение, временная неспособность завязать самостоятельно шнурки, а также выполнять другие простые действия иногда бывает причиной настоящей психологической травмы. Следует объяснить ему, что зрячий «избалован» зрением и часто пользуется им без особой нужды, и что потерявший зрение способен очень скоро научиться выполнять все эти действия без зрительного контроля.
Внезапно потерявший зрение человек испытывает также определённые трудности с сохранением равновесия при передвижении. В этом легко может убедиться каждый зрячий, попытавшись с завязанными глазами пересечь хорошо ему знакомый, достаточно большой зал. Функция равновесия у зрячих также «избалована» дополнительным, хотя и избыточным, участием зрения. Требуется довольно большой срок (от нескольких недель до месяцев), чтобы полностью переключиться на «слепое» чувство равновесия и заодно избавиться от страха перед открытым пространством, которого ты не видишь.
Если у инвалида, потерявшего зрение, сохраняется остаточное зрение, важно объяснить членам семьи, как он с его помощью воспринимает мир и какие возможности использования зрения у него сохраняются. Для этого можно использовать серию специальных фотографических карточек, которые наглядно иллюстрируют восприятие мира людьми с различными видами патологии зрения. При наличии остаточного зрения его характер имеет огромные индивидуальные различия. Однако в любом случае его следует всемерно использовать.
Для более продуктивной совместной работы специалиста МО ВОС с семьей инвалида, потерявшего зрение, следует сформировать адекватную установку на инвалидность как у самого инвалида, так и у членов его семьи.
Под установкой на инвалидность мы будем понимать систему взглядов и отношений личности к себе, к своей инвалидности или к инвалидности своего родственника.
Установка на инвалидность формируется достаточно долго и может быть как более или менее адекватной, так и неадекватной.
Неадекватные установки на инвалидность можно условно расположить на шкале от полного пренебрежения потребностями инвалида, потерявшего зрение, на одном полюсе до гиперопеки на другом. Если всем понятно, чем вредно пренебрежение потребностями инвалидов, то вред гиперопеки необходимо пояснить. Гиперопека чревата тем, что инвалид становится зависимым от других людей, гораздо менее самостоятельным, чем мог бы быть при другой установке родственников, и, как следствие, постепенно утрачивает веру в свои силы, у него занижается самооценка.
Адекватная установка на инвалидность члена семьи включает в себя:
— принятие того факта, что инвалидность есть;
— осознание реальных ограничений, накладываемых инвалидностью;
— понимание того, что, несмотря на инвалидность по зрению у их члена семьи есть в то же время возможности для полноценной жизни;
— отсутствие драматизации событий и переоценки тяжести инвалидности; стремление во всем содействовать успеху лечения и реабилитации.
Очень важно способствовать формированию у членов семьи инвалида, потерявшего зрение, адекватной установки на инвалидность. Формирование такой установки — процесс постепенный. С этой целью специалист может предоставлять информацию о видах реабилитации и возможных результатах после нее, рассказывать о знакомых ему хорошо реабилитированных инвалидах по зрению. Очень целесообразно помочь инвалиду, потерявшему зрение, и его семье войти в контакт с местной организацией ВОС, объединяющей инвалидов по зрению. Ценнейшим подспорьем в работе специалиста МО ВОС может стать привлечение к сотрудничеству активистов МО ВОС-инвалидов по зрению, достигших высокой степени мобильности и бытовой самостоятельности. Пример и слова инвалида по зрению, который смог преодолеть ограничения в связи с инвалидностью, вновь найти себя в жизни, могут быть для человека, недавно потерявшего зрение, и его семьи неизмеримо более убедительными. Активисты местной организации ВОС станут активными участниками реабилитационного процесса, который будет проводиться в данной семье инвалида, потерявшего зрение, помогут разъяснить проблемы, связанные со взаимным непониманием, которые могут возникать при общении незрячего и зрячих членов семьи. У зрячих членов семьи просто нет опыта общения с потерявшим зрение, поэтому они не имеют представления о том, как и чем можно помочь, когда это необходимо сделать, как вообще общаться в новых, изменившихся условиях.
На начальном этапе работы с семьей инвалида, потерявшего зрение, нужно разъяснить членам семьи, что.
1. Человек, потерявший зрение, может быть склонен к стремлению все отрицать.
Инвалид не сразу может смириться со своей слепотой, с теми трудностями, которые при этом состоянии происходят. Поэтому при бытовом взаимодействии возможны конфликтные ситуации по любому поводу (первоначальный выбор меню отрицается по мере подачи ранее названного блюда на стол; соглашается выйти на улицу с одним из родственников, затем отрицает свое согласие и т.д.). Поэтому специалист МО ВОС может порекомендовать членам семьи инвалида, потерявшего зрение, не слишком навязчиво предлагать свою помощь и быть терпеливым в общении с ним.
