Главная - Выпуск 9

Выпуск 9

Введение
Основная задача специалиста МО ВОС в работе с семьей человека, потерявшего зрение – помочь приспособиться, адаптироваться в сложившейся нелегкой жизненной ситуации, научиться жить по-новому. Мир, который был полностью для него открыт, стал доступен только на расстоянии вытянутой руки. В этот момент семья для человека, потерявшего зрение, является основной социальной средой психологической адаптации. Семья в данный момент может выступать в качестве мощной социальной поддержки, оказывая компенсирующее воздействие на этого человека.
Однако, зачастую члены семьи, недооценивая возможности инвалида, стремятся изолировать его от прежних домашних обязанностей, перенося все бытовые проблемы на себя. Человек, потерявший зрение в этой ситуации зачастую чувствует свою беспомощность, усугубленную чрезмерной опекой со стороны семьи. Помочь семье инвалида строить взаимоотношения с учетом особенностей, возникших в результате полного или частичного отсутствия зрительного анализатора у инвалида – одна из задач специалиста МО ВОС. Достичь ее можно с помощью ознакомления членов семьи с существующими в настоящее время техниками реабилитации инвалидов по зрению.
1. Ознакомление членов семьи инвалида с современными техниками реабилитации.
В широком смысле слова под «техниками» понимают все приёмы, которые использует реабилитолог в процессе проведения реабилитационных мероприятий. Техники (приемы) реабилитации различаются в зависимости от направления реабилитационной работы: социальная (элементарная), профессиональная, социокультурная, информационная, психологическая и т.д.
Ранее все эти техники существовали разрозненно, но специалисты Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» по заказу Департамента социальной защиты населения города Москвы, основываясь на опыте зарубежных коллег-реабилитологов, разработали инновационную модель «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению» (5 ступеней).
Данная техника реабилитации отвечает всем принципам социальной работы с инвалидом по зрению и его семьей, а именно она:
– личностно ориентирована, поскольку в основе большинства методик, представленных в ней, лежит индивидуальный подход к человеку, потерявшему зрение, учитывающий, как уровни наличия и овладения им специальных навыков, так и психологическое состояние человека и его семьи;
– конкретна, поскольку предполагает четкую поэтапную методику обучения, учитывающую специфику проживания незрячего, его социальную ситуацию и возможности интеграции в местное сообщество;
– адресна и доступна: человек, потерявший зрение получает реабилитационные услуги и формирует навыки по месту жительства, при активной поддержки семьи, в кратчайшие сроки после получения инвалидности;
-имеет профилактическую направленность, поскольку, возвращая людей, потерявших зрение в социум, дает им уверенность в своих силах, качественно улучшает уровень их жизни.
Данная техника реабилитации прошла апробацию. Практическое внедрение происходило с экспериментальной группой проживающих в Москве людей, потерявших зрение, стаж слепоты которых был не более 2 лет. Результаты реабилитационной деятельности наглядно показали эффективность данной техники реабилитации в формировании у инвалидов по зрению навыков самостоятельной жизни.
2. Белая трость и её использование как средства ориентации.
Значение трости для слепого трудно переоценить. Она является универсальным средством для передвижения в пространстве. Человек, потерявший зрение, неохотно берет в руки трость. К сожалению, в ряде случаев, семья тоже не является сторонником использования незрячим трости.
Некоторые считают этот способ передвижения не совсем эстетичным и не безопасным, и везде сопровождают сами незрячего. Но ситуации могут быть разные: член семьи может заболеть, уйти на работу и т.д. Успех приспособления незрячего к жизни зависит от условий, которые создает ему семья, от ее отношения к нему и особенно от ее уверенности в том, что человек потерявший зрение, может вернуться к полноценной жизни. Чтобы развеять их сомнения, если они существуют, специалист должен рассказать членам семьи потерявшего зрение историю белой трости. Положительная установка семьи на использование инвалидом трости – первый шаг к успеху на пути к самостоятельности. Трость расширяет зону осязательного обследования, помогает слепому обнаруживать различные ориентиры и препятствия. Трость выполняет следующие функции:
1. Функция щупа.
2. Функция буфера.
3. Функция генератора звука.
4. Функция опоры (опорная).
5. Сигнальная функция.
