Главная - Выпуск 14

Выпуск 14

Пособие адресовано руководителям, специалистам и активным членам местных общественных организаций Всероссийского общества слепых, реабилитологам, работникам социальных служб и органам власти муниципальных образований, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами инвалидов по зрению.

Введение

В последнее время проблема социальной адаптации и интеграции инвалидов в современное общество поднимается все чаще. Это связано не только со стабилизацией социально-экономической ситуации в нашей стране, но и с принятием положений международной конвенции и необходимостью менять социальную политику. Однако, отношение к людям с инвалидностью меняется очень сложно: современное общество оказалось не готово принимать инвалидов и процесс их социализации и интеграции в общество зачастую носит формальный характер, а меры, направленные на улучшение качества жизни инвалидов оказываются малоэффективными.
Если условия мегаполиса или крупного промышленного центра наиболее приспособлены для проживания инвалидов: активно развивается инфраструктура, приспосабливается среда для маломобильных граждан, функционирует множество центров социального обслуживания и других организаций, куда может обратиться инвалид, а жители постепенно принимают людей с физическими ограничениями, то в малых городах и сельской местности инвалидам приходится особенно тяжело. Это связано с особенностями сельской жизни:
• более низкая комфортность быта по сравнению с городом;
• необходимость ведения приусадебного хозяйства;
• меньшие возможности для образовательного и культурного развития;
• определенная натурализация личных потребностей и др.
Образ жизни сельчан характеризуется большим влиянием обычаев и традиций, простыми формами общения людей, которое носит персонифицированный характер, меньшей автономностью быта, наличием своеобразных форм социального контроля за поведением личности, значительной ролью и влиянием местного руководства, существенным воздействием общественного мнения на поведенческие установки личности. Быт и производство в сельских условиях объединены в едином территориальном пространстве, не имеют жестких временных рамок, формируют особые приоритеты и социальные запросы сельского населения.
В условиях сельской местности, зачастую, трудности в реализации своих возможностей испытывают и многие здоровые жители, а уж о повышении качества жизни людей с инвалидностью мало кто задумывается.
Одной из наиболее тяжелых категорий инвалидов являются инвалиды по зрению. Они в большей степени, чем другие инвалиды испытывают сложности в адаптации, особенно, проживая в малых городах или в сельской местности. Они не редко находятся в условиях социальной изоляции, а, зачастую, и вообще оказываются неспособными даже к элементарному самообслуживанию. Часто бывает так, что близкие родственники слепого человека стараются ограждать его от социальных контактов, боясь выпустить его из поля своего зрения. Это происходит, в основном, по причине того, что родственники инвалидов по зрению не имеют представления о том, как взаимодействовать с незрячим и о том, на что он может оказаться способным после успешного прохождения реабилитации.
В связи с этим, перед председателями и специалистами местных организаций ВОС, особенно в тех регионах, где значительная часть инвалидов по зрению проживает в сельской местности стоит задача способствовать повышению уровня социальной адаптации незрячих в различных сферах их жизни. Для этого необходимо не только работать непосредственно с инвалидами по зрению по месту их жительства, но и взаимодействовать с различными организациями, представителями местного самоуправления и органов власти муниципальных образований, привлекая их к этой работе.

1. Организационные и методические подходы в социальной адаптации и реабилитации взрослых слепых и слабовидящих инвалидов в сельской местности
1.1. В домашних условиях и быту

