Главная - Выпуск 19

Выпуск 19

ББК 74.902

Р62

 

 

Рождение ребенка в семье незрячих родителей – к вопросам воспитания: Справочно-методическое пособие –М.: ИПРПП ВОС «Реакомп», 2019. – 28с. – (Библиотечка председателя МО ВОС; Выпуск 19)

 

 

 

 

 

В данном пособии рассматриваются основные вопросы воспитания детей дошкольного возраста незрячими родителями, а также предлагаются некоторые рекомендации.

 

Электронную версию данного пособия можно найти на сайте: www.rehacomp.ru (раздел «Материалы и публикации» Библиотечка председателя МО ВОС)

Составители: к.п.н. Ваньшин С.Н., Кудрявцева О.Е., Суворова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Институт «Реакомп», 2019

Введение

Авторы информационного портала «Особый взгляд» [3], отмечают, что браки между людьми с инвалидностью по зрению встречаются часто. А значит, семьи, где родители незрячие, не такая уж редкость. Сегодняшний мир позволяет им растить и воспитывать детей, которые рождаются без каких-либо нарушений со стороны зрительных органов.

Рождение ребенка становится огромным событием для любой семьи. По словам преподавателя «Дома слепоглухих» и журналиста Елены Федосеевой [15], незрячих родителей ждут те же сложности, что и остальных: принятие нового статуса, неизбежные перемены в распорядке дня и образе жизни, новые обязанности, бессонные ночи, купания, кормления, ужасы прорезывания зубов, колики в животе.

Перед незрячими родителями стоят те же цели, что и перед любой семьей – вырастить своего ребенка здоровым и физически стойким, богатым в духовном и нравственном плане, ответственным, честным и порядочным, самостоятельным, способным приносить пользу людям.

Профилактика возникновения и развития слепоты

     Многие родители, страдающие от заболеваний глаз, переживают, что и у их детей возникнут проблемы со зрением. Некоторые болезни глаз на самом деле передаются по наследству, но иногда их можно предотвратить.
Если обратиться к последней статистике, то можно увидеть, что почти десять процентов всех болезней передаются по наследству на генетическом уровне, сюда входят и болезни глаз. По данным главного офтальмолога РФ, директора ФГБУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России Нероева В.В., количество учтенных слепых и слабовидящих в нашей стране составляет 218 тысяч человек, из них абсолютно слепых – 103 тысячи. В контингенте инвалидов по зрению 22% составляет молодежь. Стоит заметить, что основная причина возникновения патологий органов зрения — мутация генов, которая провоцирует развитие наследственных болезней глаз.
Глаза – один из самых важных органов для человека, связанный с головным мозгом и другими органами[21]. На основе информации, которую дают глаза, человек выполняет те или иные действия, ориентируется в пространстве, формирует восприятие действий и предметов.
Некоторые люди через наследственность не могут пользоваться зрением в полной мере. Врожденные аномалии глаз встречаются у 1 – 2% случаев всех новорождённый детей. Современная медицина нашла более 1200 генов, отвечающих за возможность возникновения определенных заболеваний.
Будущим родителям обязательно необходима консультация врача – генетика (если у них имеются заболевания глаз). Также можно воспользоваться одним из методов исследования (биохимическим или цитогенетическим) и таким образом предупредить болезни, которые могут передаться генетически.
Своевременная диагностика и врожденных заболеваний, а также их правильное и лечение, является лучшей профилактикой возникновения и развития слепоты у детей и взрослых.

Как психологически подготовиться к рождению ребенка?

      Мы имеем ввиду случаи, когда ребенок родился здоровым, без патологии. Конечно, нужно сразу понимать, что легко не будет.
Принимая решение иметь ребенка, надо психологически подготовить себя к этому, принять на себя моральную ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, как он будет воспитан, с какими трудностями вы можете столкнуться в быту.
Людям с нарушением зрения, решившим создать семью, испытать счастье материнства и отцовства, необходимо со всей ответственностью подходить к принятию такого важного и ответственного решения, исходя из своих реальных и потенциальных возможностей.
В современной жизни появилось много приспособлений для купания, прогулок, кормления, которые значительно облегчают уход за ребенком незрячими родителями, то есть можно с этим справиться самим. Из специальных приборов незрячие родители могут пользоваться говорящими градусником, термометром для воды и воздуха, весами.
Показателен опыт города Екатеринбурга[14], где на базе Свердловской областной специальной библиотеки для слепых в 2016-м году создана и функционирует школа для матерей и отцов с нарушениями функций зрительного анализатора. Занятия в школе проводятся небольшими группами, по 10 человек, основной акцент делается на вербальные методы обучения, а также тактильное ознакомление со средствами ухода за детьми и их развития.
Психологически нужно приучить себя к мысли, что почти все вы должны будете делать сами. То, что сложнее всего – прогулки ребенком и походы в поликлинику, научение письму и рисованию можно доверить бабушке. Например, еще можно привлечь зрячих помощников к подстриганию малышу ногтей, контролю состояния его кожи, чтению книг.[3] Будущей маме необходимо заранее понимать, какие процессы в воспитании и обслуживании ребенка будут самыми сложными, чтобы правильно подготовиться. В этом ей могут помочь опросы, которые проводились среди уже опытных мам. 20 незрячих родителей отмечали, что большие затруднения у них вызывали прогулки с малышом. При этом 5 матерей, отметили, что совсем не могут гулять с ребенком без посторонней помощи. Остальные респонденты отмечали, что, несмотря на трудности, они смогли справиться с этой обязанностью. 7 респондентов делали акцент на том, что при осуществлении ухода за малышом им было сложно самостоятельно кормить и купать ребенка.
Все незрячие родители-респонденты говорили о том, что они не могут самостоятельно водить своих детей в образовательные, медицинские учреждения.

     Родители также отмечали, что не могут самостоятельно заниматься с ребенком с использованием картинок. Важно отметить, что такие процессы, как покупка игрушек, лекарственных средств, бытовой химии, приспособлений для ухода за детьми не вызывает затруднений ни у одного из респондентов. Можно сделать вывод, что независимо от степени нарушения зрения все незрячие испытывают одни и те же проблемы при воспитании и осуществлении ухода за ребенком. [9]

Будущей маме

       Зародыш и организм матери представляют единое целое. Особенно чувствительны первые три месяца беременности, когда формируются и частично начинают функционировать органы зародыша, и действие болезнетворных факторов в этот период наиболее опасно. Не бесследно для будущего ребенка проходит и бесконтрольный прием лекарств во время беременности или перед ее наступлением.

        Неполноценное питание беременной женщины также сказывается на состоянии детского организма, это важно учесть. Кроме того, не стоит забывать о том, что в стране предусмотрены меры социальной защиты для родителей – инвалидов и их несовершеннолетних детей (это и пособия, и социальное обслуживание на дому) – этой помощью обязательно нужно воспользоваться.