При ориентировке в пространстве незрячие используют различные виды тростей: опорные и ориентирующие. Трости отличаются друг от друга материалом, из которого изготовлены (металл, стеклопластик, стекловолокно), длиной (в России выпускаются трости от 800м до 1300м), формой ручки и наконечника, а также конструкцией. По конструкции трости бывают цельные и складные. Наиболее удобной для ориентировки незрячего в большом пространстве является длинная трость.
Основным критерием подбора трости является рост человека. Длинная (ориентировочная) трость по размеру должна доходить до середины грудной кости или быть на 50 см меньше роста человека. Именно такая трость даёт информацию на два шага вперёд и большую уверенность при передвижении. Слишком длинная трость неудобна так как приходится прилагать усилие для её координации, к тому же она может мешать другим прохожим. Слишком короткая трость не дает достаточно времени на реакцию, так как позволяет ощупать только то, что находится непосредственно у ног незрячего человека, поэтому он вынужден двигаться медленно и с опаской.
Опорная трость по размеру должна доходить до талии. При этом следует учесть, что:
а) в размер трости входит общая длина стержня и ручки, не включая длины крючка или тесьмы, предназначенных для того, чтобы повесить трость на вешалку;
б) при подборе трости учитываются и другие индивидуальные особенности инвалида по зрению: функциональное зрение, пол, возраст, скорость ходьбы и реакций, характер и др. Так, например, темпераментного человека, передвигающегося быстро, короткая трость не способна предупредить об опасности, а для спокойного, неторопливого незрячего может подойти трость короче, чем принята в норме;
в) трости для ориентировки в пространстве должны быть лёгкими, прочными, изготовленными из металла или стеклопластика, иметь удобную форму ручки и наконечник, обеспечивающий хорошее скольжение и звучание.
Привыкнув к одной трости, трудно привыкнуть к другой. Поэтому незрячему, не имевшему опыта ходьбы с тростью, надо с самого начала подобрать удобную для него трость, показать, как нужно держать трость, чтобы не уставала рука и сохранялась правильная осанка. В этом опять необходима помощь семьи, члены которой на первых этапах хождения незрячего с тростью будут сопровождать и помогать ему в освоении этих навыков.
Обучение сложным моторно-двигательным навыкам реагирования в пространстве с помощью трости требует знания основных приемов ходьбы с тростью:
1. «техника маятника»;
2. «техника диагонали».
Основной при передвижении и ориентировке незрячего в свободном пространстве является техника «маятника».
В данном случае трость используется для обследования пространства впереди идущего, являясь щупом и, удлиняя руку слепого, тем самым, расширяя зону контролируемого пространства. Техника «маятника» обеспечивает надежность и безопасность самостоятельного передвижения в любой обстановке и дает возможность получить полную информацию об окружающей среде.
Для ориентировки в пространстве при технике «маятника» используются три приема работы тростью:
1. Прием «скольжения».
Трость переносят слева направо, не отрывая наконечник от поверхности пола (дороги). Этот прием используется для внимательного обследования поверхности дороги, при изучении новых маршрутов и на знакомых маршрутах, при подходе к препятствиям типа лестницы, канавы, уступов, выбоин, переходов через трамвайные и железнодорожные пути и т. п.
2. Прием «учащенного касания».
При перемещении трости слева направо расстояние между касаниями не должно превышать 10 см. Прием «учащенного касания» используется с той же целью, что и прием «скольжения», но в случае, когда поверхность пути мешает наконечнику скользить.
3. Прием «касания».
Движением кисти руки трость переносят дугообразным движением, наконечник касается поверхности пола (дороги) лишь справа и слева, т.е. в двух точках. Этот прием используется на изученных маршрутах в тех участках пути, где нет опасных препятствий типа лестниц, рельсов, края платформы и т. п., а, следовательно, нет необходимости очень внимательно следить за покрытием дороги.