Огромная, и даже, пожалуй, самая важная роль в социальной адаптации и успешной реабилитации инвалида по зрению в сельской местности отведена семье и ближайшему окружению.
Семья в деревне воспринимается как хозяйственная единица, как форма правильной организации жизни взрослого человека, как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие «семья» вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья – это и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями.
Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для обеспечения себя.
Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.
При работе с родными и близкими инвалида по зрению специалисту, обеспечивающему социальную адаптацию, необходимо учитывать структуру семьи, ее уклад, традиции, знание специфических факторов, определяющих взаимоотношения в семье, проявлять такт, соблюдать психологическую дистанцию, избегать менторского тона и оценочных суждений, сохранять позитивный настрой.
Знакомство с семьей инвалида по зрению на дому необходимо начать с объяснения цели своего визита. Незрячий человек вправе сам определить, необходима ли эта встреча, будет ли она совместной, т.е. с участием в ней самого инвалида по зрению, либо встречу удобнее по тем или иным причинам провести без него.
Для понимания реабилитационных перспектив незрячего требуется выяснить его уровень владения следующими специфическими навыками:
– Насколько он самостоятелен в быту;
– Уровень его мобильности, ориентировки в пространстве. Использует ли трость или другие технические средства;
– Как получает информацию: владеет ли шрифтом Брайля, уровень владения компьютером.
Информационно-просветительский этап работы
Информационно-просветительский этап работы предусматривает предоставление инвалиду и членам его семьи наиболее полной информации:
– О системе медицинского обслуживания инвалидов по зрению в сельской местности, в том числе, об особенностях такого обслуживания в регионе, где проживает незрячий, а так же о возможностях, которые предоставляются инвалиду в рамках различных федеральных программ: квоты и т.д.;
– О правах и льготах, предусмотренных для инвалидов по зрению как на федеральном, так и на региональном уровнях;
– Об общественных организациях инвалидов, в том числе, Всероссийском обществе слепых, его целях и задачах, а так же возможностях, которые ВОС может предоставить;
– О возможностях реабилитации, образования и переподготовки слепых, повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Обязательно нужно сообщить:
– Об основных учреждениях, где незрячий может получить среднее специальное или высшее образование, как специализированных, так и общих: о том, в каких городах они расположены, о специализированных группах для людей с инвалидностью, если есть, о возможности дистанционного обучения, о порядке поступления на очную и заочную форму обучения, о возможности проживания в студенческом общежитии и т.д.;
– Об образовательных и реабилитационных учреждениях ВОС;
– О библиотеках для слепых и тех возможностях, которые они предоставляют;
– О технических средствах реабилитации для инвалидов по зрению, о порядке их предоставления в рамках федерального и регионального перечней и о возможностях приобретения технических средств.
Проведение занятий по социальной адаптации инвалида по зрению
Такая работа частично начинается уже на этапе знакомства с инвалидом по зрению и его ближайшим окружением и включает в себя обучение:
– Навыкам элементарной реабилитации, которые связаны с социализацией незрячего: умение следить за своим внешним видом, принимать пищу, согласно правилам этикета, контролировать свою мимику и жесты, ориентироваться в пределах помещения;
– Навыкам бытовой компетентности: правилам техники безопасности при работе с бытовыми приборами, опыту независимого проживания;
– Навыкам ориентировки на местности с помощью трости и других технических средств;
– Навыкам передачи и получения информации с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля и современной компьютерной техники;
– Навыкам общения.
В процессе обсуждения с родными инвалида по зрению аспектов, связанных с его самостоятельной бытовой деятельностью, специалисту нужно стараться находить разумный компромисс между требованиями реабилитации незрячего и укладом жизни конкретной семьи. Не стоит давить на окружение инвалида, их торопить, Нужно дать возможность приспособиться к новой жизненной ситуации. Это касается как поздно ослепших, так и слепорожденных, поскольку для близких незрячего «отпустить» инвалида от себя и позволить ему начать самостоятельно что-то делать – это тяжелый стресс. Также, по возможности и по мере того, как родные слепого будут готовы, необходимо вовлекать их в процесс обучения.
Для многих инвалидов по зрению дом или квартира остаются практически единственной средой обитания. Бытовая самостоятельность слепого или слабовидящего человека определяется его способностью ориентироваться в своем доме или квартире. Поэтому дом или квартира требует тщательно продуманной организации всех без исключения помещений и бытовых построек.
Основной задачей является соблюдение безопасности и обеспечение физического и психологического комфорта при осуществлении всех бытовых действий без посторонней помощи.