Подготовка дома к появлению человека

При появлении малыша нужно обезопасить пространство – это самое важное, так как, в случае сильной усталости, вы должны знать, что с малышом ничего не случится.
Елена Федосеева [3] делится опытом: «Ребенку отвели свои полочки и шкафы, купили все необходимое. Когда мальчик начал ползать и ходить, родители запаслись специальными фиксаторами и блокираторами для дверей и шкафов, а на углах мебели появились мягкие накладки. «Находясь с малышом, я сама всегда старалась держать с ним тактильный контакт — прикасаться к его ноге, руке, плечу, — чтобы в любой момент успеть подхватить или не допустить падения. Я много лет проработала детским массажистом, и этот тактильный контроль младенца для меня стал сам собой разумеющимся», — отметила Елена Федосеева. [3]

Конечно, в комнате нужно регулярно проветривать помещение, пользоваться увлажнителем воздуха, чтобы обеспечивать достаточную прохладу в комнатах. Хорошо делать каждый день влажную уборку комнаты, так как пыль является переносчиком болезнетворных бактерий и, кроме того, может вызывать у ребенка аллергические реакции[2]. Не стоит застилать пол коврами, потому что в них накапливается пыль, а также в детской комнате не стоит ставить растения. Некоторые растения токсичны (например, филодендроны, бегонии, олеандры), еще есть опасность того, что ребенок, по мере взросления, захочет попробовать растение на вкус или опрокинет на себя горшок. Конечно, важно соблюдать чистоту в комнате.
Если говорить о мебели для детской, – то набор должен быть минимальным: кроватка или колыбель, обязательно пеленальный столик, два стеганых матраса, шкафчик для одежды[18].
Пеленание и переодевание подгузников, обработка пупка, присыпки, массажи и другие процедуры оказывают не самое щадящие воздействие на спину мамы, если она наклоняется над обычным столом или кроватью, поэтому лучше это делать на пеленальном столе, желательно, чтобы папа помогал придерживать малыша в целях безопасности.
Большее внимание необходимо уделить той стадии развития, когда малыш начинает сидеть: можно оставить его в манеже [13]с игрушками в тех случаях, когда маме нужно ненадолго отлучиться (например, позвонили в дверь, закипел борщ, нужно развесить белье). Не забудьте убрать все острые игрушки из манежа, чтобы при падении на дно манежа ребенок не ушибся. Нужно понимать, что использование манежа должно быть только в случае крайней необходимости, так как он ограничивает двигательную активность ребенка. Важно убрать манеж, когда ребенок будет готов к активному ползанию.

Почему ребенок плачет?

Грудной ребенок плачет в следующих случаях:
– в комнате очень шумно;
– ему хочется пить;
– он голоден (однако дети в первые дни жизни редко плачут из-за того, что они голодны, мамы стараются их постоянно накормить);
– болит живот;
– ему мешает свет;
– лежит неудобно и не в состоянии двигаться – запеленали туго (тихое хныканье, переходящее в протестующий крик);
– хочет спать, но не может уснуть;
– ему жарко (он хнычет, разбрасывая ручки и ножки);
– ему холодно (плач начинается внезапным пронзительным криком, постепенно переходя в тихое продолжительное хныканье, часто бывает икота);
– ребенку скучно.
Новорожденный или грудной ребенок не плачет, если пеленки влажные. Плачет он лишь в том случае, если пеленки промокли насквозь и ему холодно. Постарайтесь учитывать эти причины, принимайте быстрые и правильные решения и не паникуйте.

Дисциплина

Дисциплина – это определенный стиль отношений, он закладывается с рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока вы растете вместе с ним. Выделяются некоторые характеристики этого стиля воспитания. Вы выкормите его грудью, переодеваете при необходимости и отвечаете на подаваемые ребенком сигналы. Эти процедуры и являются вашими первыми дисциплинарными действиями[17]. Дети, воспитываемые в таком стиле, более восприимчивы к авторитету, так как представление о нем у них складывается на глубоком доверии к родителям». Позже родители начинают понимать скрытые причины какого-либо поведения своего ребенка, им легче задавать определенные дисциплинарные нормы, а ребенку легче их воспринимать и выполнять. Но важно не забывать, что постоянная дисциплина требует каждодневных усилий, корректного поведения молодых родителей, без криков и шлепков, тогда вы останетесь хорошим другом вашему ребенку и по мере его взросления.