При ходьбе по хорошо знакомым маршрутам, где нет опасных препятствий, незрячие часто пользуются техникой «диагонали». К тому же эта техника при хватке трости приемом «карандаш» является основной при ходьбе в помещении. Применение техники «диагонали» при ориентировке в зданиях (помещениях) позволяет слепому следить за стеной помещения с целью обнаружения выступов, уступов, дверных и других проемов, а также выполняет функцию буфера, предохраняя от столкновения с предметами и людьми, находящимися на его пути. На улице, работая техникой «диагонали», удобно следить за бордюром, находить и прослеживать повороты, начало и конец здания, находить разрывы бордюров в местах слияния дорожек и т. п. Однако, при этом дорога остается непроверенной, поэтому использовать технику «диагонали» удобнее на небольших участках пути, на хорошо изученных маршрутах, где не нужно внимательно обследовать поверхность дороги, но нужно следить за ориентирами, поворотами и др.
Техника «диагонали» применяется также при спуске и при подъеме по лестнице. Но при этом она несколько видоизменяется.
Прием «направляющего движения» тростью используется для поддержания прямолинейного направления в местах слияния пешеходных дорожек, где бордюры прерываются, при переходе проезжей части улицы или перекрестков, проездов к дому, при пересечении небольших площадок.
Исходное положение: прием хвата трости «нож» или «удочка». Трость расположена по центру тела и максимально вытянута вперед. Наконечник трости скользит впереди по прямой линии. Перед переходом проезжей части улицы инвалид по зрению делает предупреждающий сигнал тростью. Рекомендуется выполнять этот прием следующим образом: определив с помощью слуха момент безопасный для перехода, незрячий должен взмахнуть тростью перед собой 1-2 раза, то есть поднять её параллельно дороге и опустить. Затем начать переход, следя тростью за дорогой (техника «маятника», прием «скольжение»), так как на проезжей части тоже могут встречаться различные препятствия. Если у незрячего человека нарушено равновесие, то при переходе проезжей части улицы рекомендуется использовать «прием направляющего движения». Этот прием поможет слепому перейти проезжую часть более прямолинейно, уменьшит уклонение в стороны.
Прием укороченной трости позволяет незрячим легко проходить с длинной тростью в многолюдных местах. Его применяют также при подъеме по лестнице, при входе в автобус, троллейбус, трамвай, при ориентировке в самолетах, пассажирском транспорте. Трость при этом следует держать значительно ниже ручки, как карандаш, в вертикальном положении.
Итак, в зависимости от ситуации, погодных условий, характера покрытия дороги, незрячие при самостоятельной ориентировке могут использовать тот или иной прием работы с тростью.
Трости выдают человеку, потерявшему зрение при получении им инвалидности, но можно при желании приобрести трости различного вида и в специализированных магазинах.
Для более подробного знакомства семьи с достижениями незрячего, умеющего хорошо ориентироваться в пространстве при помощи трости, следует связаться с председателем местной организации ВОС (МО ВОС) слепых, находящейся поблизости к месту проживания инвалида. В МО ВОС обязательно найдется человек, который не только хорошо ориентируется сам, но и может продемонстрировать самые элементарные техники ориентировки в пространстве ослепшему человеку.
Все параметры трости, предлагаемой человеку, потерявшему зрение, учитываются по совокупности технических данных, потребительских свойств, эксплуатационных качеств и с учетом антропометрических показателей, пола, возраста, образа жизни, эстетических вкусов и других требований самого инвалида по зрению. Также нужно учесть при этом особенности местности и среды проживания инвалида по зрению. Семья инвалида должна понимать, что желательно, чтобы у незрячего человека был набор разнообразных тростей (для поездок на работу, для прогулок в разное время года, трость опорная, трость цельная, возможно, трость эстетичного вида для специальных мероприятий и т.д.).
Во всех случаях, касающихся получения незрячим навыков ориентировки, необходимо одобрение его действий со стороны семьи. А семье, нужно научиться сдерживать свои эмоции, контролировать свои реакции. Семья может оказывать помощь незрячему в изучении маршрутов передвижения. Для этого необходимо уточнить пространственные представления незрячего о конкретном маршруте. Будучи зрячим человеком, он ходил по нему много раз и хорошо его должен помнить. С помощью словесного описания необходимо проговорить путь следования по данному маршруту, с учетом основных опорных и направляющих ориентиров, основных препятствий.
