Реакомп
Негосударственное учреждение
«Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых»
В данном пособии рассматриваются вопросы доступности образовательных услуг для инвалидов по зрению, в пособие включены основные рекомендации по организации образовательной деятельности. Данные рекомендации могут быть использованы при обучении инвалидов по зрению в учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Задачей председателей местных организаций ВОС является распространение информации о доступных методах и формах обучения для наиболее полной интеграции инвалидов по зрению в образовательную среду.
Содержание:
1. Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса инвалидов по зрению.
3. Доступная среда в образовательном учреждении.
4. Кадровые условия для обучения инвалидов по зрению.
5. Приложение 1. Нормативные акты в сфере образования инвалидов по зрению.
1. Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов.
В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает реализацию права на обучение людей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное обучение, целью которого является получение профессионального образования людьми с ОВЗ различных нозологий, осуществляются посредством образовательных программ, адаптированных (при необходимости) под особые потребности обучающихся, либо разработанных специально для них.
Образование инвалидов имеет ряд отличительных особенностей, таких как:
• учёт заболевания,
• характер его течения и ограничений, которое оно накладывает,
• способ восприятия информации в зависимости от принадлежности к той или иной нозологической группе,
• особенности организации доступной среды и др.
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования.
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями может осуществляться двумя способами: в специально организованных группах и в инклюзивных группах – обычных группах, куда включается человек с ограниченными возможностями здоровья.
Ниже приводится сравнение по организации специальных условий для обучения инвалидов в инклюзивных и специально организованных группах.
Инклюзивные группы
Для обучения могут не организовываться специальные условия, инвалид обучается в обычной группе.
Подходит для инвалидов, не имеющих потребность в организации специальных условий для обучения (инвалиды 3 группы).
Специально-организованные группы
Для обучения организуются специальные условия:
• Доступная окружающая среда;
• Доступные учебно-методические материалы;
• Преподаватели, подготовленные к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
• Имеется специально-оборудованное компьютерное рабочее место для инвалида по зрению;
• Имеются переводчики русского жестового языка для инвалидов по слуху, тифлосурдопереводчики для слепоглухих.
При выборе образовательной группы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать не только вид и степень инвалидности, но и степень его реабилитированности, мотивации к обучению и ряд личностных качеств, а также возможности образовательной организации.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса инвалидов по зрению.
Серьезное нарушение или отсутствие функции зрения у обучающихся вызывает необходимость адаптировать все традиционно применяемые методы обучения.
При организации образовательной деятельности необходимо максимально использовать возможности механизмов компенсации утраченного или нарушенного зрения, которые помогут нивелировать различия в восприятии информации между слушателями с нормальным зрением и с ограниченными возможностями здоровья.
В работе с инвалидами и лицами с ОВЗ применяются как традиционные методы обучения (лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, производственная практика и т.д.), так и активные методы обучения (АМО).
При выборе методов обучения следует учитывать целый комплекс индивидуальных качеств обучающегося с инвалидностью – его личностные характеристики, персональную активность и т.д., а также принимать во внимание все средовые и временные факторы, в рамках которых происходит обучение человека с ОВЗ.
Для обучающихся с нарушением зрения рекомендуется:
1) использовать на занятиях звукозаписывающую аппаратуру. Следует обеспечить наилучшее звучание записи, располагая аппаратуру вблизи источника звука;
2) разместить обучающихся в учебных аудиториях за рабочими столами первого ряда, вблизи рабочего стола преподавателя;
3) разработать и изготовить или закупить комплекс учебно-методических материалов по изучаемым дисциплинам, включающих комплект специальных учебников, учебных пособий (конспектов лекций, учебно-методических указаний, презентаций и пр.) и дидактические материалы (задачники, тесты, справочники и пр.) в цифровых и/или аудиоформатах;
4) обеспечить слепых и слабовидящих обучающихся письменными принадлежностями для воспроизведения и записи информации с помощью системы Брайля, тифлотехническими средствами и программами невизуального доступа;
5) при изложении учебного материала или при комментировании какой-либо выкладки следует избегать использования указательных местоимений, например, таких: “вот это”, “как мы показали здесь” и т.д., поскольку для слепого или слабовидящего слушателя такие выражения малоинформативны;
6) каждую запись на доске, каждую формулу необходимо прочитывать вслух либо во время написания, либо после;
7) графические изображения (графики, таблицы, карты, схемы), используемые на лекциях, семинарских или практических занятиях обязательно сопровождать подробным словесным описанием, что позволит и остальным обучающимся более глубоко осваивать представленный учебный материал;
Доступность учебных и информационных ресурсов, рабочего места.