Поскольку в условиях сельской местности большинство жителей, в основном, проживают в частных домах, речь пойдет об организации пространства в доме и на приусадебном участке.
Для наибольшего удобства незрячего при подходе к крыльцу можно выложить тактильную дорожку, а подъем на крыльцо оборудовать поручнями.
Для удобства ориентировки во дворе дома переходы от дома к бытовым постройкам (туалетной и душевой) также можно выложить дорожками из каких-либо подручных средств, как правило, это либо деревянные настилы, либо плиты.
На крыльце перед входной дверью можно положить специальный коврик с покрытием, чувствительным для осязания ступнями ног через подошву обуви.
Входная дверь в дом должна быть по возможности контрастно окрашена по отношению к окружающему фону. Более яркая окантовка может быть также и у дверных наличников. Замки предпочтительнее иметь с крупным отверстием для ключей и бородкой ключа. Кнопка электрического звонка также должна быть яркого контрастного цвета. В прихожей можно окрасить ручку двери яркой контрастной краской.
Во всем доме должно быть равномерное освещение всех помещений и переходов. Двери внутри дома следует держать открытыми или закрытыми (не допускается их полуоткрытое положение) во избежание травматизма.
Если в частном доме предусмотрены крутые лестницы в подвальный этаж или наверх, то их тоже лучше оборудовать поручнями для комфортного и безопасного передвижение незрячего.
Предельно аккуратным незрячему человеку нужно быть в том случае, если в доме есть погреб. Место его расположения необходимо обозначить каким-либо осязаемым для незрячего ориентиром, а так же крышка, открывающая спуск в это пространство должна быть постоянно закрытой. Каких-либо рекомендаций по обустройству приемлемых для незрячих ориентиров, обозначающих то или иное опасное место в доме не существует, но в любом хозяйстве сельской семьи найдется множество подручных средств, из которых они могут быть выстроены.
Этика общения с инвалидами по зрению
Большинство проживающих в сельской местности инвалидов по зрению испытывают постоянный дефицит в общении как в своей семье так и за пределами дома. Это связано с множеством причин, в том числе, и с тем, что, людей с серьезными нарушениями зрения, особенно тотально слепых в замкнутых сельских поселениях практически не воспринимают полноценными людьми. До сих пор многие уверены, что слепые беспомощны как в быту, так и в других сферах жизнедеятельности. Так же незрячие часто сталкиваются с тем, что их считают умственно неполноценными и соседи, зачастую, избегают общения с ними.
Эти барьеры также необходимо снимать в процессе работы с инвалидом по зрению, его семьей, а, затем, по возможности с ближайшим окружением.
При организации помощи инвалидам по зрению в их повседневной деятельности нужно учитывать их особенности восприятия окружающей действительности. Часто оказывается, что людям, общающимся с незрячими в повседневной жизни трудно понять, с какими сложностями они могут сталкиваться.
Для того чтобы лучше понять человека с ограничениями жизнедеятельности важно развитие такого качества, как эмпатия. Это подразумевает способность поставить себя на место другого, сопереживать ему. Наблюдая за человеком, по его мимическим реакциям, жестам, действиям можно определить его внутреннее состояние, его боль или радость.
Также хорошо, когда способность к эмпатии дополняют конкретные знания специфики общения зрячих с инвалидами по зрению.
Окружающие могут преувеличивать имеющиеся у инвалидов по зрению ограничения жизнедеятельности, считать, что они, как правило, не удовлетворены качеством своей жизни, имеют какие-то другие дефекты. Отсюда возникает ряд следующих ложных установок, которые накладывают отпечаток на процесс общения:
• инвалид никогда не сможет находиться в общественном месте без сопровождающего и самостоятельно заниматься своими делами;
• лицо, сопровождающее инвалида может быть только членом его семьи или сотрудником социальной службы;
• инвалид постоянно нуждается в чьей-то помощи и поддержке;
• невозможность оказания помощи инвалиду всегда будет воспринято неадекватно;
• инвалида легко обидеть, поэтому надо всегда быть настороже и общаться с ним иначе;
• человек, который пользуется специальными приспособлениями только время от времени и не производит впечатления инвалида – симулирует инвалидность;
Многие здоровые люди, сталкиваясь с незрячим, часто считают, что им известно лучше самого инвалида, в какой помощи он нуждается, например, пытаются проводить туда, куда слепому человеку в данный момент идти ненужно.
Перечисленные заблуждения касаются лишь достаточно хорошо реабилитированных инвалидов, ведущих социально активный образ жизни. Люди, только недавно ставшие инвалидами, в частности, потерявшие зрение, требуют особого отношения, но их, как правило, не встретишь в сельских общественных местах: в клубе, магазине и т.д.
В общении с незрячим важно учитывать такой момент как состояние его зрения. От того, является ли ваш собеседник тотально слепым или имеет остаточное зрение зависит то, насколько он будет нуждаться в дополнительной помощи в ориентировке в окружающем пространстве, в дополнительных пояснениях к тому, о чем вы говорите.