Можно заранее изготовить из подручного материала (спичек, кубиков, конструктора, пластилина и т.д.) макет, который показать незрячему для того, чтобы он изучил его с помощью осязания. Далее, пройти его вместе с незрячим, комментируя встречающиеся на маршруте ориентиры и препятствия, давая время незрячему для их обследования. Разрешить пройти незрячему маршрут самостоятельно только после наличия у него уверенности в выполнении данного задания. Для незрячего человека особенно важна помощь родственников при изучении новых маршрутов. Здесь нужно обратить внимание на ориентиры, которые для слепого будут главными помощниками на маршруте. Семья должна помнить, что не все сразу будет получаться у человека, потерявшего зрение.В этом процессе важны терпение и упорство, как со стороны незрячего, так и его окружения. Если семья видит, что человек, потерявший зрение, уже имеет навыки самостоятельной ориентировки в пространстве, но по каким-то причинам избегает самостоятельного передвижения, семья должна даже спровоцировать незрячего. Например, попросив его самостоятельно сходить в магазин, когда он будет один дома.Во всех этих случаях от семьи потребуется немало мужества и терпения, но специалист, занимающийся реабилитацией, должен объяснить, что только таким образом можно добиться действительной самостоятельности незрячего.
3. Бытовая адаптация.
Основой реабилитационной работы с инвалидом по зрению является обучение его самостоятельности в быту. Специальные знания, умения и навыки необходимы для выполнения определенных практических действий, которые человек, потерявший зрение ранее выполнял практически автоматически, а теперь должен научиться выполнять без зрительного контроля. При этом эффективность специального умения, а затем и навыка определяется рациональным использованием всех сохранных анализаторов. Роль семьи в получении навыков самообслуживания инвалидом по зрению чрезвычайна высока. От отношения, настроя, терпения, эмоциональной и практической помощи членов семьи, зависит насколько быстро эти навыки сформируются у человека, потерявшего зрение.
Конечно, незрячий человек вполне может пользоваться любой бытовой и другой техникой, которая уже есть в доме. Специалист МО ВОС должен объяснить семье человека потерявшего зрение, что нельзя запрещать это ему делать. Необходимо просто объяснить приемы, с помощью которых он будет осуществлять соответствующие операции без зрительного контроля. Необходимо познакомить членов семьи с перечнем существующих технических средств реабилитации бытового назначения, а именно: дозаторы, механические ножи, сторож для безопасного кипячения молока, «говорящие» кухонные весы, «говорящий» безмен, определитель уровня жидкости, «говорящий» термометр для измерения температуры воды, определитель уровня заряда батареек; индикатор света; определитель цвета; определитель денежных купюр, «говорящий» термометр, тонометр с речевым выходом, «говорящий» глюкометр, «говорящие» напольные весы и т.д.)
Специалист МО ВОС должен дать членам семьи рекомендации по адаптации бытовых приборов для нужд незрячего с помощью тактильных меток или приобретения приборов с поворотными ручками переключения между программами, на которых переключение осуществляется посредством щелчка.
Далее специалист МО ВОС может порекомендовать семье марки электробытовой техники, которым отдают предпочтение люди, имеющие ограничения зрительного восприятия. Так, например, для данной категории граждан предпочтительнее использование:
– газовых плит, имеющих функцию электроподжига и газконтроля.
Ручки включения/выключения конфорок находятся на передней панели плиты и поворачиваются, фиксируясь в двух положениях: максимальный огонь и минимальный огонь;
– стиральных машин, которые помимо звукового сопровождения нажатия каждой из кнопок оснащены функцией озвучивания режима стирки;
– микроволновых печей.
К современным техническим средствам реабилитации относится и аппарат сотовой связи – мобильный телефон с «говорящей прошивкой». Характерной особенностью прошивки является то, что все голосовые сообщения проговариваются лишь тогда, когда они вызваны пользователем. В основном доступны для людей с проблемами зрения телефоны Samsung. Среди телефонов Samsung с «говорящей прошивкой» прежде всего следует отметить стабильность работы программного обеспечения. Сбои в работе мобильного телефона чрезвычайно редки и решаются перезагрузкой телефона или, в крайнем случае, кратковременным отсоединением аккумулятора. Другой характерной особенностью является исключительная пользовательская эргономичность телефонного аппарата в сочетании с «говорящей прошивкой», т. е. удобство использования различных телефонных функций незрячим пользователем. У людей с проблемами зрения есть возможность по достоинству оценить удобства использования сразу двух сим-карт – два номера, два оператора, два тарифа… и все в одном аппарате одновременно. Использование данных мобильных телефонов с «говорящей прошивкой» раскрывают совершенно новые возможности для людей, потерявших зрение. Об этом специалист МО должен проинформировать не только семью, но и самого инвалида.
