Главная - Выпуск 11

Выпуск 11

Введение

Давно известно, что Интернет – это Глобальная сеть, в которой можно найти любую информацию от элементарных рекомендаций по ведению хозяйства, до научной литературы. Сеть Интернет появилась в 1970 году и вскоре стала набирать популярность среди обычных пользователей.
В России Интернет появился несколько позже, чем в странах западной Европы и США, однако развивается он с огромной скоростью, становясь все более привлекательным для различных слоев населения.
В настоящее время жизнь без Интернета не представляется возможной: разрабатывается интерфейс для работы по средствам сети всех объектов, как социальной инфраструктуры, так и в других сферах жизнедеятельности. Многим из нас уже довольно сложно представить свою жизнь без того, чтобы использовать Глобальную сеть с целью высвобождения временных ресурсов: купить продукты или другие товары, не выходя из дома, оплачивать услуги или оформить необходимые документы, обращаясь в различные учреждения.
Наиболее актуальным и востребованным Интернет стал для людей с различной инвалидностью, в том числе, для слепых и слабовидящих. Многие до сих пор считают, что именно незрячим Глобальная сеть практически недоступна, так как они не могут пользоваться компьютерной техникой, но это далеко не так. В последние годы все больше людей с инвалидностью по зрению более активно овладевают компьютером и вливаются в ряды постоянных пользователей Сети. С начала двухтысячных годов появилось несколько чатов с доступным для слепых интерфейсом, адаптируются сайты многих учреждений, появляются версии поисковых систем и социальных сетей доступные для людей с ограниченными возможностями, однако, к сожалению, таких ресурсов пока недостаточно для полноценного использования Интернета в жизни инвалидов по зрению.
С тех пор, как у незрячих людей появилась возможность овладения компьютером практически в полном объеме, значительно изменяется качество их жизни: расширяется круг общения, появляется доступ к информации различного рода, включая просмотр печатных СМИ, чтение как художественной, так и профессиональной литературы. Также появляется возможность получения полноценного образования без помощи ассистентов, секретарей и других здоровых помощников.
Однако, не смотря на то, что с развитием информационных технологий возможности инвалидов по зрению существенно расширяются, можно отметить и негативную сторону процесса внедрения Интернета в повседневную жизнь незрячих. Многие инвалиды по зрению, особенно тотально слепые, замыкаются в «четырех стенах», их реальное общение заменяется виртуальным, а процесс адаптации к реальной жизни и вовсе прекращается, в виду того, что как сами незрячие, так и члены их семей не осознают необходимости обучения элементарным социально-бытовым навыком и ориентировке в пространстве, так как ошибочно считают, что Интернет с его возможностями облегчает их жизнь и позволяет полноценно интегрироваться в обществе.
Постоянно общаясь в Интернете в социальных сетях, на различных форумах и других ресурсах, незрячий человек ощущает себя полноценным. Отсутствие зрения в Сети практически никак не сказывается на взаимоотношениях виртуальных партнеров, но как только слепой оказывается в ситуации контакта с реальным собеседником, он, как правило, теряется, замыкается в себе и, зачастую, уходит от общения. Это может быть связано как с несформированностью необходимых навыков общения и взаимодействия с окружающими вне своего дома или постоянного трудового коллектива, так и с отсутствием опыта общения вне Сети.
Другим аспектом данной проблемы является то, что довольно часто инвалиды по зрению не только в реальной жизни, но и в рамках сети Интернет отказываются от контактов вне «своего круга». Часто они создают сообщества, почтовые рассылки и группы в социальных сетях только для общения слепых и слабовидящих, что также не способствует их реабилитации и адекватному общению пользователей Сети.
Таким образом, современные достижения в информационных технологиях могут не только способствовать расширению возможностей жизнедеятельности и реабилитации инвалидов по зрению, но и наоборот еще более затруднять процесс их адаптации и формирование жизненно необходимых навыков.
Данное пособие адресовано руководителям и специалистам общественных организаций инвалидов по зрению, как на местном, так и на региональном уровне, специалистам служб социальной защиты и занятости, социальным работникам, реабилитологам и непосредственно инвалидам по зрению, а так же родителям незрячих и слабовидящих детей.

Сетевой этикет: использование ресурсов сети Интернет инвалидами по зрению

«Заговори, чтобы я тебя увидел». Сократ
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Гегель

Виртуальное общение отличается от обычных контактов с реальными собеседниками тем, что взаимодействие происходит через компьютер, мобильный телефон, планшет и другие средства связи. В процессе такого взаимодействия собеседник не видит своего партнера по общению, если речь не идет о технических решениях, позволяющих осуществлять видео связь.
Интернет, являясь зеркальным отражением реальной жизни, включает в себя, как позитивные, так и негативные её стороны. В борьбу с негативными ситуациями вступает растущая потребность в соблюдении определенных «правил поведения», которые делают сетевые коммуникации удобными и безопасными. Правила поведения и правила хороших манер для пользователей Сети часто именуют «сетевым этикетом» или «с этикетом».