1.2. При посещении общественных зданий

Не смотря на то, что в нашей стране все больше развивается программа «Доступная среда», в малых городах и сельской местности доступность инфраструктуры, социальных объектов и вообще возможность полноценного и безопасного проживания инвалидов, в том числе, слепых и слабовидящих остается нерешенной проблемой. Так как количество инвалидов, проживающих в сельской местности незначительно, то и создавать доступную среду для них считается нецелесообразным.
Именно поэтому Всероссийское общество слепых ставит перед собой задачу максимально содействовать инвалидам по зрению, проживающим в сельской местности, в повышении уровня адаптации к имеющейся социальной среде.
При посещении общественных зданий инвалиды по зрению испытывают сложности, в основном, в том, что необходимый социальный объект находится достаточно далеко от места его проживания. Например, если речь идет о медицинском обслуживании, то в некоторых регионах председатели местных организаций ВОС взаимодействуют с центральными медицинскими учреждениями и организовывают прием специалистов непосредственно на территории проживания незрячих: у себя в организации. Так, например, в местной организации ВОС города Балашов Саратовской области инвалиды по зрению два раза в год могут пройти медосмотр в передвижном медицинском комплексе рядом с МО ВОС. Ежеквартально врач окулист осматривает желающих в помещении МО ВОС.
В посещении социальных служб и оформлении различных документов содействие могут оказать как специалисты местных организаций ВОС, так и местные социальные работники.
Также для незрячих, проживающих в сельской местности в регионах работают передвижные пункты специализированных библиотек, что позволяет инвалидам по зрению достаточно часто получать необходимую литературу.
Но многие незрячие, несмотря на объективные трудности и отсутствие доступности инфраструктуры, допускают для себя возможность передвижения до нужного им объекта, как, в рамках своего поселения, так и путешествуют за его пределы.

1.3. При использовании транспорта

При организации работы со слепыми и слабовидящими инвалидами в условиях, когда появляется потребность выхода из дома, а особенно передвижения в рамках населенного пункта с использованием транспортного сообщения: автобусного и железнодорожного транспорта, необходимо учитывать, что инвалиды данной категории относятся к группе лиц с ограничениями жизнедеятельности. Они испытывают затруднения при движении и (или) потреблении услуг из-за нарушения здоровья, присутствия сопровождающих их лиц, или наличия неудобной ручной клади. При передвижении в рамках населенного пункта незрячие инвалиды попадают в весьма опасные ситуации: оступаются с тротуаров, падают в гололед и т.п. Для повышения их мобильности адаптация условий окружающей среды должна происходить в соответствии с критериями доступности, безопасности, информативности и комфортности.
В условиях сельской местности часто оказывается так, что и многие составляющие местного ландшафта, а так же социальные факторы могут служить как препятствием, так и помощью, ориентиром в самостоятельном передвижении инвалида по зрению: автобусные остановки, заборы, железнодорожные станции, прохожие, пассажиры транспорта и т.д.
В условиях сельской местности инвалид по зрению достаточно редко использует общественный транспорт, однако у него периодически возникает потребность или необходимость в передвижении в рамках своего населенного пункта: в соседний поселок, до районного центра, областного центра и т.д.
Проблема использования инвалидом общественного транспорта имеет две стороны. С одной – это организация подхода к автобусу или электричке, путь от остановок к зданиям общественного доступа. С другой стороны – это обустройство для инвалидов самого транспортного средства, его доступность и особенности поведения в нем.
Для успешного ориентирования, как на пешеходных, так и на транспортных маршрутах, инвалиду по зрению необходимо:
• владение приемами работы тростью на различных маршрутах передвижения, при подходе к транспортному средству, при посадке в салоны и выходе из них;
• знание правил и приемов перехода инвалидом через проезжую часть;
• упражнения в использовании разных транспортных средств, подземных переходов с сопровождающим, развитие навыков самостоятельного передвижения;
• знание особенностей расположения автобусных остановок и железнодорожных станций, умение их находить;
• развитие способности использовать сохранные анализаторы и мышечно-двигательную память на маршрутах передвижения;
• создание рельефных схем различных маршрутов по памяти и по их словесному описанию;
• составление наиболее безопасных для инвалида маршрутов.