Для слепых и слабовидящих адаптация учебного и информационного обеспечения предполагает подготовку учебников, учебных пособий и дидактических материалов:
– в печатной форме плоскопечатные учебные материалы, выполненные укрупненным шрифтом;
учебные материалы, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля
– в электронной форме в виде цифровой аудиозаписи форматов mp3 или daisy
в электронных форматах хранения текстов: TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML, LaTeX, которые могут восприниматься при использовании специальных компьютерных программ – увеличителей шрифта, синтезаторов речи; брайлевских принтеров и дисплеев, и специального программного обеспечения невизуального доступа к информации, а также специальных тифлотехнических и программных средств.
При адаптации изданий учебных пособий, при подготовке и издании специальных дидактических материалов в виде рельефных изображений (объемные карты, схемы, диаграммы, чертежи и пр.) на специальной рельефообразующей бумаге или в виде матричного оттиска на пластиковой пленке необходимо соблюдение следующих условий:
– сопровождать рельефное изображение текстовым описанием, пояснением, отражающим суть изображения и способы работы с предлагаемым рельефным изображением;
– размещать на каждом рельефном изображении ориентир для правильного размещения в пространстве при работе с дидактическим материалом.
Сайт образовательной организации должен быть адаптирован для инвалидов по зрению с учётом ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
При разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:
Воспринимаемость информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в том виде, который позволит пользователям с нарушением зрения их воспринимать
Управляемость компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе пользователями с нарушением зрения
Понятность информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения
Надежность контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения
Образовательная организация должна обеспечить незрячему обучающемуся специальное рабочее компьютерное место в соответствии с ГОСТ Р 51645-2017 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде».
Типовое КСРМ включает в себя следующие компоненты:
а) компьютер – настольный компьютер или ноутбук;
б) основное программное обеспечение;
в) компьютерная мебель – стол, кресло;
г) дополнительные периферийные устройства – маршрутизатор, планшетный сканер, принтер.
д) компьютерные тифлотехнические средства универсального назначения – адаптированный видеодисплей, тактильный дисплей, аудиодисплей, специальное программное обеспечение, устройство печати шрифтом Брайля (брайлевский принтер).
3. Доступная среда в образовательном учреждении.
В соответствии с Федеральным законом №419 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” от 01.12.2014 в образовательной организации должен иметься специалист, отвечающий за работу с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309.
Приказ распространяется не только на новые и реконструируемые, но и на действующие здания образовательных учреждений.
Согласно пункту 3 Порядка № 1309 руководители образовательных учреждений обязаны обеспечить создание инвалидам следующих условий доступности объектов:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
Доступность образовательных услуг (также обеспечиваются руководителями учреждений), согласно пункту 4 Порядка № 1309, осуществляется следующими условиями:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;
г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Если говорить о специальных требованиях по организации доступной среды для слепых и слабовидящих, можно выделить следующие значимые элементы доступности образовательного учреждения:
Доступность Доступная входная группа, оборудованная звуковым маячком, тактильными наземными указателями. При наличии лестницы необходима контрастная маркировка первой и последней ступени лестничного марша, а также не травмоопасные поручни. Если полотно входной двери прозрачное, необходимо применять контрастный стикер.
Навигация Внутри помещения, где оказываются образовательные услуги необходимо предусмотреть удобную навигацию: тактильные схемы движений (мнемосхемы), тактильные напольные указатели (при необходимости), информационные таблички (указатели кабинетов и других помещений), дублированные шрифтом Брайля.
Безопасность ! Особое внимание следует уделить отсутствию препятствий на путях движения незрячих инвалидов, таких как: открытые марши лестниц, единичные ступени, информационные щиты и др.