Основные правила сетевого этикета
базируются на десяти принципах:

1. Общаясь виртуально, необходимо помнить, что вы говорите с человеком.
Отстаивая свою точку зрения, позицию или мнение, нельзя прибегать к оскорблению окружающих. Нужно понимать, что во время разговора в чате, в конференции или по электронной почте можно легко допустить ошибку в толковании слов собеседников, так как отсутствует возможность наблюдать за оппонентом и отслеживать его реакции. Так же нужно помнить, что хоть общение и происходит по средствам компьютерной техники, в Сети мы сталкиваемся с реальными людьми.
2. Общаясь в Интернете, нужно придерживаться тех же стандартов поведения и правил этикета, что и в реальной жизни.
Люди иногда забывают о том, что «за экраном» находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни.
3. Необходимо помнить, где вы находитесь в виртуальном пространстве.
То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки – послушайте, как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор. Ведь в реальной жизни в разных местах мы ведем себя совершенно по-разному, в зависимости от места пребывания, обстановки и принятых в данном сообществе норм и правил.
4. Нужно уважать время других.
Когда вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение на конференцию, вы фактически претендуете на чье-то время.
Понятие «возможности» включает в себя пропускную способность канала, по которому происходит связь и физическую емкость носителей информации на удаленном компьютере.
Прежде, чем отправить свое письмо, подумайте, действительно ли получатели нуждаются в нем. Если вы ответите себе «нет», лучше не тратить их (и свое) время.
5. Так же важно «сохранить свое лицо».
В Сети человека оценивают по тому, как и что он пишет. Правила грамматики играют огромную роль. Нужно так же отдавать отчет в том, что вы говорите. Недостоверная информация может вызвать целую «бурю» эмоций в сети, следовательно, прежде чем писать, необходимо убедиться в том, что информация достоверна, а послание ясно и логически выдержано.
Так же не стоит оскорблять пользователей, ненужно идти на конфликт ради самого конфликта, что наиболее часто встречается в общении между собой незрячих пользователей.
6. Помогайте другим там, где вы это можете делать.
Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие.
Если Вы обнаружили или сами сочинили документ, который может быть интересен другим, отправьте его на конференцию. Обмен опытом – увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.
Существуют специальные ресурсы, где незрячие пользователи обмениваются информацией и куда можно обратиться за помощью, например, в поиске специальной литературы, а так же различных приложений для смартфонов или компьютера доступные для использования без зрения.
7. Не стоит так же ввязываться в конфликты и затевать их.
Запрещает ли сетевой этикет флеймы? Не совсем.
Флеймы [Флеймы (flames) – это эмоциональные замечания, часто это сообщения, где такт — не самое главное, а цель – вызвать реакцию пользователей. Флейм – это «спор ради спора»] – тоже старая традиция Сети. Флеймы могут доставлять удовольствие, как сочинителям, так и читателям.
Но сетевой этикет против флеймов, перерастающих в войны – серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии. Такие войны могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую обстановку.
В общении незрячих пользователей в специально созданных ими сообществах флеймы встречаются достаточно часто. Даже создаются электронные рассылки, где люди не стесняются в подобных проявлениях и такое общение в итоге и становится целью создания такого пространства.
В качестве примера можно привести негативный опыт чата «невидимка», созданного специально для общения слепых и слабовидящих на различные темы. Несмотря на строгие правила, прописанные модераторами, пользователи все чаще прибегали к открытым конфликтам, оскорблениям, грубым обсуждениям личности окружающих и т.п. В результате большая часть посетителей ресурса его вскоре перестали использовать для общения.
8. Уважайте права пользователей на частную переписку.
Многие ресурсы сети предлагают опцию режима приватности, чтобы другим пользователям не была доступна переписка тех, кто воспользовался этим режимом.
9. Не злоупотребляйте своими возможностями.
Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Обладая более широкими знаниями или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться.
10. Учитесь прощать другим их ошибки.
Когда кто-то допускает ошибку – будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ – будьте к этому снисходительны. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным.
Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его ошибку, сделайте это корректно и лучше в частном письме.