Для формирования навыков самостоятельного получения и передачи информации люди, потерявшие зрение, могут использовать персональный компьютер. Если в семье человека, потерявшего зрение, есть компьютер, то с помощью установки специального программного обеспечения, например JAWS for Windows он сможет работать на нем без помощи зрения.
Все происходящее на компьютере передается при помощи синтезатора речи. Это самая популярная программа экранного доступа. Благодаря речевому синтезатору, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту. Члены семьи должны понимать, что наличие у незрячего возможности использовать в своей жизни компьютер является позитивной мотивацией в процессе его реабилитации. Если человек до потери зрения владел навыками работы на компьютере, то после установки специальной программы и с помощью членов семьи он может даже самостоятельно восстановить те навыки, которыми он обладал, и работать уже «вслепую».
При отсутствии у незрячего данной возможности специалист МО ВОС должен предоставить семье этого человека информацию о учреждениях, занимающихся обучением незрячих работе на компьютере. Для проведения занятий с незрячим членом семьи, необходимо:
– изучить его уровень готовности к процессу обучения;
– определить индивидуальные особенности его сохранных анализаторов и сформированность мотиваций к обучению;
– составить индивидуальную программу с учетом особенностей инвалида.
Специалист МО ВОС самостоятельно определяет количество часов, необходимое для изучения конкретной темы с инвалидом по зрению, увеличивая их или уменьшая для конкретного человека.
Каждое занятие должно быть им заранее четко спланировано и организовано. Но прежде чем приступать к овладению инвалидом по зрению тем или иным приемом, социальному работнику необходимо определить, способен ли обучающийся справиться с поставленной задачей.
Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям незрячего. Для этого необходимо определить степень конкретных знаний и умений, на которые можно и нужно опереться, выявить пробелы и искаженные представления, чтобы была возможность их поправить. Перед тем, как начать освоение нового материала, следует проверить уровень освоения предыдущих теоретических знаний и практических умений.
Обучающие занятия должны сопровождаться, где это возможно и целесообразно, использованием наглядных средств: реальными предметами, возможно, макетами, рельефными изображениями, схемами, так как наглядность является главным источником формирования конкретных представлений, материальной основой образного мышления незрячего человека. Все действия, которые выполняются с предметами, должны проговариваться специалистом, а соответствующие словесные указания – продумываться заранее и подаваться в строгой последовательности. Обязателен четкий контроль, при котором незрячий не должен ограничиваться только словесными ответами, но и выполнять конкретные задания практического характера.
Нельзя забывать, что правильное описание способа выполнения какого-либо предметно-практического действия человеком с нарушением зрения ни в коей мере не означает, что он может эти действия выполнять. Человек с хорошим зрением в большинстве своем быстрее сделает, чем расскажет о том, что он будет делать. А незрячему человеку, чаще наоборот, легче рассказать о том, что он будет делать, чем сделать. Со всеми этими особенностями специалист МО ВОС должен познакомить семью человека, потерявшего зрение. Занятия желательно проводить в присутствии членов семьи, которые в дальнейшем станут основными помощниками незрячего в укреплении приобретаемых навыков.
Если возникают сложности при обучении какому- либо действию, специалисту МО ВОС следует более детально, поэтапно и неоднократно повторять это действие вместе с обучающимся приемом «рука в руку». Этот прием обучения в тифлопедагогике имеет еще одно название «способ сопряженных действий». Заключается он в следующем.
Специалист МО ВОС, находясь за спиной незрячего, берет его руки в свои и выполняет ими необходимые операции. При этом все операции комментируются, т.е. проговариваются. Этот способ наиболее эффективно позволяет «соединять» слова с соответствующими им действиями и тем самым преодолевать характерный для лиц с нарушением зрения разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя:
1. Словесное описание действия.
2. Демонстрацию правильно выполненного действия.
3. Повторение этого действия.
При этом необходимо максимально корректное и терпеливое обращение с человеком, потерявшим зрение. Для полноценной проверки полученных навыков следует использовать разные виды контроля:
– предварительный;
– текущий;
– итоговый.
