Главная - Выпуск 17

Выпуск 17

1. Нормативные акты в сфере социальной поддержки инвалидов.

Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована в РФ 15.05.2012).
Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
По состоянию на конец 2012 года Конвенцию подписали 155 государств, 126 государств ее ратифицировали, в том числе — Российская Федерация. 15 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (последняя поправка от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Основной документ, которому должны соответствовать и не противоречить другие нормативно-правовые акты. Этот документ принят российским народом на референдуме 12.12.1993 года и является гарантом соблюдения прав и свобод каждого человека, независимо от веры, взглядов и социального положения.
Так, согласно Статье 7 Конституции РФ указано:
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последняя редакция от 07.03.2018 N 56-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (последняя редакция от 29.12.2015 N 394-ФЗ).
419-ФЗ внес корректировки правовых актов по вопросам соцзащиты инвалидов и оказания помощи по реализации их общегражданских прав. Также, мероприятия закона направлены на создание безбарьерной среды для инвалидов и их полноценного участия в жизни общества.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (последняя редакция от 27.06.2018 N 164-ФЗ).
Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (последняя редакция от 07.03.2018 N 56-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 528 «О порядке предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (последняя редакция от 25.03.2013 N 257).
Данным постановлением определяется порядок предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с установленными учреждениями медико-социальной экспертизы медицинскими показаниями на обеспечение транспортными средствами, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями».
Утверждаются новые правила предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет бюджетных средств указанным категориям лиц.
Для получения легкового автомобиля инвалид либо его представитель подает в орган социальной защиты населения субъекта РФ по месту жительства инвалида соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность. Легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность. После получения автомобиля инвалиды снимаются с учета в органах социальной защиты субъекта РФ. Аналогичный порядок установлен и для выплаты единовременной денежной компенсации.
Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (последняя редакция от 29.06.2015 N 169-ФЗ).
Распространение действия Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на участников испытаний ядерного оружия, ликвидаторов радиационных аварий, непосредственных участников ликвидации, личный состав, в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (последняя редакция от 18.11.2017 N 1398).
Утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам.
В новом перечне уделено значительное внимание больным с нарушениям опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Так, список технических средств реабилитации пополнился противопролежневыми матрацами, приспособлениями для одевания и захвата предметов, медицинскими измерительными приборами с речевых выходом, световыми и вибрационными сигнализаторами звука, телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонами с текстовым ходом, голосообразующими аппаратами. На содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников будет выплачиваться ежегодная денежная компенсация. Глухонемые смогут пользоваться услугами по сурдопереводу.

2. Нормативные акты, касающиеся обеспечения доступной среды для инвалидов.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы» (последняя редакция от 30.03.2018 N 352).
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод.
В целях реализации комплексного подхода при формировании безбарьерной среды, предусматривающей обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, принято решение о продлении государственной программы «Доступная среда» до 2025 года. Соответствующее изменение внесено в перечень государственных программ (утвержден распоряжением Правительства от 11 ноября 2010 года №1950-р) и призвано создать правовую основу для разработки новой редакции государственной программы «Доступная среда» на период до 2025 года.
СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип «универсальный проект (дизайн)», который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта (дизайна)».
Согласно постановлению №1521 Правительства РФ от 26.12.2014 утвердившего Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” п.41 обязательными являются требования нижеперечисленных пунктов СП 59.13330.2012:
Разделы 1 (пункты 1.1 – 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 – 4.1.11, абзацы первый – пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 – 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 – 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 – 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 – 5.1.3, 5.1.4 (за исключением абзаца четвертого пункта 5.1.4), абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 – 5.1.8, 5.2.1 – 5.2.4, 5.2.6 – 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 – 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 – 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 – 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 – 5.5.7), 6, 7, 8, приложение Г.
СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» – актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (последняя редакция от 14.11.2016, Приказ Минстроя России N 798/пр).
Данный пересмотр СП 59.13330.2012 носит рекомендательный характер.
СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» (последняя редакция от 09.09.2016, Приказ Минстроя России № 626/пр).
В настоящем своде правил установлены общие требования для всех объектов проектирования (в дальнейшем – здания и сооружения), доступных для маломобильных групп населения, а также их участков в развитие положений СП 59.13330.
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения».
Требования и рекомендации направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности зданий и сооружений для всех категорий маломобильных групп населения (в дальнейшем – МГН) и беспрепятственное пользование ими. Требования распространяются на все элементы зданий и сооружений или их части (в дальнейшем – здания), а также на участки.
СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами доступными инвалидам».
Рекомендации и указания настоящего СП направлены на обеспечение потребностей инвалидов при проектировании неспециализированных жилых домов, включая одноквартирные (в том числе коттеджи и усадебные) и блокированные, общежитий, а также обеспечение потребностей маломобильных групп населения (МГН) в жилой группе помещений общественных зданий (спальные корпуса, жилая часть гостиниц, квартиры, встроенные в общественные здания, например, – в школы и др.).
СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
В данном СП из всех маломобильных групп населения принимаются во внимание в основном инвалиды трудоспособного возраста, так как остальные маломобильные группы: люди старшей возрастной группы, временно нетрудоспособные, в том числе женщины в декретном отпуске, не учитываются при организации рабочих мест на предприятиях и в учреждениях. В связи с этим в последующем тексте данного Свода правил будет употребляться термин “рабочее место для инвалида”.
СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» (последняя редакция от 20.10.2016, Приказ Минстроя России №721/пр).
Настоящий СП детализирует требования СП 59.13330 и устанавливает правила проектирования по формированию доступной городской среды для инвалидов различных категорий и других маломобильных групп населения (МГН).
ГОСТ Р 51090-2017 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов» (введен в действие 01.01.2018 взамен ГОСТ Р 51090-97).
Настоящий стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху. Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, обеспечивающие доступность и безопасность их для пассажиров-инвалидов.
ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» (введен в действие 01.01.2017 взамен ГОСТ Р 51671-2000).
Настоящий стандарт распространяется на технические средства связи, информации и сигнализации общего пользования, доступные для людей с ограничениями жизнедеятельности, и устанавливает классификацию указанных средств, а также требования, обеспечивающие их доступность и безопасность для инвалидов.
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования».
Настоящий стандарт распространяется на знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, пиктограммы, таблички и наклейки), с помощью которых инвалиды получают информацию о доступности объектов среды жизнедеятельности, и устанавливает размеры и технические требования к средствам отображения информации, размещаемым на объектах среды жизнедеятельности и их элементах, общественном пассажирском транспорте, приборах и оборудовании различных видов.
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (введен в действие 01.01.2009 и подлежит замене на, в данный момент не введенный в действие, ГОСТ Р 56305-2014).
Настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели, с помощью которых инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населенных пунктах (территория, застройка) и общественных зданиях (внутренние пространства, зоны получения услуг), и устанавливает технические требования, назначение, место расположения и правила применения указателей, размещаемых на дорогах и улицах населенных пунктов в местах, разрешенных ГОСТ Р 52605 , и на поверхности напольных покрытий общественных зданий.
Обращаем ваше внимание, что в данный момент происходит переработка настоящего стандарта.
ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (введен в действие 01.01.2014 взамен ГОСТ Р 52872-2007).
Настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров» (введен в действие 01.01.2015 взамен ГОСТ Р 51648-2000).
Целью настоящего международного стандарта является установление требований к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