Правила этикета при общении в чате:

1. Обязательными элементами поведения в чате являются приветствие собеседников при входе и прощание при выходе.
2. Особенностью чата является ограниченная длина сообщений.
3. Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому, иногда прибегаем к использованию «смайликов».
Следует помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить 1 – 2 смайлика, но не более.
Незрячему собеседнику большое количество смайликов затрудняет прочтение текста сообщения, однако в программах экранного доступа на сегодняшний день встроены скрипты, позволяющие синтезатору речи озвучивать смайлики.
4. Вопросы желательно формулировать четко, однозначно. Их нужно поставить так, чтобы можно было написать краткий ответ.
5. Не рекомендуется вести параллельно несколько разговоров – можно «запутаться», поскольку сложно сконцентрироваться на двух или более вопросах одновременно.
6. Общение в нескольких чатах одновременно для незрячих пользователей чревато еще и тем, что можно перепутать окна и написать ответ тому, кому он не предназначен. Особенно это касается приватной переписки или деликатных тем разговора, можно попасть в крайне неприятную ситуацию.
7. Не следует обращать внимания на злобные выпады. Соблюдайте этикет и уважайте права собеседника. Отвечайте только на заданный вопрос. Если вопрос не понятен – уточните.
8. Прежде, чем ответить – обдумайте вопрос, ведь главное не скорость, а содержательность ответа.
По сути, эти правила этикета для сети Интернет ничем не отличаются от общепринятых норм поведения, только вносят некоторые дополнения, обусловленные особенностями виртуального общения. Но, в любом случае, следует помнить главное право – обращаться с другими людьми нужно так, как хотелось бы, чтобы они обращались с вами.

Особенности общения инвалидов по зрению в сети Интернет

Неоспоримым фактом является то, что Интернет в настоящее время — это самый объемный источник информации. Его возможности, такие как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
Особенно востребованной в качестве инструмента для общения Глобальная сеть стала для незрячих и слабовидящих пользователей. Это связано с тем, что, во-первых: благодаря Интернету у инвалидов по зрению появилась возможность общаться с множеством людей независимо от расстояния, на котором находятся собеседники; во-вторых: общение по средством сети расширяет границы, ведь для многих незрячих в отдаленных регионах появилась возможность не только общаться как с другими незрячими, так и находить партнеров по интересам, но и обучаться и, впоследствии, работать через Интернет.
Ни для кого не секрет, что общение является непременным условием развитие психики, адекватной социализации не только ребенка, но и взрослого человека, а так же ресоциализации поздно ослепшего. При нарушении или полном отсутствии зрения роль речи возрастает, так как она берет на себя еще и компенсаторную функцию. Однако, при общении с условно здоровыми партнерами в обычной жизни, незрячие сталкиваются с определенными трудностями, которые связаны с анализом ситуации речевого общения и невозможностью или сложностями в восприятии невербальных элементов общения: характеристики партнеров по общению, расстояния между ними, позы, мимики, жестов и т.д.
Огромную роль в общении играет обратная связь. Полное выключение или существенное ограничение зрительного канала может оказывать отрицательное влияние при взаимодействии партнеров по общению.
Говоря об общении инвалидов по зрению, выделяют три специфических ситуации:
1. Зрячий – незрячий. В этом случае затруднения связаны с тем, что, как правило, зрячий партнер, не учитывая особенностей и возможностей незрячего, широко использует невербальные средства общения: жесты, мимика, пантомимика, создавая тем самым дефицит понимания у незрячего партнера.
При общении в Интернете такой проблемы не возникает, так как обмен информацией происходит через компьютер, собеседники друг друга не видят, все они находятся практически в равном положении по отношению друг к другу, если речь не идет об общении через видео связь. Единственная сложность, возникающая у незрячего при общении со зрячим партнером в сети, состоит в том, что он не может видеть фотографий, графических изображений, картинок и прочего. В такой ситуации незрячие обычно просят прокомментировать изображение и неловкости не возникает.
Для незрячих пользователей практически так же, как и для здоровых доступны обозначения так называемых смайликов, с помощью которых в процессе общения выражаются определенные эмоции. Можно сказать, что для слепых при общении в Сети появляется возможность некоторого невербального общения, благодаря чему сглаживаются коммуникативные барьеры и отсутствие зрения уже не так значительно влияет на качество коммуникации.
2. Незрячий – зрячий. В этом случае контакт между партнерами так же может оказаться затруднен, так как считается, что у многих незрячих в силу ряда причин речь достаточно бедна интонационно, практически не сопровождается выразительными движениями, особенно мимикой. Точно так же, как и слепой, зрячий может испытывать затруднения при таком контакте из-за маскообразного лица и ничего не выражающих глаз.
Стратегия зрячего партнера в ходе общения должна в этом случае заключаться в постоянном поддержании разговора, использовании различного рода восклицаний, реплик, разъясняющих ситуацию, тактильном контакте и т.д.
При общении в сети эта проблема тоже снимается в виду того, что партнеры друг друга не видят и отрицательных реакций зрячий партнер не испытывает, ему так же не приходится тратить силы и ресурсы на выстраивание беседы в определенном ключе, а взаимодействие протекает уже более предметно и цель общения достигается быстрее. Более того, при общении в сети незрячий может и не сообщать партнеру о своем зрительном дефекте, и общение протекает для незрячего безболезненно.
3. Незрячий – незрячий. В этом варианте общение проходит достаточно гладко, сложностей в понимании друг друга практически не возникает. При общении инвалидов по зрению в своей среде наблюдаются определенные особенности, связанные с ограничением или отсутствием зрения, в некоторых случаях можно даже говорить о своей субкультуре. Многие незрячие целенаправленно ограничивают свою жизнедеятельность, сводя контакты к минимуму и стремясь общаться только с инвалидами по зрению.
Та же тенденция наблюдается и при взаимодействии инвалидов по зрению в Интернете. Многие незрячие, обучившись компьютерной грамотности и работе в сети, все так же предпочитают практически не выходить за рамки созданных для слепых и слабовидящих сообществ в социальных сетях и разработанных для них специализированных ресурсов.
Преимущество сетевого общения состоит в том, что в Сети человек может позволить себе раскрыться так, как не может сделать этого в обычном общении, и показать те стороны, в том числе, негативные, которые скрыты в повседневности. Особенно это проявляется тогда, когда слепой человек не смог себя реализовать: обучение уже закончено, а на работу по ряду причин устроиться не получается. В этом случае он, как правило, ищет в Сети понимание и поддержку и попадает в тот круг общения, где и собираются инвалиды по зрению с аналогичными проблемами. Свободного времени у нереализованных незрячих более, чем достаточно, а занять его нечем, особенно, если инвалид проживает в глухой или мало населенной местности, где плохо развита инфраструктура, а о доступности среды и вовсе никто не слышал.
Такое общение в сообществах, в чатах, на форумах часто носит бессмысленный характер и сводится к тому, что каждый в силу своих особенностей, возможностей и степени развития стремится проявить себя в полную силу, не заботясь об интересах и потребностях партнеров и не замечая, что самоутверждаются за счет себе подобных. Часто такие беседы переходят в конфликты, которые впоследствии и становятся тем самым толчком для незрячих к бурным проявлениям себя в разрешении таких ситуаций, где и можно показать себя в полной мере: свои качества, сильные и слабые стороны.
Общение в Сети постепенно заменяет реальную жизнь, они путают реальные отношения с виртуальными, перестают замечать своих близких и их потребности в общении с ними, а попытки вступить в диалог или отвлечь каким-либо способом от компьютера приводят к серьезным конфликтам в семьях. В этом случае можно говорить о формировании у инвалидов по зрению интернет-зависимости.
М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