2. Человек, потерявший зрение, может быть в большей степени раздражительным и гневливым.
Он может раздражаться как на себя, так и на других, обвинять, проклинать и ненавидеть, при этом часто плакать, быть агрессивным, обвинять членов семьи в том, что они не все сделали, чтобы вернуть ему зрение т.д. Нужно учитывать, что, вынося свое раздражение на них, потерявший зрение человек имеет возможность проговаривать свои мысли по поводу своего состояния, поделиться своими душевными переживаниями, снять напряжение. Данное поведение незрячего человека не должно поощряться членами семьи, но и не вызывать от них ответного агрессивного поведения. При этом возможен вариант совместного выяснения данной ситуации всеми членами семьи и определение дальнейшего поведения каждого.
3. Инвалид, потерявший зрение, может быть чрезмерно сосредоточен на своей проблеме, заставляя тем самым жить только его интересами всех членов семьи.
В этом случае специалист должен помочь членам семьи человека, потерявшего зрение, вспомнить о своих увлечениях, о состоянии своего здоровья, о том, что жизнь на этом не закончилась и т.д. Но для этого семья должна подключать своего незрячего родственника к выполнению различных бытовых дел, чаще просить о помощи в той или иной бытовой ситуации.
4. Член семьи, потерявший зрение, имеет право сам принимать решения в своих действиях.
Специалист МО ВОС может объяснить членам семьи, что, если очень хочется помочь что-то сделать для потерявшего зрение, сначала нужно спросить его, нужна ли ему ваша помощь.
5. Инвалид, потерявший зрение во всем имеет право самостоятельного выбора, в том числе и какой-либо покупки.
Поэтому, если человек, потерявший зрение, находится с Вами в магазине, ему следует подробно описывать все качества интересующего его продукта (или вещи). Член семьи может выражать свои «за» и «против», но ни в коем случае не говорить потерявшему зрение, например: «Тебе это не подходит», «Ты это есть не будешь» и т.д. Если человеку дается право выбора, он чувствует себя полноценной личностью, хотя и прибегает к помощи и советам других.
6. Инвалид, потерявший зрение, может не замечать в своей одежде какой-либо непорядок, нечаянно поставленное пятно и т. д.
В этом случае, члены семьи не должны стесняться в деликатной форме сообщить об этом. Специалист МО ВОС или члены семьи, сообщая о каком-либо непорядке незрячему человеку, ни в коем случае не обижают его. Только делать это нужно корректно. Инвалиду неприятен именно тот факт, что ему не сообщили, что у него есть недостатки во внешнем виде. Члены семьи или специалист может помочь инвалиду, а может попросить кого-либо из окружения о помощи. Члены семьи потерявшего зрение должны помнить, что человек не видит движущихся к нему рук, например, если молча попытаться убрать загрязнение на одежде, не ждет этого и этим прикосновением его можно просто испугать.
7. Инвалид, потерявший зрение, находясь в своем доме или квартире, не должен испытывать неудобства.
Если он повесил или положил свои вещи на определенное место, не перекладывайте их, предложите потерявшему зрение самому перевесить или переложить вещи. В этом случае он сможет самостоятельно ее найти, не прибегая к посторонней помощи.
8. Инвалид, потерявший зрение, не видит, что происходит вокруг. Поэтому члены его семьи, сопровождая потерявшего зрение, должны сообщать ему о том, что происходит вокруг.
Входя в комнату, учреждение и т.п., нужно сообщить инвалиду, кто или что находится в помещении.
9. Непреложным правилом при совместном проживании членов семьи с инвалидом, недавно потерявшим зрение, является:
а) объявление о своем появлении в квартире (или в комнате);
б) объявление о своем уходе из жилого помещения. Для инвалида, потерявшего зрение, крайне травмирующей ситуацией может являться факт обнаружения в комнате человека, когда он считал себя пребывающем в одиночестве. Или наоборот, недавно потерявший зрение обращается к вышедшему из комнаты человеку, которого он считал присутствующим. Желательно также, чтобы находящийся с недавно потерявшим зрение в одном помещении, время от времени «озвучивал» свое присутствие какими-либо звуками (необязательно словесными).
10. В помещении, где проживает или находится в данный момент человек, потерявший зрение, не должно быть оставленных наполовину открытых дверей. Они всегда должны быть либо полностью открыты, либо плотно закрыты.
11. Если в семье инвалида, потерявшего зрение, решили поменять расположение отдельных предметов мебели, а также сдвинуть или раздвинуть спальное кресло, открыть или закрыть окно, нужно всегда предупреждать его об этом.