Кормление ребенка

     «Молоко матери особенное. Молоко каждой матери имеет свойство, называемое биологической специфичностью, то есть оно уникально, имеет такой состав, который обеспечивает рост и выживание конкретного малыша… Человеческое молоко содержит специальные вещества, способствующие развитию мозга» [20].
ВОЗ рекомендует проводить исключительное грудное вскармливание в течение первых шести месяцев, а затем вместе с надлежащим прикормом продолжать грудное вскармливание до двух лет или старше.
Ведь в грудном молоке имеется 400 питательных веществ, отсутствующих в смесях. Ребенку, вскармливаемому грудью, не требуется дополнительная вода в отличие от ребенка, который находится на искусственном вскармливании. Если вы кормите ребенка смесями, то ему необходимо пить обыкновенную, не подслащенную кипяченую воду. В зимнее время ребенок должен выпить 50-100г воды, летом, в жаркую погоду – от 100 до 200 г. в день.
Что касается интервалов между кормлениями, то в настоящее время рекомендуется кормление по требованию, т. е. свободное вскармливание, когда ребенок сам устанавливает ритм питания. Здоровый новорожденный прикладывается к груди от 7 до 12 раз. После одного месяца частота кормлений сокращается до 5-6 раз.
Но все-таки постарайтесь сделать все для того, чтобы наладить грудное кормление, не переутомляйтесь. Чем дольше вы будете кормить ребенка грудью, тем лучше для него и удобней для вас.
Если вы кормите новорожденного ребенка из бутылочки, очень важно, чтобы мама или папа во время кормления находились в хорошем расположении духа, были спокойными и расслабленными. Малыши чутко реагируют на настроение мамы и папы, перенимают его и начинают вести себя таким же образом. Напряженное, подавленное, раздраженное состояние взрослого категорически не подходит для такого занятия, как кормление крохи. Нужно постараться расслабиться, отвлечься от негативных мыслей хотя бы на время кормления, тогда малыш будет чувствовать себя комфортно.
Малыша рекомендуется взять на руки таким образом, как это было при кормлении грудью. Голову малютки мама или папа укладывает на сгиб собственного локтя, при этом она всегда должна находиться в приподнятом положении. Нельзя допускать, чтобы голова крохи запрокидывалась, в противном случае малыш может поперхнуться. Также ребенок не должен вертеть головой во время кормления, иначе процесс глотания значительно затруднится. Часто родители задаются вопросом, можно ли кормить грудного ребенка лежа из бутылочки. Врачи не рекомендуют этого делать, поскольку это может стать причиной затекания жидкости в среднее ухо и привести к отиту. Бутылочку нужно держать немного под углом и следить за тем, чтобы соска была заполнена смесью. Не допускается ставить емкость вертикально – грудничок может захлебнуться.
Как часто надо купать ребенка?
По мнению родителей со стажем, воспитывающих восьмерых детей, доктора Билла Серз и Марты Серз [17], «купание – это главным образом игра… Ребенок не так грязнится, чтобы ему требовалось ежедневное купание… Два раза в неделю вполне достаточно (особенно зимой), при условии, что вы обтираете ребенка каждый раз, когда он опорожняет кишечник.
Необходимо ежедневно обтирать те участки тела, на которых накапливаются пот, жир или грязь, например, за ушками, в складочках шеи, и в паху, а также участки тела, соприкасающиеся с пеленкой»[17].
Уход за детской одеждой
Пеленки, распашонки, ползунки и другое белье новорожденного ребенка до достижения им полутора – двух лет стирайте и кипятите с детским мылом, так как другие моющие средства могут вызвать раздражение кожи малыша. Если у ребенка имеются какие-либо симптомы аллергических заболеваний, то и в дальнейшем стирайте его белье и одежду только детским мылом. Если у вас нет возможности стирать белье детским мылом, пользуйтесь любым моющим средством, но белье очень тщательно прополаскивайте (в 5-7 водах). Хозяйственное мыло лучше для стирки детской одежды, чем стиральные порошки и пасты.
Грязные пеленки сразу же замачивайте в специально предназначенном для этой цели ведре: тогда их легче будет отстирать. После стирки прополоскайте пеленки в чистой воде и поставьте кипятить на 20 минут. Выстиранное и прокипяченное белье будет чистым и без применения других дополнительных средств. Кипячение белья – это прекрасное профилактическое средство от опрелости кожи малыша. Кипятите все то белье, на которое попадает моча: пеленки, подгузники, ползунки, простынки и т. п. Опрелость кожи вызывается аммонием, который вырабатывается бактериями в мокрых пеленках[6]. При кипячении эти бактерии погибают. Другим средством, дезинфицирующим белье малыша, а, следовательно, предупреждающим появление опрелостей, является его сушка на солнце. Если вы знаете, что у вашего ребенка бывают опрелости, регулярно кипятите белье или сушите его на солнце. Белье новорожденного обязательно с двух сторон проглаживайте утюгом. Глаженье – это дополнительное средство дезинфекции белья. Оно особенно необходимо, пока у ребенка не зажила пупочная ранка.
Особенно тщательно стирайте рукава и перед рубашечек и кофточек, коленки и зад штанишек и колготок. Каждая мама старается, чтобы ее ребенок выглядел нарядно. На прогулку надевайте более практичную одежду, чтобы не было большой работы по стирке и штопке вещей. Помните о том, что ребенок может испачкать одежду. Чистите и стирайте ее ежедневно. Время от времени просите кого-нибудь из зрячих проверить одежду ребенка: нет ли на ней пятен, которые нужно почистить или постирать. Трехлетний ребенок сможет сам вам указать пятна. Носки и гольфы малыша сразу же, как сняли, сложите попарно. Верхнюю одежду вешайте в шкафы вместе с подходящими к ней рубашками и колготками.

Прогулки

Прогулки с грудным ребенком до того времени, пока он научится самостоятельно садиться и вставать, обычно не представляют для незрячих особых сложностей. Вы можете положить ребенка спать в коляске, поставленной во дворе, а сами будете сидеть или стоять возле нее. Никогда не оставляйте спящего в коляске ребенка без надзора. Не спускайте и не поднимайте коляску по лестнице вместе с ребенком без помощи другого человека: малыш может выпасть. Сначала спустите коляску, потом на руках – ребенка. Если есть балкон или лоджия, положите ребенка спать там. Не забудете открыть форточку, чтобы слышать, когда малыш проснется. Пусть малыш спит там все время дневного сна. Это полезно не только ему, но и вам. На свежем воздухе дети обычно лучше спят. Если у вас нет балкона и лоджии или на улице сильный мороз, вы можете положить ребенка спать в комнате с открытым окном.
Когда ребенок начинает самостоятельно садиться или вставать, его нельзя одного оставлять спать в коляске. Вам необходимо находиться в непосредственной близости около него, чтобы почувствовать, когда он проснется и заворочается, иначе он может выпасть. Одни дети спокойно спят в коляске до 10-12 месяцев, другие уже в 6-7 месяцев отказываются в ней спать. Все трудности, связанные с прогулкой, с этого момента и начинаются и продолжаются лет до двух-трех с половиной. Ребенок не хочет больше спать на улице. Теперь ему нравится разглядывать деревья, плывущие по небу облака, птиц, окружающие предметы. Одни те же впечатления ему наскучивают, он начинает требовать смены окружающей картины. Для прогулок теперь лучше пользоваться прогулочной коляской. Если ребенок уже начинает ходить, не держите его в коляске, пусть он больше ходит. Гуляя с малышом, который только что научился ходить, крепко держите его за ручку (если вы, конечно, не можете следить за ним с помощью зрения). Ребенок этого возраста все, что находит на земле, пробует на вкус. Держа постоянно его за руку, вы будете чувствовать, когда он наклоняется и что-то поднимает с земли, и, кроме того, будете предотвращать его бесконечные падения. Очень тяжело гулять с ребенком этого возраста. Ребенок просится на руки, иногда можно взять его, но не надолго, так как маме тяжело носить его долгое время и трудно ориентироваться.
Гуляя с малышом за руку, постоянно напоминайте ему, что это необходимо не только ему, но и вам, что, если он вас отпустит, вы можете упасть или обо что-то удариться. Постепенно ребенок привыкнет ходить с вами за руку. В ситуации, когда вы идете с ребенком, будьте очень внимательны, не надейтесь на него полностью, так как он может отвлечься, и невзначай навести вас на столб, дерево или какой-то другой опасный предмет. Такое иногда даже случается с семи-восьми-летними детьми. Не ругайте за это своего малыша и уж, конечно, не наказывайте: он и без того страдает и чувствует себя виноватым; объясните ему, что вам очень больно, покажите ушибленное место и попросите в другой раз быть более внимательным. Если же вы будете маленького ребенка ругать и наказывать за промахи, у него может возникнуть отрицательное отношение к вашим совместным прогулкам.
Если вы с двух-трехгодовалым ребенком отправляетесь куда-либо по делам, отведите на это в несколько раз больше времени, потому что во время пути ребенок будет отвлекаться: ему захочется покарабкаться по лестницам, похлопать ручонками по толстому дереву или потрогать яркую машину. Подойдите вместе с ним к предмету, полюбуйтесь им. Если же у вас нет времени, везите ребенка в прогулочной коляске или на санках (если дорога абсолютно безопасна). Если вы совсем не видите, никогда не перевозите ребенка через дорогу в коляске или на санках, так как ребенок может неожиданно выпасть посреди дороги. Прежде чем переходить дорогу, крепко возьмите ребенка за руку и, если движение достаточно оживленное, обязательно попросите кого-нибудь из прохожих помочь вам.
Даже пяти-шестилетнего ребенка во время перехода через улицу крепко держите за руку, так как он может побежать на дорогу за оброненной игрушкой или по какой-либо другой причине, забыв про существующую опасность. Ребенка двух лет можно отпустить поиграть в безопасном месте (например, на детской площадке или в сквере). Но вы должны находиться в непосредственной близости от него, чтобы ребенок мог постоянно видеть вас. К этому времени малыш уже хорошо бегает и, кроме того, он уже может усвоить (если вы ему об этом часто говорили), что с земли ничего в рот брать нельзя. Обычно дети этого возраста что находят, показывают матери (дают в руки). Ребенок двух-четырех лет любит играть один или с другими детьми так, чтобы в поле его зрения постоянно находилась мать. Объясните ребенку, что вы беспокоитесь за него и поэтому нужно, чтобы он время от времени подходил к вам и говорил, с кем и во что он играет сейчас. Постоянно внушайте ребенку, чтобы он не отходил далеко от вас, потому что это очень опасно.
Прогулки с ребенком четырех-пяти лет обычно не представляют особых трудностей для незрячих родителей, но по-прежнему необходимо быть начеку: малыш довольно легко отвлекается, плохо ориентируется в новой обстановке. Ребенок шести-семи лет более собран, внимателен, ответственен. С ребенком этого возраста и старше как можно чаще совершайте совместные прогулки и поездки (в парк, в цирк, в театр, за город). Не оставляйте ребенка на воспитание «улице»: это, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Не жалейте времени, затраченного на совместные прогулки. Вместе проведенное время за общими занятиями и развлечениями способствует духовному сближению родителей и детей, их лучшему взаимопониманию.
С самого раннего детства начинайте обучать ребенка, как правильно переходить улицу[6]. Уже двух-трехлетнему малышу объясняйте, что, прежде чем переходить дорогу, сначала нужно посмотреть в одну сторону, потом в другую, и только после этого, если машин нет, дорогу можно перейти. Ребенок скоро это усвоит, но полагаться только на него при переходе улиц нельзя. Даже семилетний ребенок может растеряться при переходе улиц и перекрестков. В семь – восемь лет ознакомьте ребенка с правилами уличного движения. Если вы не можете этого сделать, попросите об этом кого-нибудь из знакомых или родственников. Пока вы не убедитесь в том, что ребенок свободно может переходить улицы и перекрестки, обходить транспорт и т. п., не разрешайте ему делать это самостоятельно. Переходите улицу вместе с ним, прибегая в случае необходимости к помощи прохожих.