1. Психологические симптомы:
• Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
• Невозможность остановиться;
• Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
• Пренебрежение семьей и друзьями;
• Ощущение пустоты, раздражение, возникающие во время любой деятельности, не связанной с компьютером;
• Скрывание от работодателей или членов семьи правды о своей деятельности;
• Проблемы с работой или учебой.

2. Физические симптомы:
• Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
• Сухость в глазах (для слабовидящих);
• Головные боли, мигрени;
• Боли в спине;
• Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
• Пренебрежение личной гигиеной;
• Расстройства сна, изменение режима сна.

Ошибкой родственников инвалидов является то, что они, полагая, что если лишить слепого средства общения: компьютера или мобильного устройства, отношения наладятся, он снова «вернется», но это огромное заблуждение. Лишенный единственно возможного для него способа реализовать себя, хоть и не в полной мере, незрячий замыкается в себе еще больше, становится агрессивным как к себе самому, так и к близким, могут появиться даже суицидальные мысли, а окружающие могут стать для них «врагами», которые намерено делают все, чтобы он находился в полном одиночестве.
Если незрячий полностью уходит в виртуальные отношения, у него нет или он не видит другого способа коммуникации, взаимодействия с людьми и самореализации. Члены семьи незрячего могут помочь лишь в том случае, если обозначат реальную возможность реализовать себя вне сети Интернет. Это может быть как участие в его жизни, интерес к его потребностям, его жизни в целом, полноценное общение, так и принятие мер, направленных на реабилитацию: помощь в обучении, содействии в приобретении необходимых навыков, поиск реабилитационных учреждений и т.д.

Проблема формирования личности молодых инвалидов по зрению в современных
условиях