1.4. При посещении зон отдыха и развлекательных мероприятий

Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности: посещением театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, выставок, специфические виды отдыха инвалидов различных категорий, досугово-реабилитационные мероприятия.
Проблема использования этих форм досуга различными группами инвалидов заключается в их доступности, которая, в свою очередь, зависит и от мобильности самого инвалида.
Для инвалидов участие в досуговой деятельности означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества, приобщение к различным формам рекреации, способ проявить себя. Часто на себя организацию досуговой деятельности инвалидов берут общественные объединения инвалидов, клубы, специализированные комплексы.
В сельских поселениях создание условий для развития способностей инвалида по зрению, удовлетворения его индивидуальных культурных интересов и запросов ложится, в основном, на местную организацию ВОС. Но, к сожалению, села и малые города часто расположены достаточно далеко от крупных центров, где находятся местные организации, и работа с жителями таких поселений сводится к минимуму: к общению с незрячим по средствам телефона и электронной почты. Однако специалисты местных и региональных организаций находят выход в том, что периодически организуют для своих членов, проживающих в отдаленных населенных пунктах экскурсии, выезды в театры, на различные мероприятия, которые проводятся как в районных, так и в областных центрах.
Многие инвалиды по зрению достаточно часто ограничиваются только участием в культурно-досуговых мероприятиях, которые проводятся в местных организациях ВОС. Зачастую, незрячие мотивируют отказ посещать театры, музеи, выставки тем, что они все равно ничего не увидят и не поймут. Здесь задачей специалистов по реабилитации является необходимость по возможности свести к минимуму излишние переживания и убедить человека в том, что незрячему может быть интересно в музее, театре, на выставке.
Необходимо отметить, что кроме «технических» проблем посещения музеев, театров и других объектов социокультурной направленности существует еще одна, гораздо более серьезная. Люди с проблемами зрения могут испытывать чувство неловкости, растерянности, находясь в общественных местах. Им кажется, что окружающие люди постоянно наблюдают и оценивают их действия.
Программа «Доступная среда» предусматривает и обеспечение доступности для инвалидов различных категорий и объектов социокультурной направленности.
Резкое снижение или полная утрата зрения, как правило, становится ограничением также и социальным, наиболее ярко проявляясь в невозможности доступа к ценностям историко-культурного характера. Музейное пространство часто представляется отчужденным для потенциальных посетителей с физическими или сенсорными ограничениями. Однако существуют передовые технологии перевода информационных материалов в доступные форматы, которые могут стать основой реального и виртуального представления образа исторического артефакта. Основными средствами аудио-тактильного восприятия выступают трехмерные модели экспонатов; информационные материалы в аудио, рельефно-графическом, рельефно-точечном и крупно-шрифтовом форматах. Музейные помещения оснащаются оборудованием, которое обеспечивает самостоятельное безопасное перемещение слепых и слабовидящих посетителей при знакомстве с экспозициями.
Однако, пока во многих музеях, особенно в отдаленных регионах нашей страны экспозиции для инвалидов по зрению практически недоступны и специалисты местных организаций ВОС совместно с сотрудниками музеев стараются по мере своих сил и возможностей организовывать для слепых и слабовидящих интересные и увлекательные экскурсии и познавательные мероприятия.
В определенной степени пробел зрительного восприятия у незрячих и слабовидящих восполняется описательными текстами из книг. В этой связи следует говорить об особой роли в жизни инвалидов по зрению библиотек для слепых.
Современная библиотека для слепых – это информационный, образовательный, культурный, социально-реабилитационный, досуговый центр. Она не просто обеспечивает информацией своих читателей, но и всемерно содействует их реабилитации и интеграции в общество, создает условия для независимой жизни и работы, помогает им в достижении значимых целей и результатов в важных областях – получении образования, овладении профессией, трудоустройстве, реализации в творчестве, создании семьи и т.д. Благодаря своим уникальным ресурсам и методам работы, специальная библиотека фактически открывает мир незрячему человеку – мир знаний, науки, культуры, искусства, непосредственное знакомство с которым для него затруднено.
Инвалиды по зрению, которые проживают в малых городах и в сельской местности обслуживаются как в региональных специальных библиотеках для слепых, так и в местных публичных библиотеках.
И интегрированное, и специализированное обслуживание имеет свои плюсы и минусы.