Предварительная проверка целесообразна в начале обучения или перед изучением новой темы. Она служит выявлению исходного уровня навыков у незрячего, на который можно опереться при изучении нового материала, а также для выявления того учебного материала, который слабо усвоен и требует повторения.
Текущая проверка показывает, сможет ли обучающийся выполнять задания, связанные с изучаемой темой, самостоятельно и какие трудности он при этом испытывает. Текущий контроль может осуществляться в процессе изложения обучающимся алгоритма выполнения им задания, в процессе закрепления и повторения изученного материала, оценки результатов его практической деятельности и т.п. По итогам текущей проверки специалист МО ВОС может сделать вывод о возможности продолжения изучения темы или о необходимости дополнительных разъяснений.
Итоговый контроль позволяет проверить знания и умения после изучения раздела или разделов в конце обучения. Цель итогового контроля выявление результатов обучения.
При проверке навыков по конкретной теме заранее спланированной программы обучающийся должен получить задания, позволяющие проверить как теоретические знания, так и практические умения, причем при оценке практических навыков необходимо учитывать следующие параметры:
1) уровень самостоятельности выполнения задания:
– полностью самостоятельно;
– с частичной помощью, которая может исходить от социального работника или члена семьи;
– нуждается в значительной помощи или в дополнительном обучении.
2) уровень соблюдения требований безопасности:
– высокий (обучающийся знает правила безопасности и соблюдает их);
– средний (знает правила, но не соблюдает их или знает правила, но не в полном объеме, поэтому действует соответственно своим знаниям);
– низкий (плохо знает правила и соответственно плохо их соблюдает или вовсе не знает правила и соответственно вообще их не выполняет).
3) уровень соответствия способов выполнения задания тем, которые наиболее рациональны при нарушенном зрении:
– высокий (задание выполняется с рациональным использованием сохранных анализаторов);
– средний (недостаточно рациональное использование сохранных анализаторов);
– низкий (нерациональное использование сохранных анализаторов).
4) уверенность выполнения задания:
– высокая (задание выполняется без ожидания помощи);
– средняя (выполняет задание с подсказками социального работника или члена семьи);
– низкая (выполняет все задания с помощью других людей).
5) скорость выполнения задания:
– высокая (задание выполняется очень быстро);
– средняя (выполняет задание в замедленном темпе);
– низкая (выполняет задание крайне медленно).
6) качество выполнения задания:
– правильно;
– с незначительными ошибками;
– неверно или отказывается от выполнения задания.
7) эстетичность выполнения задания:
– правильность осанки и позы;
– аккуратность.
Полная самостоятельность проявляется в том, что все действия незрячий выполняет не только без чьей-либо помощи, но даже без словесных подсказок и указаний со стороны специалиста МО ВОС и членов семьи.
Если при выполнении практического действия незрячий соблюдает правила безопасности, то этот факт является одним из важнейших показателей наличия соответствующего навыка.
Среди комплексных задач, которые решает социально-бытовая реабилитация, важную роль играет формирование навыков бытового самообслуживания. Они являются важнейшим условием формирования самостоятельности, как качества личности слепых людей. Обучение навыкам самообслуживания дает возможность:
– сделать жизнь человека, имеющего ограничения, более комфортной;
– повысить его социальный статус в семье и обществе;
– расширить круг его общения и доступных видов предметно-практической деятельности;
– создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни инвалидов по зрению (включая адаптацию навыков культуры поведения в быту к среде зрячих людей; выработку приемов самоконтроля за своим поведением и внешностью).
Специалист МО ВОС и члены семьи потерявшего зрение должны учитывать, что способы самообслуживания и ориентировки в пространстве (в данном случае в квартире) незрячего человека основываются на использовании им сохранных анализаторов (осязание, слух, обоняние, вкус). В то же время формирование практических навыков основывается на активном участии мышечной памяти. Следует помнить, что только благодаря помощи, поддержки и понимания в первую очередь, семьи человека, потерявшего зрение, возможна компенсация имеющегося у него дефекта.
Специалист МО ВОС должен рекомендовать семье инвалида, потерявшего зрение, соблюдать основной принцип совместного проживания, позволяющий инвалиду чувствовать себя свободно: «Не нарушать установленный порядок без уведомления об этом человека, потерявшего зрение», а именно:
1. Квартира должна быть безопасной для инвалида, не должно быть много мелких предметов.