Как уберечь маленького ребенка от несчастных случаев?

Огромное число несчастных случаев происходит именно с маленькими детьми 1-3 лет. Это – очень опасный возраст. Ребенок этого возраста – настоящий исследователь. Как только он познает свободу передвижения (научится ходить или ползать), он не захочет больше сидеть в манеже и кроватке ни минуты. Малыш всюду сует свой нос: вытаскивает все из шкафов и столов, карабкается туда, куда может залезть, опрокидывает на себя стулья, столики и прочие предметы, вставляет одни предметы в другие, всюду сует свои пальчики, все пробует на вкус. Большинство несчастий, которые могут произойти с ребенком, можно предвидеть и заранее предотвратить.
Для этого постарайтесь увидеть жилище глазами малыша и по возможности максимально обезопасить его. Вместо окон открывайте форточки, электрические розетки, которыми вы не пользуетесь, загородите мебелью, остальные закрывайте специальными заглушками или заклеивайте пластырем. Заглушки никогда не вынимайте на глазах у малыша, так как очень скоро он научится делать то же. Уберите подальше от ребенка мелкие и острые предметы (карандаши, ножницы, пуговицы, фасоль и т. п.). В недоступное для ребенка место уберите предметы бытовой химии (стиральные порошки, пасты, гуталин и т. п.), лекарства, спички. Если четырех-пятилетний малыш не станет пробовать на вкус предметы бытовой химии, то спички и лекарства (особенно, если последние имеют приятный вкус) его по-прежнему привлекают. Лекарства должны быть недоступны и детям более старшего возраста. Не оставляйте дома пустые консервные банки, битое стекло, коробки из-под ядовитых веществ, целлофановые пакеты; мусорное ведро должно быть недоступно для ребенка. Никогда не оставляйте открытой балконную дверь; закрывайте ее всегда на верхние запоры; соблюдайте эту предосторожность и когда вашим детям будет пять-семь лет. Никогда не забывайте на полу ведро с горячей водой.
Не позволяйте ребенку находиться на кухне во время приготовления пищи и в то время, когда там едят взрослые, так как на него могут попасть горячие брызги или он сам опрокинет что-нибудь горячее на себя. При приготовлении пищи пользуйтесь по возможности дальними горелками; если же вы готовили пищу на передних горелках, после приготовления поставьте кастрюли на дальние горелки или на середину стола; кастрюли и сковородки всегда поворачивайте ручками внутрь. Не стелите на стол свисающие скатерти или клеенки, так как ребенок может потянуть их и опрокинуть на себя стоящие на столе предметы.
На дверях в ванной комнате, на кухне установите запоры так, чтобы малыш один туда не забегал. Расположите вещи в своей квартире (или комнате) так, чтобы ребенку можно было играть с большинством из них, чтобы на каждом шагу его не подстерегала опасность. Заполните нижние ящики столов и шкафов игрушками, старой одеждой, газетами и журналами, кастрюлями и сковородками; продукты и бьющуюся посуду поставьте повыше; книги на полках поставьте так плотно, чтобы ребенок не смог их вытащить и т. п. Вещи, которые нельзя убрать, запретите ребенку трогать.
Запретными для него должны стать электроприборы и электропровода, плита, радиоприемник, телевизор и некоторые другие предметы. Если ребенок подойдет к запретной вещи и начнет ее трогать, самым решительным тоном скажите ему «нельзя», отведите его в сторону, отвлеките его внимание каким-нибудь новым предметом (например, новой книжкой или игрушкой). Если через некоторое время малыш снова подойдет к запретному предмету, проделайте то же самое. Некоторые родители дают возможность малышу удостовериться в том, что предметы, которые они запрещают трогать, действительно опасны. Как правило, малышу бывает достаточно один раз поднести ручку к горячему утюгу, плите или почувствовать, как жжется горящая спичка, чтобы долгое время он боялся трогать эти опасные предметы.
Но, разумеется, этот опыт не должен причинить ребенку сколько-нибудь существенного вреда. Никогда не оставляйте маленького ребенка в комнате или на кухне одного без надзора: детская изобретательность гораздо больше вашей предусмотрительности; вам и в голову не придет, что может придумать и сделать ваш малыш, казалось бы, в абсолютно безопасном помещении. Пусть малыш занимается своими делами в том же помещении, что и вы. По звуку различных предметов вы будете всегда знать, чем он занят в данный момент. Если у вас возникли какие-то сомнения или опасения, подойдите и посмотрите, что у ребенка в руках. Кроме того, ребенка можно часто спрашивать о том, что у него в руках или чем он занят. Маленькие дети обычно не умеют лгать и говорят честно, что взяли и чем занимаются в настоящий момент.