ГОСТ Р 56832-2015 «Шрифт Брайля. Требования и размеры».
Настоящий стандарт устанавливает требования и указания размеров к документам и надписям, выполненным шрифтом для слепых (шрифт Брайля), а также материалам основы, чтобы слепые люди могли свободно узнавать, читать и понимать этот шрифт Брайля. Стандарт не описывает технические методы для создания шрифта Брайля.
Настоящий стандарт предназначен для изготовителей шрифта Брайля всех видов, а также изготовителей приборов и инструментов для производства шрифта Брайля (в книгопечатании, через принтер, как этикетка и т.д.) и изготовителей дисплеев шрифта Брайля.

3. Нормативные акты в сфере образования инвалидов.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция от 27.06.2018 N 170-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (последняя редакция от 15.11.2013 N 1244)
Данный приказ устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица).
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (последняя редакция от 18.08.2016 N 1065).
Приказом определен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идет об оказании необходимой помощи. Так, предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами. Принимаются меры по обеспечению беспрепятственного передвижения по объектам, по сопровождению, по надлежащему размещению носителей информации. Урегулированы вопросы оформления паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг. Закреплены положения об оценке соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В приказе установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
В приказе утверждено новое положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Она создается, чтобы своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Комиссия проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и дает рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания.
Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
В приказе установлен порядок приема на обучение по программам дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на адаптированную программу обучения только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В постановлении установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. СанПиН касается организаций с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием детей, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе группы продленного дня. Приведены требования к оборудованию и санитарному состоянию помещений, организации образовательной деятельности и режиму дня, питанию и медицинскому обслуживанию детей.
Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы от 01.03.2016.
Представлен перечень отдельных образовательных организаций, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ в субъектах РФ утвержденный Минобрнауки.
Межведомственный комплексный план Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 01.02.2016 N ЛОВЗ-07 «План мероприятий по вопросам развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020».
В плане обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Госпрограммой «Доступная среда» на 2011–2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Письмо Рособрнадзора от 09.12.2015 N 10-51-532/10-3417 «По вопросам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
В письме разъяснен порядок прохождения ГИА-11 лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
В письме подготовлены методические рекомендации по внедрению федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».
В письме разъясняются требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях.
Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 N 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ».
В письме составлены методические материалы по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации стандартов для слепых и слабовидящих детей.
Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении» (данный документ имеет Дополнительные разъяснения от 27 мая 2016 года N ВК-1179/07 разработанные Минобрнауки совместно с Минздравом «Обучение детей, нуждающихся в лечении»).
В письмах разъясняется вопрос обеспечения конституционного права на получение образования детьми, нуждающимися в длительном лечении.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 N 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В письме даны разъяснения по вопросу приема лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования.
Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 N НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В письме направлены разъяснения в части полномочий психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В приложении дается разъяснение определения «обучающиеся с ОВЗ», «дети-инвалиды». Определены формы и порядок проведения ГИА для детей с ОВЗ, а также порядок работы ПМПК.
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 N ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП».
В письме разъясняется необходимость сохранения образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП (адаптированным основным образовательным программам). Указаны требования к кадровому обеспечению специалистами, осуществляющими коррекционную работу, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании».
В письме отмечено, что основные направления совместного обучения детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ (письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 N АФ-150/06). Разъясняется, что в рамках реализации программы «Доступная среда» реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательные учреждения специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; что развитие инклюзивных форм обучения инвалидов должно осуществляться на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации данного вида деятельности (включая наличие материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических кадров, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).
Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 N 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе».
В письме дается пояснение, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья смогут по своему выбору сдавать на государственной итоговой аттестации два (только обязательные учебные предметы) или три экзамена (два обязательных учебных предмета и один учебный предмет по выбору) вместо четырех для всех категорий обучающихся.
Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 N НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».
В письме обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Госпрограммой «Доступная среда» на 2011–2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