Если раньше считалось, что инвалид по зрению недостаточно полноценен, его возможности жестко ограничены, а большинство незрячих ведет однообразную и скудную жизнь, на сегодняшний момент представления людей в своем большинстве изменились. Связано это с тем, что во всем мире происходят стремительные изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, меняется отношение общества к инвалидам.
Для инвалидов по зрению существенно расширяются возможности не только в социально-бытовой, образовательной, но и профессиональной сфере. Еще несколько десятков лет назад выбор жизненного пути незрячего был практически с раннего детства определен. После специализированной школы у инвалида по зрению было несколько вариантов: работа на учебно-производственном предприятии ВОС, получение среднего специального образования: как правило, это либо профессия музыканта, либо массажиста, ну, а для наиболее амбициозных и целеустремленных молодых людей была возможность получения высшего образования, но с весьма ограниченным спектром профессий.
В настоящее время для незрячих и слабовидящих создаются наиболее благоприятные условия для включения их в общественные отношения. Этому способствует развитие информационных технологий. Компьютер становится основным орудием деятельности, производства, инструментом для общения и т.д. По средствам сети Интернет инвалид по зрению может полноценно участвовать во всех сферах жизнедеятельности: экономической, политической, культурной, научной.
Влияние Интернета на развитие и формирование личности инвалидов по зрению не может быть однозначным. Можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны.
Появляется возможность развития определенных способностей, я-концепции, мотивационной сферы незрячего.
Интернет-взаимодействие содействует социализации инвалидов по зрению в общество, дает возможность активного взаимообмена, виртуального общения. Поэтому для многих виртуальный мир становится едва ли не единственным местом, где они, чувствуя себя вполне защищёнными, могут взаимодействовать с другими и проявлять своё Я: на языке социальной педагогики это обозначается как социальная адаптация-приспособление и индивидуализация-обособление социальная адаптация (или приспособление) в сети Интернет представлена следующими видами деятельности:
• Обмен информацией с помощью электронной почты или Web-переписки;
• Сотрудничество с целью создания общего интеллектуального продукта;
• Соревновательная деятельность, которая реализуется с помощью сетевых олимпиад и конкурсов;
• Участие в телеконференциях.
Однако оказывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности, способности к работе, которую ранее незрячий человек выполнять не мог, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений «человек — человек» у молодых инвалидов по зрению, включенных в компьютеризированную деятельность. В личностном развитии у них преобладают характеристики человека-деятеля и плохо развиты свойства человека — субъекта социальных взаимоотношений.
Они менее осведомлены обо всех тонкостях человеческих взаимоотношений, все происходящее склонны оценивать логически, рационально, с помощью мыслительных операций, что не всегда приемлемо для межличностных отношений.
Для инвалидов характерна компенсаторная модель поведения в Интернете. И до распространения Интернета известны примеры инвалидов, которые могли создавать себе виртуальное пространство или использовать случайно подвернувшееся для того, чтобы, по крайней мере, существовать там без заболеваний, а то и функционировать в режиме устойчивого доминирования. Это может быть и собственная писательская деятельность (Клиффорд Чаттерли), и рассказ о двойнике (экранизация повести Яна Бжехвы «Путешествие пана Кляксы»), и сны («Одиссея» – имеется в виду сериал о мальчике, впавшем в кому и видящем себя в мире, где нет взрослых). Нет числа фильмам, где антагонист, являющийся «компьютерным злодеем» – искалеченный человек на инвалидной коляске. Оба приёма виртуального мира (психический и технический) ещё в «докомпьютерную эпоху» были использованы Яном Вайссом в повести «Дом в тысячу этажей», где главный герой, находясь в бараке лагеря для военнопленных, во сне оказывается в другом мире, в котором, пользуясь своим преимуществом (невидимостью — своё решение сюжета «человека-невидимки») противостоит антагонисту — таинственному Муллеру. При этом виртуальный Муллер пытается представить себя богом, а реально он оказывается уродливым человечком. Самый недавний по времени пример попадания в виртуальное пространство человека с ограниченными (точнее, намеренно и искусственно ограниченными) возможностями без Интернета — фильм «Запрещённый приём».
Наличие виртуальной личности оказывает влияние на реальную психическую и социальную деятельность человека, а в условиях тотального включения в информационные технологии приводит к значительным внутренним изменениям. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект — информационная система, процессы целеполагания, потребностно — мотивационная регуляция деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на объективацию человеческих потребностей в процессе виртуальных взаимодействий.
Как говорилось выше, уход от действительности и формирование зависимости от виртуального мира является, в основном, следствием неудовлетворенности основных потребностей инвалида. Как правило, большинство незрячих сталкивается с непониманием и неприятием зрительного дефекта в семье и ближайшем окружении. Особенно это касается тех семей, где родители не имеют проблем со зрением и никогда не сталкивались с такими людьми. Такие родители, зачастую, сначала отказываются принимать эту ситуацию и, вместо того, чтобы с самого раннего детства способствовать адекватной социализации такого ребенка, максимально адаптировать его к жизни в современных условиях, обучить его необходимым навыкам. Они начинают ходить по всем медицинским и около медицинским учреждениям, пытаясь любой ценой вернуть зрение, даже, если диагноз ставится окончательно и никаких надежд на восстановление зрения быть не может. Затем наступает момент, когда все медицинские учреждения пройдены, родителям нужно растить и воспитывать слепого ребенка. Родителям необходимо принять решение, как и в каких условиях, воспитывать слепого ребенка.
Можно выделить несколько типов негативного отношения родителей слепых детей, отказавшихся принять инвалидность своего ребенка.
1. Гипер опека.
Родители излишне опекают своего ребенка, жалеют и не позволяют выполнять даже посильную работу. При этом родители становятся для ребенка своеобразными «костылями», без которых он не может справиться даже с простой ситуацией.
В итоге, когда такой ребенок вырастает, он практически не приспособлен к жизни, не умеет ничего, вплоть до соблюдения личной гигиены и способности одеться. Если такой ребенок получает навык работы на компьютере, то, скорее всего, он «с головой» уйдет в интернет. Ведь только там он сможет почувствовать себя полноценным и безопасно общаться и презентовать себя. Ведь, как правило, таких молодых людей не принимает ни общество себе подобных: в специализированных коррекционных школах они становятся изгоями, их травят более социализированные и адаптированные ребята, их стесняются и испытывают к ним отвращение; ни общество обычных людей: они представляют собой убогих людей, их инвалидность бросается в глаза.
2. Неприятие слепоты ребенка.
Родители вытесняют недостатки ребенка и требуют от него выполнения непосильных задач. При этом ребенок не чувствует понимания со стороны родителей, теряет уверенность в своих возможностях, озлобляется или замыкается в себе.
В такой ситуации интернет становится единственным пространством, где молодой человек чувствует себя нужным, получает необходимое внимание, понимание, одобрение, только там он чувствует себя уверенным в себе.
3. Родители стесняются своего ребенка и изолируют его от общества. Подобная позиция формирует негативный «Образ-Я» ребенка, ощущение неполноценности и замедляет темп его развития.
В этом случае Интернет дает ему возможность общения и взаимодействия с другими людьми, и быть самим собой.
4. Родители не принимают ребенка, обижают и притесняют его в правах. Данный тип отношений к ребенку провоцирует негативизм и агрессивное поведение.
Интернет дает подросшему ребенку возможность разобраться в том, на что он имеет право, получить понимание и по возможности консультации психологов и юристов. В следствии, такой молодой человек так же находит круг общения в виртуальном пространстве, а возможно, и получает шанс на дальнейшее образование.
5. Родители не принимают участие в воспитании своего ребенка, переложив ответственность на специализированные учреждения.
В этой ситуации таких детей вполне можно сравнить с детьми из детских домов и все описанные проблемы детей-сирот здесь окажутся актуальными. Существует риск того, что молодой человек, выйдя из стен коррекционной школы-интерната, окажется не готов к самостоятельной жизни и не сможет адаптироваться в социуме в условиях обычных трудовых или студенческих коллективах.
В сети такие молодые люди, скорее всего, по жизни будут искать значимых взрослых, которые будут выполнять для них роль более сильного, мудрого родителя.
При таких позициях родителей по отношению к незрячим детям интернет, скорее не помогает им развиваться, получать образование, в какой-то мере компенсировать дефект зрения, а является источником удовлетворения основных потребностей, которые молодой инвалид по зрению не может удовлетворить приемлемыми способами в обычной жизни.