Медицинская помощь

Чтобы быть уверенным в том, что ваш ребенок вполне здоров, что он нормально растет и развивается, что у него нет никаких отклонений, регулярно показывайте своего малыша врачу.
На первом году жизни делайте это каждый месяц; на втором году достаточно одного раза в 3 месяца; в дальнейшем делайте это по мере надобности. При посещении, не стесняясь, задавайте врачу волнующие вас вопросы, касающиеся вашего ребенка. Если детская поликлиника находится далеко от дома и вам неудобно туда добираться самостоятельно, попросите кого-нибудь из родных или знакомых помочь в этом. Можно также попросить, своего участкового врача время от времени заходить к вам и осматривать ребенка, объяснив ему всю сложность ситуации; врач, конечно, вам в этом не откажет.
В тех случаях, когда вас беспокоит состояние ребенка, вызывайте врача на дом. Обязательно вызывайте врача, если у ребенка есть хоть один из следующих симптомов заболевания: сонливость, безразличие ко всему, температура, хриплый крик, затрудненное дыхание, рвота, понос, если у него долго болит живот, если ребенок сильно ударился головой, если вы подозреваете отравление и т. д. Часто очень серьезные заболевания начинаются с самых незначительных симптомов. Чем скорее вы вызовете врача, тем скорее врач установит правильный диагноз и начнет соответствующее лечение. Если же врач не найдет ничего серьезного у ребенка и будет недоволен вызовом, не огорчайтесь. В этих случаях лучше перестраховаться.
Дети, как бы вы их ни оберегали, все же получают всевозможные травмы. Не всегда срочно может явиться на помощь врач. Поэтому необходимо иметь дома лекарства и предметы первой медицинской помощи (аптечку), а также уметь оказать первую помощь своему малышу. В аптечке должны быть широкие и узкие бинты, марлевые салфетки, вата, пластырь, йод, зеленка, марганцовка, перекись водорода, средство от ожогов, лекарства, понижающие температуру (аспирин, анальгин) и некоторые другие средства. Относительно содержимого аптечки лучше всего проконсультироваться со своим участковым врачом. Не забывайте о том, что лекарства имеют срок хранения. На упаковке лекарства указан конечный срок, до которого оно годно, и условия его хранения. Строго следуйте этим указаниям. Лекарство, которое неправильно хранилось или у которого вышел срок годности, ни в коем случае применять нельзя: оно не только не даст желаемого результата, но и нанесет вред. Аптечку храните в недоступном для малыша месте, так как даже йодом или марганцовкой малыш может причинить себе непоправимый вред.
Если у ребенка появилась ранка, царапина или ссадина, тщательно промойте ее с помощью ватки чистой водой с мылом, обработайте перекисью водорода или зеленкой. Чтобы содержать ранки в чистоте, их бинтуют. Ссадинам дают некоторое время подсохнуть, чтобы образовалась корочка, после чего их можно забинтовать. Если ссадину забинтовать сразу, то бинт прилипнет и его больно будет снимать, причем, снимется и корочка. Если у ребенка на лице рана, лучше обратиться к врачу, чтобы на лице не осталось шрама. Сильное кровотечение из раны до прихода врача нужно остановить прямым давлением на нее. Для этого положите на рану сложенную в несколько раз марлевую салфетку или другую чистую ткань и надавите на нее рукой. Если кровотечение идет из руки или ноги, то дополнительно к указанной мере конечность поднимите вверх, что-нибудь подложив под нее. Если рана долго не заживает, кожа вокруг покраснела или припухла, значит, попала инфекция и нужна помощь врача.
Если у ребенка небольшой ожог, окажите ему помощь сами: струя холодной воды или кусочек льда снимут боль. Можно наложить на ожог спиртовой компресс. Но в любом случае лучше обратиться к врачу.
Если ребенок повредил какую-то часть тела, и рана причиняет ему боль, обязательно покажите его врачу. У ребенка может оказаться перелом или трещина, которые внешне никак не заметны, или вывих, который нужно как можно скорее вправить. Только специалист, и часто с помощью рентгеновского снимка, может отличить перелом от растяжения. Если у ребенка растяжение, врач правильно забинтует его. До осмотра врача поврежденная часть тела должна находиться в покое. Для этого сделайте что-то вроде шины и привяжите ее к поврежденной конечности в четырех-шести местах бинтом или чем-либо другим так, чтобы перехваты находились с каждой стороны от поврежденного места. Шина должна быть достаточно длинной: при подозреваемом переломе лодыжки шина должна достигать колена, при переломе голени доходить до бедра, при переломе бедра понадобится доска от подмышки до пятки, при переломе запястья шина должна иметь длину от кончиков пальцев до локтя. Короткую шину можно сделать из сложенного в несколько раз картона. Если нужна длинная шина, можно использовать доску. Если же у ребенка повреждена спина, его нужно уложить на ровную твердую поверхность (дверь, сбитые доски); только в таком положении его можно куда-либо переносить. При повреждении ключицы подвяжите нижнюю часть руки широким куском ткани к шее.
Дети часто падают и ударяются головой. Если через 15 минут после удара ребенок перестал плакать, у него нет рвоты, и он нормально себя ведет, значит, все в порядке, мозг не поврежден. Если же у ребенка началась рвота или он потерял аппетит, появляются признаки головной боли, он легко засыпает, не скоро просыпается, бледен в течение некоторого времени после удара, теряет сознание, обеспечьте ребенку полный покой и обязательно покажите его врачу.
Маленькие дети почти все, что им попадается под руку, пробуют на вкус, нередко проглатывают эти предметы. Гладкие предметы вроде косточек от слив и абрикосов, пуговиц, мелких монет неопасны для ребенка. В течение нескольких дней этот предмет выйдет из кишечника. Если же у ребенка начались боли в желудке или рвота или он проглотил острый предмет (игла, булавка и т. п.), срочно везите его в больницу. Если ребенку при вдохе или кашле что-нибудь попало в дыхательное горло, и он подавился, опустите его вниз головой и энергично похлопайте по спине. Если это не поможет, срочно везите ребенка в больницу или поликлинику. Маленькие дети иногда засовывают различные мелкие предметы в уши и нос. Не пытайтесь их вынуть самостоятельно, так как вы можете протолкнуть их глубже, обратитесь к врачу.
Если ребенок отравился, срочно вызывайте врача. До прихода врача заставьте ребенка выпить побольше теплой кипяченой воды и вызовите у него рвоту. Промывание желудка – лучшее средство первой помощи при отравлении. Ребенка при этом положите на кровать на живот так, чтобы его голова свешивалась вниз с кровати. Когда рвота прекратится, дайте ему снова воды и снова вызовите рвоту. Процедуру повторите несколько раз.
Если у ребенка очень высокая температура (40° и выше), а врач еще не пришел, температуру нужно несколько снизить с помощью влажных обтираний, так как при высокой температуре у ребенка могут начаться судороги. Обтирания можно делать водой или спиртом. Поочередно своей рукой, смоченной в воде или спирте, слегка разотрите ручки, ножки, спинку и грудь ребенка. Ваша рука должна быть постоянно мокрой. Спирт или вода, испаряясь, охлаждают кровь. Через полчаса снова измерьте температуру ребенку. Если она не снизилась, проделайте процедуру снова.