12. Форма предмета и материал, из которого сделан, не должны вызывать неприятных ощущений и тем более способствовать получению травмы инвалидом при его осязании.
При обустройстве жилища для инвалида, потерявшего зрение, следует также учитывать, что сочетание комфорта и дизайнерского мастерства так же, как и для любого другого человека, является позитивным фактором.
13. Во время приёма необходимо предупреждать потерявшего зрение, что перед ним ставят тарелку супа, бокал или чашку с напитком.
Если слепой человек выразит такое желание, можно сообщить ему о расположении отдельных элементов блюда на тарелке, пользуясь при этом схемой часового циферблата, например: на 12 часах мясо, на 6 — огурцы, на 3 — картофель. Можно предложить нарезать мясо, насыпать сахар в чай и т.п. Но никогда нельзя делать этого без согласия незрячего.
14. Если потерявшему зрение, нужно поставить личную подпись на документе, в этом случае нужно указать место для подписи, направляя его руку на нужное место на документе.
15. Человек, потерявший зрение пользуется деньгами также, как и зрячий человек.
Но нужно соблюдать при этом правило: когда вручаете человеку, потерявшему зрение, деньги, подавайте каждую банкноту или монету по отдельности, обозначая её ценность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомство с семьёй инвалида по зрению — первый, и существенно важный этап процесса реабилитации инвалида. От того, насколько успешным будет этот этап, зависит успешность и эффективность всех дальнейших шагов на пути адаптации и приспособления инвалида к своему физическому состоянию. В пособии были рассмотрены вопросы организации первичного знакомства, построения отношений с инвалидом по зрению и его семьёй, налаживанию конструктивного контакта, методы и средства начальной реабилитации.
Самое важное, о чём стоит помнить: изложенный материал предполагает активное участие в процессе реабилитации каждой из сторон — и семьи, и самого инвалида по зрению, и специалиста МО ВОС, как представителя оказывающей помощь организации. В отсутствие грамотно начатого и построенного личностного контакта большинство дальнейших шагов окажутся бессмысленными.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быков А. А. Коррекция негативных психологических установок инвалидов по зрению. — М.: 2006.
2. Быков А. А. Стратегия и тактика телефонного общения (принципы конструктивного телефонного диалога). — М.: 2006.
3. Быков А. А. Стресс-менеджмент. — М.: 2006.
4. Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению. Преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших./ Под ред. к.п.н. С.Н. Ваньшина, О. В. Сергеевой. М.: — 2004.
5. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М.: 1985.
6. Навстречу незрячему. Методическое пособие. — Волоколамск: 1998.
7. Настольная книга реабилитолога./ Под ред. к.п.н. С. Н. Ваньшина. — М.: 2007.
8. Рабочий словарь тифлореабилитолога./ Под ред. к.п.н. С.Н.Ваньшина. М.: 2007.
9. Солсо Р П. Когнитивная психология. — М.: 1996. Калуга: 1998.
10. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей //Социальное обслуживание. — 2004. — М93.
11. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии/Отечественный журнал социальной работы. 2005. — М93.

Приложение
Опросник
Заполняется по результатам беседы с инвалидом, потерявшим зрение и членами его семьи, а также по результатам наблюдений. Может быть заполнен в несколько приемов.
1. Фамилия, имя, отчество человека, потерявшего зрение_________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Возраст_________________________________________________________
3. Инвалидность (есть,нет)___________________________________________
3.1. Группа инвалидности______________________________________________
3.2. Причина инвалидности____________________________________________
3. 3. Являетесь ли Вы членом ВОС________________________________________
3. 4. В какой местной организации ВОС состоит на учете (укажите адрес) ____________________________
3.5. Время потери зрения (как давно произошла)___________________________
3.6. Остаток зрения (есть, нет)__________________________________________
4. Жилищные и бытовые условия:
4.1. Жилищные условия (нужное подчеркнуть):
• Квартира отдельная;
• Квартира коммунальная;
• Частный дом;
• Комната в общежитии;
• Наличие отдельной комнаты для инвалида по зрению (есть, нет)_________
______________________________________________________________________
4.2. Бытовые условия в квартире (отметьте наличие):
• Санузел;
• Водопровод;
• Горячее водоснабжение;
• Центральное отопление;
• Газовая плита;
• Электрическая плита;
• Прочее.
5. Состав семьи, отношения в семье:
5.1. Члены семьи, проживающие вместе с человеком, потерявшим зрение (перечислите членов семьи и укажите их возраст и родственные отношения с человеком, утратившим зрение).
Имя Возраст Степень родства
Имя Возраст Степень родства
5.2. Супружеский стаж ( время, прошедшее с момента создания семьи)______
_____________________________________________________________________
5.3. Время создания семьи (нужное подчеркнуть):
• Семья создана до получения инвалидности;
• Семья создана после получения инвалидности;
5.4. Оценка супругами состояния семейных отношений, брака (отметьте подходящее):
• Положительная;
• Удовлетворительная;
• Неудовлетворительная.