! В образовательном учреждении должны иметься доступные для инвалидов пути эвакуации.
Инфраструктура
При наличии у образовательного учреждения парковки – необходимо предусмотреть специальные парковочные места для инвалидов.
В организации доступной среды в образовательном учреждении в первую очередь следует руководствоваться принципом «разумного приспособления». Это значит, что вносить изменения нужно только тогда, когда это действительно необходимо и не будет мешать другим обучающимся.
В таком случае помогает слаженная работа по организации необходимых мер доступности образовательного учреждения с представителями Всероссийского общества слепых, в том числе с председателями местных организаций ВОС.
4. Кадровые условия для обучения инвалидов по зрению.
Применение специальных условий образования, в первую очередь, означает использование адаптированных образовательных программ и методов обучения. Данное обстоятельство определяет необходимость привлечения к образовательному процессу педагогов и методистов, имеющих достаточную квалификацию для реализации такого обучения.
Решающим условием качественного образования инвалидов является укомплектованность образовательного учреждения специалистами, которые в процессе реализации своей профессиональной деятельности решают проблему социализации инвалидов и их реабилитации средствами образования, а также:
• владеют специальными методами и технологиями;
• знают специфику адаптированных образовательных программ;
• понимают связь нозологии нарушения с особыми образовательными потребностями;
• эффективно взаимодействуют как в самом учреждении, так и с окружающим социумом.
При обучении в специально организованных группах рекомендуется привлекать педагогические кадры из числа инвалидов той же нозологической группы. Например, при обучении инвалидов по зрению информационным технологиям, для проведения занятий приглашается преподаватель-инвалид по зрению, т.к. зрячий человек не может, в полной мере, освоить методику работы на компьютере вслепую, без использования мыши с использованием специальный программно-аппаратных средств.
Педагогические кадры, работающие с инвалидами должны обладать следующими компетенциями:
• знать методы, технологии и формы организации работы с данным контингентом обучающихся;
• уметь адаптировать содержание образовательных программ и формы текущей и итоговой аттестации по предметам с учетом нозологии нарушения у обучающегося с ОВЗ и инвалидностью;
• предоставлять информацию по дисциплинам с учетом особенностей восприятия, воспроизведения и переработки информации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
• владеть технологиями электронного и дистанционного образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
• владеть методами формирования в группе толерантной социокультурной среды и инклюзивной образовательной культуры.
Необходимость решения проблемы социализации инвалидов и их реабилитации средствами образования предъявляет повышенные требования к профессионально-педагогической компетентности специалистов, работающих в соответствующих образовательных учреждениях.
Профессионально-педагогическая компетентность – это совокупность профессионально-личностных качеств педагога, позволяющих ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
Основные составляющие профессионально-педагогической компетентности:
• осведомленность и авторитетность в преподаваемой области знаний;
• навык выбора оптимальных методов обучения;
• знание процессов общения (внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, педагогом и обучаемыми и т.п.) и навык управления этим процессом для достижения конкретных педагогических задач;
• знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучаемого, его способностей, характера, достоинств и недостатков предшествующей подготовки;
• умение находить индивидуальный подход к обучающемуся в учебно-воспитательном процессе;
• осведомленность педагога о сильных и слабых сторонах собственной личности и педагогической деятельности;
• нацеленность на профессиональное и личностное самосовершенствование;
• осведомленность педагога о необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса
Приложение 1. Нормативные акты в сфере образования инвалидов по зрению.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В постановлении установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. СанПиН касается организаций с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием детей, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе группы продленного дня. Приведены требования к оборудованию и санитарному состоянию помещений, организации образовательной деятельности и режиму дня, питанию и медицинскому обслуживанию детей. СанПиН вводятся в действие с 1 сентября 2016 г.
Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Приказом определён порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идёт об оказании необходимой помощи. Так, предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами. Принимаются меры по обеспечению беспрепятственного передвижения по объектам, по сопровождению, по надлежащему размещению носителей информации. Урегулированы вопросы оформления паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг. Закреплены положения об оценке соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов. Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Письмо Рособрнадзора от 9.12.2015 № 10-51-532/10-3417 «По вопросам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
В письме разъяснен порядок прохождения ГИА-11 лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
В письме подготовлены методические рекомендации по внедрению федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащённости образовательного процесса».