Определить наличие повышенной температуры у ребенка вы можете, прикоснувшись к его лбу щекой или губами; ускоренный пульс также является признаком повышенной температуры. Если же вы чувствуете, что у ребенка очень высокая температура, ее нужно обязательно измерить. Попросите окружающих помочь вам в этом.
Если у ребенка жар, укройте его очень легко (при обычной комнатной температуре достаточно укрыть его одной простыней); чрезмерное укутывание будет способствовать его перегреванию. Если же у ребенка озноб, укройте его потеплей.
Никогда не говорите при ребенке, что у вас болит и не демонстрируйте своего недомогания. Из-за склонности к подражанию ребенок может сказать, что у него что-то болит и представить, как это бывает. Это заставит вас понапрасну тревожиться.

Закаливание

Остановимся коротко на вопросах закаливания детей, поскольку здесь нет особой специфики для незрячих родителей; но эти вопросы важны для них вдвойне. Кто не знает, как тяжело сидеть с больным маленьким ребенком, для незрячих же родителей эти трудности еще больше усугубляются: незрячим труднее следить за состоянием ребенка (высокая температура, появление сыпи и пр.), труднее лечить (давать лекарства, капать капли, делать компрессы и пр.). Поэтому надо закаливать ребенка, чтобы он реже болел.
Самое главное в закаливании – преодолеть ложный страх простудить малыша. Не забывайте о том, что дети мерзнут гораздо меньше, чем взрослые, и гораздо легче переносит колебания температуры. Закаливать малыша начинайте с самого рождения. Для этого вовсе не нужно постоянно мерить температуру воздуха в комнате, где он находится, температуру воды, в которой он купается, постоянно смотреть на часы, отмеряя минуты и секунды. Если в комнате температура 16-20 градусов и нет сквозняков, переодевая малыша, не спешите его одеть. Дайте ему возможность полежать раздетым. Постепенно периоды бодрствования будут увеличиваться, а с ними и время закаливания. Если у малыша ручки и ножки будут прохладными, не пугайтесь: это – нормально, это вовсе не означает, что ему холодно.
Если ребенок бодрствует в кроватке или в манеже, можно надеть на него распашонку и трусики. Когда малыш подрастет, приучайте его ходить по полу босиком. Закаливайте ребенка и с помощью воды: с каждым купанием постепенно понижайте температуру воды; приучите ребенка мыть лицо и руки холодной водой. Дети одного-двух лет обычно не возражают против того, чтобы их мыли холодной водой (в отличие от ребенка шести-семи лет).
Свежий воздух – хорошее профилактическое средство от различных заболеваний. Поэтому не жалейте времени на прогулки с малышом. Одевая ребенка на прогулку, не кутайте его: от перегревания ребенок скорее заболеет. Форточку дома постоянно держите открытой, чаще проветривайте комнату.
Как показывает наш опыт и опыт других родителей, закаленные дети почти не болеют простудными заболеваниями, инфекционными заболеваниями болеют значительно реже, болезни протекают гораздо легче, выздоровление наступает быстро и без осложнений.

Обучение ребенка чистоплотности

Приучение ребенка к горшку – дело нелегкое и требует от родителей много терпения и такта. Можно начинать приучать к горшку во второй половине первого года жизни, когда ребенок держит спинку и научился садиться.
Уже на первом году жизни у некоторых детей стул бывает регулярно в одно и то же время. Заметив это, мать может сажать ребенка на горшок. Но это вовсе не значит, что вы приучили ребенка к горшку. Ребенок еще не понимает, что от него хотят, и не управляет своими органами. Если стул бывает нерегулярно, то лучше и не пытаться сажать ребенка на горшок, так как придется это делать довольно часто, и малыш в конце концов начнет сопротивляться. Когда ребенок сделает на горшке, что от него требуется, обязательно похвалите его[6]. Через несколько недель малыш поймет, что от него хотят, и что он делает то, что нужно.
Незрячие матери часто сетуют на то, что приучение к горшку идет трудно и долго[6]. Это объясняется тем, в основном, что они по поведению малыша не могут определить время, когда его нужно посадить на горшок. Малыш, в свою очередь, не может понять, что от него хотят. Поэтому с обучением в этом случае лучше повременить и начать его ближе к двум годам.
Между полутора и двумя годами некоторые дети настолько ясно чувствуют наполнение прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких предупреждений и уговоров. Мать должна обязательно поощрять эти случаи. И в этом возрасте проситься раньше на горшок начинают те дети, которых до этого регулярно приучали к нему.
Детям свойственно стремление подражать. Если приучение ребенка к горшку идет трудно, а ребенок уже достаточно большой и физиологически готов к этому, то оставьте на некоторое время уговоры, а ребенку предоставьте возможность побыть в обществе других детей и понаблюдать, как они пользуются горшком.
Приучая ребенка к горшку, наберитесь терпения и доброжелательности, старайтесь не раздражаться и не сердиться на малыша и уж, конечно, не наказывайте его; наказанием и криком вы только ухудшите дело. Промахи и непонимание ребенка обходите молчанием. Зато успех, попытки угодить вам поощряйте, хвалите. Даже когда малыш научится пользоваться горшком, время от времени возможны промахи. Малыш будет забывать о горшке, когда заиграется, когда заболеет, когда будет чем-то расстроен. Не ругайте его за это. По мере взросления эти оплошности исчезнут. Горшок малыша должен постоянно находиться в одном и том же месте (в углу детской или ванной комнаты). Обучение будет более привлекательным для малыша, если поместить около горшка любимые игрушки. Когда ребенок подрастет (в 3-4 года), предложите ему пользоваться взрослым туалетом.