Заключение

В современных условиях сеть Интернет стала неотъемлемой части жизни большинства людей. Для инвалидов развитие информационных технологий представляет собой огромный спектр возможностей не только для жизнедеятельности в целом, но и предоставляет новые, более широкие возможности для развития, образования, наиболее полной социализации.
Для слепых и слабовидящих информационные технологии дают еще и возможность скомпенсировать отсутствие зрения. Если раньше для обучения и обмена информацией незрячим использовался только рельефно-точечный шрифт Брайля и различные аудио носители, а специализированные библиотеки были практически единственным источником, где можно было брать необходимую литературу, то сейчас инвалидам по зрению доступно большинство ресурсов интернета как для получения образования, самообразования и развития, а в дальнейшем и трудоустройства, так и проведения досуга.
Также расширяются возможности для общения, взаимодействия со зрячими, поиска сообществ по интересам и т.д.
Однако есть и негативные стороны опоры только на использование информационных технологий в жизни незрячих. Все больше мы слышим о том, что от шрифта Брайля нужно отказаться, так как владеют им всего 10% от всех инвалидов по зрению в нашей стране. Так же наблюдается тенденция к сокращению числа специализированных коррекционных школ для слепых и слабовидящих и переходу к инклюзивному образованию. Для инвалидов по зрению в настоящее время такой подход может обернуться тем, что они вообще будут выключены из системы среднего, согласно конституции РФ, обязательного для всех образования, так как ни современная инклюзивная школа, ни тем более массовая, не готова предоставить незрячим необходимых им условий для полноценного обучения. В результате, возможности незрячих не расширяются, а наоборот, сводятся к минимуму, не смотря на их способности к обучению и ресурсы, предоставляемые сетью Интернет.
Так же, существует опасность того, что с распространением и развитием Сети, жизнь незрячих существенно облегчается и многие из них теряют интерес к обучению, ориентировке в пространстве и другим социально-бытовым навыкам, так как считают это ненужным и устаревшим, не желая тратить свои силы и время на бесполезный, по их мнению, труд. В итоге, адаптация незрячих может существенно затрудняться.
В настоящее время программы социальной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению не учитывают особенностей современных условий и не всегда доступны незрячим. При их составлении необходимо включать коррекцию негативных проявлений с учетом возможностей информационных технологий.
Специалистам реабилитологам нужно акцентировать внимание своих подопечных на том, что компьютерные технологии и сеть Интернет – это ресурс, инструмент, помогающий и облегчающий жизнь, и позволяющий полноценно обучаться, развиваться и работать в различных сферах, а не единственная возможность выжить, уходя от действительности.