Интегрированное обслуживание обеспечивает инвалидам по зрению территориальную доступность библиотечной системы, обслуживания по месту жительства, возможность непосредственного общения с библиотекарем, другими читателями, проживающими в данной местности, интеграции в населенном пункте (общине). Таким образом, обогащается читательский опыт незрячего человека, расширяется кругозор, интенсивно развивается характер межличностного общения: в круг его взаимоотношений вовлекаются люди с нормальным зрением, и это чрезвычайно важно и для них, поскольку они постепенно учатся правильно относиться к инвалидам, оценивать их способности и возможности. Специализированные же библиотеки обычно располагаются в крупных городах или местах концентрации инвалидов по зрению (предприятия, школы, реабилитационные центры, офтальмологические клиники, учреждения системы социальной защиты населения и др.). Инвалиды, проживающие в удаленных от таких мест (особенно сельских) районах обслуживаются специальными библиотеками по почте или по средством передвижных пунктов, в результате чего пользователь лишается контактов с библиотекарем и другими читателями.
При организации обслуживания в общем потоке встает вопрос и о том, создавать или не создавать специальные подразделения для обслуживания инвалидов. Принятие определенного решения зависит от местных условий, числа пользователей, состава фондов, состояния материально-технической базы, штата, целей библиотеки. На практике применимы оба варианта: в одних библиотеках создаются отделы (кафедры специализированного обслуживания), в других — обслуживание осуществляется на общем абонементе, выделяется лишь фонд на специальных носителях (если таковой имеется). Однако следует заметить, что организация специальных подразделений подразумевает сегрегацию (обособление) инвалидов, а не интегрированное обслуживание. Мировая же тенденция в развитии библиотечного обслуживания инвалидов по зрению идет по пути преодоления изоляции к интеграции с широкими слоями населения.
Эффективность интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов во многом зависит также от профессиональной квалификации кадров, их психологической готовности ежедневно работать и общаться с людьми, каждый из которых, в той или иной мере страдает от своей физической неполноценности.
В целях обеспечения людям с нарушениями зрения равных возможностей необходимо разумное сочетание специализированного и интегрированного обслуживания, которые не противоречат, не противостоят друг другу, если библиотеки разных видов координируют свою деятельность и работают в кооперации. Они дополняют друг друга, обеспечивая этой категории пользователей свободу выбора библиотек и доступ к общественным книжным фондам и информационным ресурсам.
Наиболее рациональный для сельских библиотек способ избежать дорогостоящего и малоэффективного самостоятельного комплектования специальными изданиями для незрячих и многих других ошибок и сложностей, связанных с библиотечным обслуживанием инвалидов по зрению и, в то же время, это обслуживание качественно организовать — тесное взаимодействие с региональной специальной библиотекой для слепых.
Другой формой библиотечного обслуживания инвалидов по зрению является онлайн-библиотека. В России в последние годы активно развивается и является популярным среди незрячих и слабовидящих пользователей электронный ресурс (http://av3715.ru/)- библиотека «Логос». С этим ресурсом сотрудничают практически все региональные специальные библиотеки для слепых, предоставляя возможности своим читателям, не выходя из дома, по средствам сети интернет получать необходимую им литературу.
Этот сайт появился благодаря Александру Владимировичу Михайлову, инвалиду по зрению 1 группы. Александр Владимирович уже более 20 лет работает в издательстве ИПТК «ЛогосВОС» руководителем цеха звукозаписи.
За годы существования электронного ресурса в онлайн-библиотеке появилось более 15 000 аудиокниг различной направленности. Тематическим отбором и созданием «говорящих» книг для сайта занимается лично А. В. Михайлов. Кроме того читатели имеют возможность оставить запрос на размещение, если интересующая книга не найдена.
Для работы с библиотекой «Логос» необходимо зарегистрироваться на сайте (http://av3715.ru/) через свою региональную специальную библиотеку для слепых. Для этого необходимо предоставить специалистам следующие сведения: ФИО, группу инвалидности и адрес электронной почты. После регистрации читателю на e-mail придёт сообщение с логином и паролем для входа в онлайн-библиотеку «Логос».
Библиотека «Логос» предоставляет своим пользователям следующие возможности:
– Скачать любую книгу и записать на карту памяти для последующего прослушивания на специальном тифлофлешплеере;
– Прослушать начальный двухминутный фрагмент любой аудиокниги из каталога, дающий представление о качестве исполнения, записи и тематики книги;
– Оставить запрос на размещение, если интересующая книга не найдена;
– Слушать аудиокниги в режиме онлайн с помощью мобильного телефона на базе операционной системы «Аndroid» и специальных устройств для чтение говорящих книг, выдаваемых в качестве технических средств реабилитации.
Таким образом, для инвалидов по зрению, проживающих в сельской местности, значительно расширяется доступ к фондам специализированных библиотек. Теперь они самостоятельно могут получить любую необходимую аудиокнигу в специализированном формате, не выходя из дома.