5.5. Материальное положение (доход в семье на одного
человека в месяц)__________________________________________________руб.
5.6. Какую работу человек, потерявший зрение, выполнял и выполняет по хозяйству:
До утраты зрения_______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
После утраты зрения_______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5.7. Отношение родных и близких к человеку, потерявшему зрение (отметьте соответствующее, по Вашим наблюдениям):
• Адекватное;
• Гиперопека;
• Неприязненное;
• Иное
5.8. Наличие и характер внутрисемейных затруднений, вызванных утратой зрения одним из членов семьи (в чем выражаются, по словам членов семьи и по Вашим наблюдениям___________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Образование и профессиональная деятельность человека, потерявшего зрение.
6.1 Образование (нужное подчеркнуть):
• Высшее;
• Незаконченное высшее;
• Среднее специальное;
• Среднее;
• Неполное среднее.
6.2. Профессия______________________________________________________
6.3. Место работы на момент утраты зрения______________________________
______________________________________________________________________
6.4. Должность на момент утраты зрения_________________________________
______________________________________________________________________
6.5. Возможность продолжать прежнюю работу (нужное подчеркнуть):
• Сохранилась полностью;
• Сохранилась частично;
• Не сохранилась.
7. Досуговая деятельность (до и после утраты зрения)
7.1. Как человек проводит свободное время_______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7.2. Какие совместные формы проведения свободного времени предпочитают в семье?________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Информированность о возможностях незрячих.
8.1. Информированность о потенциальных возможностях слепых (отметьте то, о чем человек, потерявший зрение информирован):
• Всероссийское общество слепых;
• Система реабилитации инвалидов по зрению, центры реабилитации, социальные службы;
• Возможности профессиональной деятельности;
• Возможности учебной деятельности;
• Возможности проведения досуга;
• Периодическая печать для незрячих, литература, «говорящая» книга;
• Законодательство РФ и льготы для данной категории населения;
• Иное.
9. Адаптация к потере зрения
9.1. Уровень бытовой самостоятельности (самообслуживание и домоводство) инвалида по зрению:
• Высокий (полностью обслуживает себя и выполняет работы по дому)
• Средний (частично обслуживает себя и может выполнять некоторые работы по дому);
• Низкий (практически не обслуживает себя и не может выполнять работы по дому).
9.2. Уровень мобильности инвалида по зрению (отметьте то, что соответствует ситуации):
• Самостоятельно ориентируется в квартире;
• Самостоятельно ориентируется в пространстве с помощью: трости, сопровождающих, собаки-проводника, не выходит из дома.
9.3. Получение и передача информации (отметьте то, что соответствует ситуации):
• Читает и пишет по системе Брайля;
• Использует плоскопечатный шрифт;
• Использует диктофон;
• Использует лупу;
• Использует компьютерные технологии;
• Использует помощь другого человека.
9.4. Знакомы ли инвалид по зрению и его семья с людьми, оказавшимися в похожей ситуации______________________________________________________
9.5. Психологическое состояние инвалида по зрению и членов его семьи (отметьте то, что показалось вам соответствующим состоянию инвалида).
9.5.1 Психологическое состояние инвалида по зрению:
• Подавленное;
• Чрезмерно оптимистичное;
• Спокойное;
• Агрессивное;
• Безразличное;
• Другое.
9.5.2. Психологическое состояние членов семьи инвалида ____________________
_______________________________________________________________
9.6. Ожидания по поводу реабилитации:
• План действий семьи по поводу дальнейшей жизни (если эта картина расходится, напишите все варианты и укажите, чье это мнение);
• Какие шаги человек, потерявший зрение, и его семья собираются предпринять, чтобы изменить ситуацию?
• Кто в наибольшей степени помогает человеку, потерявшему зрение, справляться с трудностями?
• Кто в наибольшей степени оказывает человеку, потерявшему зрение, эмоциональную поддержку?
• Кто в наибольшей степени оказывает семье человека, потерявшему зрение, эмоциональную поддержку?
• Какая помощь в первую очередь необходима семье в данное время (по мнению членов семьи)?
• Помощь каких специалистов необходима человеку, потерявшему зрение (по его мнению и мнению семьи)?
• Какую помощь семья человека, потерявшего зрение, хотела бы получить от социальной службы?
• Каких результатов ожидает человек, потерявший зрение, от реабилитационной работы?
• Какого результата ожидает семья инвалида по зрению от реабилитационной работы?
10. Контакты семьи:
Адрес:_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Телефоны:____________________________________________________________
____________________________________________________________________