Игры и занятия с ребенком дошкольного возраста

Интересы, игры и занятия ребенка зависят от его возраста и пола. Незрячие родители обычно затрудняются в выборе игрушек в связи с отсутствием визуального опыта. Например, покупают не по возрасту сложные игрушки. Ребенок начинает играть ими «по-своему». Родители боятся, что ребенок сломает игрушку, и постоянно его одергивают, навязывают ему свою игру, «правильную». Ребенок нервничает и плачет. Если уж вы купили сложную для ребенка игрушку, то уберите ее до поры до времени или полностью отдайте в распоряжение малыша.
В каждом возрасте у девочек и мальчиков свои определенные интересы и игры. В 4-5 месяцев ребенку нравится рассматривать яркоокрашенные предметы, подвешенные над кроваткой или коляской. Ребенку этого возраста нужны разноцветные погремушки, шарики, животные. Подвешивайте их на расстояние не ближе, чем 20 см, чтобы малышу было удобно их разглядывать.
4-8-месячный ребенок играет погремушками, которые удобно удерживать в руке, резиновыми игрушками, которые издают звук при нажатии. Погремушки вкладывайте малышу в ручку, и он будет с удовольствием размахивать ими. Вскоре он сам научится их хватать. Покупая малышу резиновую пищащую игрушку, обратите внимание на то, какая у нее пищалка. Если пищалка металлическая и располагается по краю отверстия, то такую игрушку лучше не брать, так как бывают случаи, когда дети вытаскивают металлическую пищалку и проглатывают ее. Если же вы все-таки купили такую игрушку или вам ее подарили, то прежде чем давать ее малышу, выньте пищалку; игрушка, конечно, теперь будет менее интересна ребенку, но жизнь и здоровье его, безусловно, важнее.
К кроватке четырехмесячного ребенка можно приделать поперечную перекладину. Очень скоро ребенку понравится хвататься за нее, подтягиваться и садиться. Перекладина доставит массу удовольствия ребенку и будет очень полезна для его развития.
8-12-месячный ребенок любит выбрасывать игрушки из кроватки или манежа и получать их обратно. Он любит играть с резиновыми животными и погремушками (привязывайте их к кроватке за веревочку): малыш с удовольствием будет разглядывать крутящийся вертолет, танцующего мишку, юлу. Пока малыш не вырастет, необходимо, чтобы вы сами заводили игрушки.
В возрасте от одного до двух лет ребенок любит толкать и катать игрушки перед собой, возить их за собой: животных на колесах, деревянные каталки, большие легковые машины. Малыш этого возраста любит собирать пирамидки, вкладывать матрешки одна в одну, играть с кастрюлями и сковородками, подражая маме. На улице он играет в песочнице с совочком, ведерком и формочками. Ребенку этого возраста можно купить большого коня или машину, сев на нее и отталкиваясь ножками, малыш будет ехать.
С двух до восьми лет дети любят заниматься с кубиками. Двухлетние мальчики любят играть также в машины, самолеты, собирать простейшие конструкторы; девочки – в куклы, посуду, в игры «Айболит», «Парикмахерская». С двух-трехлетнего возраста дети начинают играть в ролевые игры: девочки подражают врачу, продавщице, повару, воспитательнице, матери; мальчики – шоферу, машинисту. Они любят рисовать, раскрашивать, рассматривать картинки в книжках (конечно, если взрослые привлекли их внимание к этому). В три года ребенку можно купить трехколесный велосипед. Для развития ребенка читайте ему книги, рассказывайте сказки, пойте песенки. Если вы читаете по Брайлю, малышу при этом можно дать плоскопечатную книгу с соответствующей сказкой или рассказом: он будет с удовольствием рассматривать знакомых героев, животных. Некоторые родители совершенно необоснованно боятся читать своим зрячим детям книги по Брайлю, считая, что ребенок, якобы, будет перенимать чтение руками. Не беспокойтесь: если ребенок зрячий, он даже и не будет пытаться этого делать. Развитию ребенка способствуют также пластинки со сказками, песенками и стихами. В четыре-пять лет ребенок может самостоятельно их ставить и слушать. Можно записать любимые сказки ребенка на магнитную ленту.
В четыре-шесть лет ребенок может уже играть в настольные игры: «Футбол», «Хоккей», «Волейбол» и собирать железную дорогу, конструкторы. Шести-семилетние дети любят различные головоломки. Им можно предлагать модели для склеивания. Многие дети любят играть с мягкими игрушками. С четырех-пяти лет можно начинать обучать ребенка буквам и чтению. Для этого можно использовать разрезную азбуку, картонные кубики с буквами, деревянные кубики с выжженными буквами, пластмассовую азбуку на магнитах. Разрезную азбуку и картонные кубики с буквами можно подписать по Брайлю. Деревянные кубики не слишком удобны для незрячих родителей, так как буквы воспринимаются на ощупь с большим трудом.
По нашему мнению, кубики с буквами неудобны для обучения ребенка чтению, так как чтобы найти нужные буквы и сложить их в слово, ребенку придется перебирать много кубиков; он от этого быстро утомляется и начинает из кубиков складывать не слова, а дома. Наиболее удобна для обучения магнитная азбука. Незрячие родители могут на ощупь определять буквы и цифры. Буквы, расположенные на металлической доске в алфавитном порядке, легко можно найти. Занимайтесь с ребенком обучением азбуке в игровой форме. Когда ребенок научится складывать слоги, читать по слогам, а затем и бегло, можно предлагать ему чтение книг. Первые книги желательно подбирать так, чтобы они были и в плоскопечатном, и брайлевском вариантах, так как ребенку нужна еще ваша помощь. Книги с множеством цветных иллюстраций и с крупным шрифтом ребенку будет интересно читать.
Чтобы подготовить ребенка к школе, с ним надо заниматься устным счетом, развивать его речь, мышление и память. Читая ребенку сказки и рассказы, просите его пересказывать, отвечать на вопросы, подбирать к словам синонимы и антонимы, обсуждайте прочитанное: просите его объяснить смысл пословиц и поговорок, учите стихи, беседуйте на различные темы.
С трех-четырехлетнего возраста ребенку полезно посещать детский сад: там он приобретет опыт общения в коллективе, так необходимый ему в школьной и дальнейшей жизни, будет иметь контакт со зрячим воспитателем, который научит его правильно держать карандаш, рисовать, раскрашивать, делать аппликации, составлять рассказы по картинкам, – словом, всему тому, что ему пригодится в школе. Если по каким-либо причинам вы не можете отдать своего ребенка в детский сад, пусть он обязательно посещает всевозможные кружки, где он сможет общаться в коллективе сверстников.

Трудовое воспитание

По нашим наблюдениям, дети незрячих родителей быстрее обретают самостоятельность, потому что они уже в раннем возрасте становятся участниками всех дел в семье[6]. Обычно начинается с малого, затем круг просьб и поручений расширяется.
Насколько рано и активно привлекается ребенок к домашним делам, в значительной мере зависит от степени реабилитированности родителей. Однако независимо от того, в какой мере родители нуждаются в помощи ребенка, уже самые маленькие дети должны учиться самообслуживанию, и делать это надо прежде всего в интересах самих же детей.
Пусть у ребенка будет маленькая обязанность – уборка своей комнаты или уголка, где хранятся игрушки. Он может ухаживать также за цветами, растениями, мыть посуду, участвовать в сервировке стола.
Очень важно приучить ребенка все делать аккуратно. Например, не собирать игрушки в общую кучу, а складывать их или расставлять в зависимости от формы и размеров[6]. Выполнение каких-то работ по дому не должно носить эпизодический характер. У ребенка должны быть определенные, постоянные обязанности.
Что касается того, насколько качественно выполняется работа, то незрячий родитель вполне может самостоятельно определить это. При необходимости надо проявлять определенную требовательность: ребенок не пойдет гулять, пока не уберет игрушки. Выполнение постоянных обязанностей формирует трудолюбие, способствует самоутверждению, выработке воли, исполнительности.
Некоторые родители проявляют нетерпение к детской медлительности, неумелости. Они рассуждают так: лучше сделать самой или самому – быстрее и переделывать не надо. Плохо получается у ребенка, – не отстраняйте его от дела. Не умеет, – научите. Проявите терпение. Если ребенка отстранять от дел, он привыкнет к тому, что за него все сделают другие, и в дальнейшем будет лениться.
Учеба – это тоже труд, труд тяжелый и серьезный. Надо поощрять участие ребенка в работе школьных ученических бригад, в работах по озеленению территории школы. Если у семьи есть садовый участок, то активное участие детей в посильном для них труде не только интересно, но и полезно.
Родители своим одобрением, подбадриванием, похвалами должны помочь ребенку ощутить радость от того, что его усилие принесло пользу другому человеку. В конечном счете ребенок старшего возраста должен усвоить, что труд является жизненно необходимой потребностью каждого человека, так же, как пища, отдых, общение.
Многие незрячие родители правильно понимают значение воспитания трудолюбием, и умело решают эту задачу. В то же время среди некоторых родителей встречается проявление двух крайностей. Одни рассуждают о том, что поскольку у них детство было тяжелым, так пусть оно у детей будет радостным, лучше, если они поменьше будут заняты делами. Такая позиция приносит им больше вреда, чем пользы. Необходимо здесь сослаться на национальный опыт американцев. Дети даже очень богатых людей США в школьные каникулы работают, выполняя любую работу. Деловые американцы хорошо осознают, что в процессе труда их дети лучше понимают жизнь, учатся преодолевать неизбежные трудности. Другие незрячие родители постоянно подчеркивают свою инвалидность перед детьми и перегружают их домашними делами. Дети очень наблюдательны и хорошо понимают, что могут самостоятельно выполнять их незрячие родители и чего не могут. На этой почве иногда портятся взаимоотношения между родителями и детьми.