2. Работа с молодежью в сельской местности

Одной из основных задач местных организаций ВОС является работа с молодыми инвалидами по зрению. Однако председатели и специалисты МО ВОС в последнее время сталкиваются с тем, что молодые люди с ограничениями зрения, зачастую, вообще не знают об обществе слепых или отказываются вступать в ряды членов ВОС, а многие из тех, кто все же встал на учет в местную организацию не проявляют какой-либо активности.
Особенно эта проблема актуальна для малых городов и сельской местности. Это, зачастую, связано с тем, что до инвалидов по зрению, проживающих в отдаленных районах практически не доходит информации о деятельности и возможностях местной организации ВОС. Существуют еще и трудности выявления инвалидов по зрению, так как специалисты МСЭ и других медицинских учреждений не предоставляют специалистам ВОС никаких сведений о лицах, получивших инвалидность.
У специалистов МО ВОС возникают сложности вовлечения молодых незрячих в деятельность местной организации. Часто финансовые возможности организации не позволяют организовать доставку инвалидов из отдаленного района на какое-либо мероприятие или собрание и тогда они остаются неохваченными.
Одним из решений этой проблемы может стать взаимодействия активистов МО ВОС и инвалидов, проживающих в сельской местности с помощью социальных сетей, ведь это может позволить молодым незрячим дистанционно участвовать в жизни ВОС. Это, конечно, не может быть полноценным включением инвалидов по зрению в общественную жизнь, но существенно расширит их возможности общения, получения различных видов помощи, в том числе, специалистов ВОС.