В письме разъясняются требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях.
Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ».
В письме составлены методические материалы по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации стандартов для слепых и слабовидящих детей.
Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении».
В письме разъясняется вопрос обеспечения конституционного права на получение образования детьми, нуждающимися в длительном лечении.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В письме даны разъяснения по вопросу приема лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В приказе установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям её реализации и результатам освоения.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
В приказе утверждено новое положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Она создается, чтобы своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Комиссия проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и даёт рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания.
Приказ Минобрнауки России от 8.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
В приказе установлен порядок приёма на обучение по программам дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на адаптированную программу обучения только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 №НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В письме направлены разъяснения в части полномочий психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В приложении даётся разъяснение определения «обучающиеся с ОВЗ», «дети-инвалиды». Определены формы и порядок проведения ГИА для детей с ОВЗ, а также порядок работы ПМПК.
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 №ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП».
В письме азъясняется необходимость сохранения образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП. Указаны требования к кадровому обеспечению специалистами, осуществляющими коррекционную работу, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании».
В письме отмечено, что основные направления совместного обучения детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ (письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06). Разъясняется, что в рамках реализации программы «Доступная среда» реализуются мероприятия по оснащению обычных ОУ специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, ОДА; что развитие инклюзивных форм обучения инвалидов должно осуществляться на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации данного вида деятельности (включая наличие материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических кадров, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).
Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включённых в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
Представлен перечень отдельных образовательных организаций, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ в субъектах РФ.
Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О порядке выбора предметов при прохождении ГИА».
В письме даётся пояснение что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья смогут по своему выбору сдавать на государственной итоговой аттестации два или три экзамена вместо четырёх.
Межведомственный комплексный план МТ РФ и МОиН РФ от 01.02.2016 № ЛОВЗ-07 «План мероприятий по вопросам развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020».
В плане обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Госпрограммой «Доступная среда» на 2011–2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».
В письме обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Госпрограммой «Доступная среда» на 2011–2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
ГОСТ Р 51645-2017 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде».
Настоящий стандарт распространяется на типовое специальное рабочее место для инвалида по зрению, основным оборудованием которого является компьютер, используемый в качестве технического средства реабилитации. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к компьютерному специальному рабочему месту для инвалида по зрению путем определения типовых наборов оборудования и основных технических требований (далее – требования) к этому оборудованию и к производственной среде.
СП 59.13330.2016. Свод правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Данный пересмотр СП 59.13330.2012 носит рекомендательный характер.
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения.
В настоящем своде правил установлены общие требования для всех объектов проектирования (в дальнейшем – здания и сооружения), доступных для маломобильных групп населения (далее – МГН), а также их участков в развитие положений СП 59.13330.
СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения.
Требования и рекомендации Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности зданий и сооружений для всех категорий маломобильных групп населения (в дальнейшем – МГН) и беспрепятственное пользование ими. Требования распространяются на все элементы зданий и сооружений или их части (в дальнейшем – здания), а также на участки.
ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.
Настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет (далее – интернет-ресурсы) и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
ГОСТ Р ИСО 23600-2013 Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров.
Целью настоящего международного стандарта является установление требований к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.
ГОСТ Р 56832-2015 Шрифт Брайля. Требования и размеры.
Настоящий стандарт устанавливает требования и указания размеров к документам и надписям, выполненным шрифтом для слепых (далее – шрифт Брайля), а также материалам основы, чтобы слепые люди могли свободно узнавать, читать и понимать этот шрифт Брайля. Стандарт не описывает технические методы для создания шрифта Брайля.
Настоящий стандарт предназначен для изготовителей шрифта Брайля всех видов, а также изготовителей приборов и инструментов для производства шрифта Брайля (в книгопечатании, через принтер, как этикетка и т.д.) и изготовителей дисплеев шрифта Брайля.