Приложения

Приложение 1
Основные понятия, используемые в сети Интернет.

Форум – асинхронный инструмент коммуникаций. Классический форум является текстовым, но в настоящее время существуют форумы, содержащие гипертекст, графику, звук и видео. Существуют узконаправленные и политематические форумы. Используются форумы для личных, производственных и учебных коммуникаций.
Чат – сервис обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени, позволяющий многим пользователям одновременно общаться между собой.
Модератор – человек, поддерживающий порядок и комфортную атмосферу в Интернет-сообществе, отслеживающий и пресекающий всевозможные технические нарушения, а также нарушения сетевого этикета участниками дискуссий.
Оверквотинг (overquoting) – избыточное цитирование.
Как правило, когда в форуме пользователь отвечает на чье-либо письмо, исходный текст письма сначала цитируется (при этом он визуально выделяется отступом или другим шрифтом), а затем уже идет сам ответ. Это делается для того, чтобы остальные присутствующие поняли, что, собственно, комментируется. Самой распространенной ошибкой в этом случае является так называемый оверквотинг.
Для того, чтобы был понятен ответ, не надо цитировать все исходное письмо. Достаточно процитировать только ту часть, которая необходима для понимания ответа. Но нередко бывает так, что пользователь цитирует огромное письмо только для того, чтобы написать «Согласен». Оверквотинг вреден, и его следует по возможности избегать.
Флеймы (flames) – это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт — не самое главное, а цель — вызвать реакцию пользователей.
Флейм – это «спор ради спора». Крайняя степень выраженности флейма проявляется в случае, когда все забывают, из-за чего начался разговор и начинают ожесточенно ругаться друг с другом. Мы говорим про человека, что он разжигает флейм, если он:
a. Переходит по ходу разговора на личности
b. Допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера
c. Ведет дискуссию неуравновешенно
d. Провоцирует скандал
Есть простое правило – никогда не стоит поддерживать флейм. Игнорируйте «флеймеров» – и тогда вас, несомненно, начнут уважать все остальные.
Флуд – это поток сообщений, не несущих почти никакой смысловой нагрузки. Это такие сообщения, которые можно было бы безболезненно удалить (а точнее, не писать) без всякого ущерба для сообщества. Обычно флудят пользователи, которым по большому счету нечего сказать, но которые хотят привлечь к себе внимание. Они начинают отвечать почти на каждое сообщение, причем ответы не несут никакой смысловой нагрузки и выглядят как короткие однострочные сообщения. Флуда следует избегать. Он замедляет загрузку страниц, увеличивает количество ненужной информации, раздражает других пользователей, создает бессмысленный трафик и увеличивает затраты.
Смайлики – простые «картинки», составленные из нескольких знаков препинания, пременяемые пользователями Сети для выражения своих эмоций.
Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому, иногда прибегаем к использованию «смайликов». Самые распространенные из них:
🙂 или 🙂 – улыбка, радость;
🙁 или 🙁 – печаль, грусть;
:’( – слёзы, плач;
:-о – удивление;
😉 – подмигивание.
Но следует помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить 1 – 2 смайлика, но не более.

Приложение 2
Обучение инвалидов по зрению по программе
«Информационные технологии»
в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»