Взаимоотношения с детьми

Что нужно помнить родителям-инвалидам?
1. Ваш ребенок ничем не отличается от других детей. Старайтесь максимально грамотно донести эту мысль вашему ребенку. Общайтесь по интернету или по телефону с родителями одноклассников ребенка, чтобы всегда быть в курсе того, как он ведет себя с другими детьми.
2. Если вы не имеете достаточно возможности для общего досуга с ребенком, то обратитесь за помощью к властям или в общественную организацию. Вы имеете полное право на помощь учителей по основным дисциплинам, социальных педагогов, психологов и медиков.
3. Всегда поощряйте успехи своего ребенка. Так он поймет, что имеет такие же права как и его одноклассники и друзья, и у него будет повод собой гордиться.
4. Научите ребенка уважать вас. Он должен понимать, что вы, имея определенные физические ограничения, умеете быть интересным. Найдите хобби по душе, возьмите работу на дом или вступите в общество инвалидов, которые едины в своих взглядах и стремлениях.
5. Максимально уделяйте внимание вашему ребенку. Очень часто дети инвалидов страдают от недостатка внимания и чувствуют себя ущемленными. Ребенок любит вас вне зависимости от ваших физических особенностей, поэтому не отталкивайте от себя малыша, любите его и согревайте родительским теплом.
Разумеется, семьи, где воспитывают детей родители-инвалиды по зрению, могут функционировать отлично, но важна помощь со стороны властей, социальных служб, общественных организаций. К сожалению, сегодня не все благополучно с финансированием семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Для защиты прав таких семей и их детей всем неравнодушным людям необходимо создать коалицию. Давайте строить общество равных возможностей вместе.

Список использованной литературы:

1. Башкирова, И.Л. Воспитание детей в семьях незрячих родителей / И.Л. Башкирова. Медобори-2006, 2013. – С. 187– 193.
2. Блог о дизайне интерьеров: https://legko.com/blog/p/kak-obezopasit-kvartiru-dlya-malusha-5prostuh-pravil
3. Информационный портал «Особый взгляд»http://www.specialview.org/
4.  Камарата С. Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка: Научно-популярное / Камарата С. – М.:АльпинаПаблишер, 2016. – 274 с https://znanium.com/bookread2.php?book=1002013- дата обращения 26.09.2019
5. Конвенция о правах ребенка. – М.: РИОР, 2007. – 24 с.: режим доступа: URL: https://znanium.com/bookread2.php?book=121706 -дата обращения 25.08.2019.
6. Кондратов А. М., Руцкая Е. Н. Воспитание детей в семьях незрячих родителей. М.: Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени Общество Слепых,1989.-36с.
7. Конюхова Е. Ю. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ НЕЗРЯЧИХ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА //Familyin a contextofpedagogical, psychologicalandsociologicalresearches. – 2017. – С. 14-19.
8. Конюхова Е.Ю. Воспитание и раннее развитие нормально видящих детей незрячими родителями: проблемы и пути решения. «Педагогическое образование в России» Журнал. 2014.№4.с.222-225.
9. Конюхова Е.Ю. Специфика взаимодействия с незрячими родителями, воспитывающими детей младенческого и раннего возраста https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vzaimodeystviya-s-nezryachimi-roditelyami-vospityvayuschimi-detey-mladencheskogo-i-rannego-vozrasta/viewer , 2017 г. – 6 с.
10. Костенкова А.А., Батуева С. В. Психологическая поддержка слепых и слабовидящих семей в России. ФГБОУВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск. Электронный ресурс. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podderzhka-slepyh-i-slabovidyaschih-semey-v-rossii
11. Кулакова, Н.И. Развитие ребенка – второй год жизни: практический курс для родителей / Н. И. Кулакова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 240 с. режим доступа: URL: https://znanium.com/bookread2.php?book=1045925 -дата обращения 25.08.2019
12. Кулакова, Н.И. Ребенок изучает мир: занятия с детьми 2-6 лет : практический курс для родителей / Н. И. Кулакова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. – 256 с. https://znanium.com/bookread2.php?book=1045929 -дата обращения 26.09.2019.
13. Морозова Е. 15 полезных покупок, чтобы сделать квартиру безопасной для ребенка. Электронный журнал Сolady. Статья. https://www.colady.ru/15-poleznyx-pokupok-chtoby-sdelat-kvartiru-bezopasnee-posle-rozhdeniya-rebenka-obespechim-bezopasnost-detej-doma.html
14. Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю. Из опыта работы с молодыми родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16693 (дата обращения: 11.09.2019).
15. Официальный сайт благотворительного фонда «ДОМ СЛЕПОГЛУХИХ»http://www.domsg.ru/
16. Портал для любящих родителей: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/samyie-poleznyie-pokupki-dlya-obespecheniya-bezopasnosti-rebenka-v-dome.html
17. Серз У., Серз М. Ваш ребенок //М.: Крон-пресс. – 1998.
18. Соколова М. Как правильно подготовить квартиру и что купить к рождению ребенка? Электронный журнал Сolady. Статья. https://www.colady.ru/kak-podgotovit-kvartiru-k-rozhdeniyu-rebenka.html
19. Спок Б. Ребенок и уход за ним: Пер.с англ. / Спок Бенджамин. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2011. – 544с.
20. Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание http://rozhana01.blogspot.com/p/blog-page_74.html
21. https://meduniver.com/Medical/Psixology/vospitanie_detei_roditeliami_invalidami.html