4. Нормативные акты в сфере трудоустройства инвалидов.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (последняя редакция от 05.02.2018 N 8-ФЗ).
Наиболее общим нормативно-правовым документом, касающимся трудоустройства инвалидов, является Трудовой Кодекс РФ.
В статьях 91-94 регламентируются нормативы продолжительности рабочего времени, включая его сокращенную продолжительность, неполное рабочее время, продолжительность ежедневной работы (смены) в т.ч. для инвалидов.
В соответствии со статьей 92 ТК РФ для работников, являющихся инвалидами I или II группы, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, эта продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
В статьях 310-312 – рассматриваются особенности регулирования труда надомников.
В главе 49.1 ТК РФ рассматриваются особенности регулирования труда дистанционных работников.
Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (последняя редакция от 03.07.2018 N 190-ФЗ).
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации” определяет особенности трудоустройства и занятости инвалидов.
В статье 3 «Порядок и условия признания граждан безработными» устанавливается, что гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Статьей 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» инвалиды отнесены к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, и в их отношении осуществляются мероприятия, способствующие их занятости.
Статья 7 в числе полномочий федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения определяет разработку и реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на оказание содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
Статья 13 определяет дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в том числе инвалидов, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Статья 15 регламентирует организацию работы государственной службы занятости населения, в том числе в целях содействия занятости инвалидов регламентирует осуществление обмена сведениями с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последняя редакция от 07.03.2018 N 56-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21 «Установление квоты для приема на работу инвалидов» гласит:
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
В соответствии с данным указом разработан и реализован комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг.
Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
В приказе приведены требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов по зрению – слабовидящих, по зрению – слепых, по слуху – слабослышащих, по слуху – глухих, с нарушением функции зрения и слуха – слепоглухих, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на креслах-колясках с учетом выполняемой трудовой функции.
Приказ Минтруда России от 04.08.2014 года N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
Методические рекомендации содержат перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, предусмотренный приложением N 1 к Методическим рекомендациям, и перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, предусмотренный приложением N 2 к Методическим рекомендациям.
Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности содержит 448 профессий и должностей, из них 207 профессий и 241 должность.
Указанный перечень носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство инвалидов в других профессиях и должностях.

5. Нормативные акты в сфере культуры и спорта.

Федеральный закон РФ от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (последняя редакция от 05.12.2017 N 392-ФЗ).
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция от 04.06.2018 N 147-ФЗ).
В соответствии со статьей 31 Федерального спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Федеральный закон от 28.03.2017 N 34-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
В соответствии с данным законом установлено, что при получении господдержки на производство полнометражного национального фильма получатель обязан будет осуществить субтитрирование и тифлокомментирование этого фильма за счет указанных средств в соответствии с требованиями, утверждаемыми Минкультуры России.
Приказ Минспорта России от 24.08.2015 N 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи».
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами.
Приказ Минспорта России от 09.07.2014 N 578 «Об утверждении Методических рекомендаций, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов».
Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов содержат основные направления и методы обеспечения доступа спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным занятиям и мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов.
Приказ Минкультуры России от 09.09.2015 N 2400 «Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения».
Приказ содержит требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Обозначены условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012.
Приказ Минкультуры РФ от 10.11.2015 N 2761 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов».
Настоящий Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек, включая возможность обеспечения доступа инвалидов различных категорий и маломобильных граждан к библиотечным зданиям и услугам в сфере библиотечной деятельности, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами с учетом их особых потребностей.
Приказ Министерства культуры РФ от 16.11.2015 N 2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ».
Настоящий порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов:
а) объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры – театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурно-просветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества);
б) культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры.
Приказ Минкультуры России от 16.11.2015 N 2803 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов».
Настоящий порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, с основной экспозицией музея с учетом особенностей каждой категории инвалидов, предоставляемых услуг в сфере деятельности музеев, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию музейного здания, помещения или сооружений музейного комплекса наравне с другими лицами.