3. Взаимодействие председателей местных организаций ВОС с работниками социальных служб и представителями местных органов муниципальных образований

Сегодня в социальное обслуживание населения активно внедряются новые формы услуг. Совместно с общественными организациями, реабилитационными учреждениями разрабатываются программы, задачами которых является более полный охват услугами наименее защищенных слоев населения, адресность в оказании помощи и содействие адаптации инвалидов к быстро меняющимся условиям жизни. В социальной работе с такими слоями населения в настоящее время большую роль играют ЦСО (центры социального обслуживания).
В малых городах и сельской местности сотрудники социальных служб работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют, а их функции частично принимают на себя органы местной власти. Работник должен быть опытен в оценке проблем и при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, и так далее.
Кроме того, социальные работники в сельской местности должны быть знакомы с особенностями работы с инвалидами различных категорий, знать специфику общения с ними, уметь своевременно оказать помощь и по необходимости координировать свою работу с другими специалистами.
Инвалиды по зрению, проживающие в сельской местности, нередко являются клиентами местных учреждений социального обслуживания и органов власти, получая помощь в приобретении продуктов питания, предметов потребления, в оформлении различных документов, в сопровождении в поликлиники, магазины, аптеки и другие учреждения социально-бытового и медицинского обслуживания. Однако зачастую при взаимодействии инвалида по зрению со специалистами ЦСО возникают сложности, связанные с переходом от традиционной медицинской модели к социальной модели в понимании инвалидности.
Поэтому одной из форм работы председателей и специалистов местных организаций ВОС является взаимодействие с социальными службами и представителями местных властных структур. Особенно это эффективно в малых городах и в сельской местности, так как местная организация, как правило, одна на несколько районов и ее специалисты не могут плотно взаимодействовать с незрячими.
Сотрудники социальных служб и органов местной власти нуждаются в информации о возможностях адаптации для такой сложной категории как инвалиды по зрению, поскольку потеря или резкое снижение зрения – это не только утрата человеком возможности воспринимать окружающий мир во всей его полноте, но это также определенная перестройка поведения и необходимость формирования новых навыков.
Специалисты местных организаций ВОС могут оказывать сотрудникам социальных служб и местных властных структур как консультативную помощь в работе с инвалидами, так и методическую поддержку: распространение специальной литературы, проведение тренингов, мастер-классов по взаимодействию с инвалидами по зрению и т.д.
Также специалисты местных организаций ВОС могут проводить и информационно-просветительскую работу со специалистами социальных служб в рамках как обучающих занятий и семинаров, так и в процессе непосредственной работы с инвалидами на местах, предоставляя необходимую информацию о возможностях реабилитации слепых и слабовидящих.
И только при обоюдном взаимодействии местных организаций ВОС, социальных служб и органов местной власти работа с инвалидами по зрению, проживающими в сельской местности в части повышения уровня адаптации и расширения возможностей для реабилитации будет наиболее эффективной.

Заключение

В современных условиях существенно расширяются возможности социальной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению, однако еще существует ряд проблем, связанных, как с принятием обществом людей с инвалидностью, так и с доступностью окружающей среды.
Наиболее остро трудности в социальной адаптации испытывают инвалиды, проживающие в малых городах и в сельской местности. Это связано не только с существенными различиями условий проживания, культурных традиций и обычаев, жизненного уклада сельских жителей, но и с затруднениями оказания своевременной помощи со стороны органов местной власти, социальных служб и местных организаций ВОС.
В связи с этим, специалистам МО ВОС нужно не только вовремя выявить инвалида по зрению, который нуждается в реабилитации, но и содействовать, совместно с его близкими, его социальной адаптации на всех ее этапах.
С целью повышения эффективности работы с инвалидами по зрению, проживающими в сельской местности, специалистам местных организаций ВОС необходимо тесно сотрудничать с социальными службами, что позволит оказать незрячему и его семье своевременную и всестороннюю помощь в адаптации и реабилитации незрячих непосредственно по месту их жительства.
Поскольку количество инвалидов, проживающих в сельской местности незначительно, развивать для них доступную среду в полном объеме считается нецелесообразным. Поэтому одной из основных задач председателей и специалистов местных организаций ВОС является плотное взаимодействие с органами местной власти с целью рационального решения проблемы доступности инфраструктуры и социальных объектов для инвалидов по зрению.