Одной из важнейших задач в настоящее время является активное продвижение во Всероссийском обществе слепых информационных технологий, формирование единого информационного пространства ВОС.
В настоящее время НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» проводит набор слушателей на обучение по реабилитационно-образовательной программе «Информационные технологии».
Институт является основателем данного направления профессиональной реабилитации инвалидов по зрению, имеет разработанные, проверенные временем методики обучения и самый большой опыт практической деятельности, позволяющий не только обучать, но и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение слушателей, как во время обучения, так и после его завершения.
Программа «Информационные технологии» предназначена для повышения квалификации инвалидов по зрению. Она составлена в строгом соответствии с «Инструктивными материалами о порядке определения статуса и систематизации компьютерных учреждений, критериев оценки знаний и уровня квалификации незрячих пользователей компьютерной техники, требований к преподавателям и установлению уровней обучения компьютерной грамотности инвалидов по зрению», утвержденных президентом ВОС А.Я. Неумывакиным 07.11.2007 г., а так же новой редакцией этого документа, утвержденной на пятом заседании Ученого совета при НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» 02.12.2013 года.
В основу программы положен принцип практико-ориентированного и индивидуального подхода к обучающимся.
Программа «Информационные технологии» представляет систему многоуровневого обучения — 1, 2 и 3 этапы, каждый из которых характеризует степень специальных знаний и навыков, которые соответствуют 2, 3 и 4 уровню владения компьютером, согласно тесту, размещенному на сайте Института (http://test.rehacomp.ru).
Тест разработан специалистами НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» и используется в двух направлениях:
• Входное дистанционное тестирование на сайте Института – его результат (соответствие определенному уровню теста) служит критерием возможности обучения кандидата по выбранному курсу.
• Итоговое тестирование – проводится в рамках итоговой аттестации на заключительном занятии. Результат тестирования заносится в итоговую ведомость и позволяет судить о степени усвоения материала обучающимся и приобретенных навыках в процессе обучения.
Первый этап — «Ознакомительный курс для инвалидов по зрению» (32 часа), предназначен для обучения компьютерной грамотности и приобретения первоначальных навыков работы с компьютерной техникой. Обучение по этому курсу в Институте не проводится, т.к. эта программа начальной подготовки реализуется в Волоколамском ЦСР, а также в компьютерных классах и точках в регионах.
«Основной курс для инвалидов по зрению» (84 часа) представляет второй этап обучения и предназначен для инвалидов по зрению, уже имеющих первоначальные навыки обращения с персональным компьютером. Задача курса состоит в формировании устойчивых навыков для самостоятельной работы на компьютере с использованием программ экранного доступа. Перед тем, как подать заявку на обучение, кандидат должен пройти дистанционное входное тестирование на сайте Института и продемонстрировать уже имеющиеся у него знания, соответствующие второму уровню владения компьютером.
Программы «Подготовка преподавателей для обучения инвалидов по зрению основному курсу» и «Подготовка тьюторов для работы с инвалидами по зрению при освоении ИТ» являются третьим этапом в системе дополнительного профессионального образования для инвалидов по зрению в области информационных технологий. Кандидат на обучение по этим программам должен показать результат дистанционного входного тестирования на сайте Института не ниже третьего уровня.
Курс «Подготовка преподавателей для обучения инвалидов по зрению основному курсу» (96 часов) рассчитан на обучение инвалидов по зрению, имеющих педагогическое образование (или опыт педагогической работы). В основу программы положено обучение методикам и практическим навыкам преподавания информационных технологий с использованием специальных технических устройств и специального программного обеспечения для доступа инвалидов по зрению к информации.
Курс «Подготовка тьюторов для работы с инвалидами по зрению при освоении ИТ» (84 часа) рассчитан на специалистов, не имеющих педагогического образования и предназначен для приобретения систематических навыков индивидуального консультирования незрячих пользователей в области информационных технологий с использованием специальных технических устройств и специального программного обеспечения.
Так же, к третьему этапу обучения отнесены специализированные курсы, позволяющие углубить уже имеющиеся базовые знания по узкопрофильным направлениям. Кандидат на обучение по этим программам так же должен показать результат дистанционного входного тестирования на сайте Института не ниже третьего уровня.
Специализированный курс «Использование ресурсов сети Интернет» (76 часов) позволяет слушателям получить более глубокие знания в области работы с сетью Интернет, которые отвечают запросам современности. Обучающий эффект достигается не столько при усвоении теоретической информации, сколько в работе на практических занятиях.
Содержание курса включает темы по освоению программного обеспечения, наиболее востребованного при работе в сети Интернет с помощью персонального компьютера, а также специализированного программного и аппаратного обеспечения для людей с ограничениями по зрению.
Специализированный курс «Работа с цифровым звуком» (60 часов) развивает навыки профессионального владения персональным компьютером и позволяет инвалидам по зрению пройти специализированную подготовку с углубленными знаниями и умениями работы с информацией, представленной в аудио-формате.
Новый курс «Специалист по доступности для инвалидов по зрению Интернет-ресурсов организаций» (36 часов) предназначен для обучения специалистов из числа инвалидов по зрению I (c остаточным зрением), II и III группы инвалидности, занимающихся разработкой, оформлением и экспертизой Интернет–ресурсов организаций для создания уровня доступности инвалидам по зрению. Содержание программы и технология подготовки специалистов соответствуют современным приоритетным социальным заказам. Учебный процесс целенаправленно ориентирован на значительное количество практических занятий и консультаций по оформлению сайта организаций в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012.
По окончании каждого курса обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации на типографском бланке установленного образца, с индивидуальным учетным номером и пятью видами защиты.
Обучение по дополнительной профессиональной программе «Информационные технологии» проводится в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» на основании Лицензии на образовательную деятельность № 034538 от 30 декабря 2013 года, выданную Департаментом образования города Москвы.
Информация о сроках проведения занятий по вышеуказанной программе и курсам указана в Плане – графике реабилитации и повышения квалификации персонала ВОС в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» и размещена на сайте Института http://rehacomp.ru/reabilitatsiya-invalidov-po-zreniyu/plan-grafik-reabilitatsii/ .