2. Межкомнатные двери должны находиться в одинаковом положении (либо открыты полностью, либо закрыты).
3. Проходы должны быть свободны для передвижения.
4. Подвесные предметы (полки, кашпо, светильники и т.д.) должны быть расположены с учетом роста незрячего человека.
5. Шнуры (телевизионные, удлинители и т.д.) не должны находиться в местах передвижения незрячего.
6. Мелкие предметы должны находиться в шкафах или на полках.
7. Колющие и режущие предметы должны находиться в специально отведенных местах.
8. Телефон в квартире должен быть установлен в удобном месте. Желательно, чтобы телефон был многофункциональным (определитель номера, таймер, «говорящие часы», будильник). Уместно установить рядом с телефоном современный диктофон, чтобы было удобно записать нужную информацию.
9. Посуду на столе, плите следует устанавливать таким образом, чтобы ручки располагались в сторону стены.
10. Сыпучие продукты хранить в специальных емкостях, помеченных тактильными метками.
Существует мнение специалистов о том, что в доме, где есть незрячий человек, лучше всего при расположении мебели избегать острых углов, выступов, о которые можно удариться. Это не лишено смысла, если человек недавно потерял зрение и ему пока сложно ориентироваться. Поэтому нужно некоторое время и помощь окружающих, чтобы он смог адаптироваться.
Самое главное – удобство и соблюдение установленного порядка. Для того, чтобы незрячий смог самостоятельно ориентироваться в комнате, член семьи должен словесно описать предметы, находящиеся в комнате и обследовать их с незрячим в двух направлениях: слева направо по периметру, а потом справа налево по периметру. Отправная точка – вход в комнату. А потом от отправной точки по диагоналям. Этот навык сформируется довольно быстро, так как у потерявшего зрение человека еще остались зрительные образы и впечатления.
Владея данным навыком, незрячий сможет, в дальнейшем используя этот способ, научиться ориентироваться в новом пространстве. Родственники незрячего должны знать, что нужно избегать нагромождения, слишком узких проходов, поскольку это будет сильно затруднять процесс уборки и ориентировки. По возможности лучше избегать больших внешних зеркал на дверцах шкафов, их легко разбить и зрячему, а уж незрячему – тем более. Если в доме есть маленькие дети, то жилище надо максимально обезопасить, потому что можно не заметить, как ребенок откроет какой-либо из шкафов и достанет оттуда что-то, что ему доставать нежелательно.
Для этого существуют специальные защитные ремешки с карабинами, которые не портят внешнего вида и являются надежным средством защиты. Если имеются открытые полки, то лучше не загромождать их мелкими предметами, которые сильно пылятся, падают, разбиваются. Навесные шкафы лучше покупать с раздвижными дверцами, поскольку нечаянно оставленная открытой дверца может сильно травмировать незрячего в самый неожиданный момент. В целом, можно сказать, что какой-то строгой специфики жилья для незрячего не существует. Человек подбирает и располагает предметы интерьера с учетом своего собственного вкуса и соображений об удобстве. Незрячий человек вполне может ухаживать за свои жилищем и убирать его самостоятельно. Семья не должна ему в этом препятствовать, а наоборот всячески его мотивировать к выполнению данных работ. Например, если нужно произвести сухую уборку помещений с помощью пылесоса, то необходимо воспользоваться следующим способом.
Движение щетки пылесоса: из дальнего левого угла к правому с захватом площади не больше полуметра щетка без отрыва от пола движется вперед назад и плавно перемещается вправо. Дойдя до правого дальнего угла, незрячий отходит на шаг назад, и таким же образом производит движения, только справа налево. Щетку лучше не отрывать от пола, чтобы не потерять поверхность и не оставить неубранных участков покрытия.
Индикатором частоты может служить звук, издаваемый пылесосом. Если пылесос мощный, то при скольжении щетки вперед-назад незрячий будет слышать, как мусор попадает в трубу. Даже самые маленькие соринки, засасываемые с огромной скоростью, будут издавать шуршащий звук. Чтобы быть уверенными, что поверхность чистая, нужно пылесосить до тех пор, пока этот звук не исчезнет.
При влажной уборке пола необходимо заметить, что использование незрячим человеком швабры не-эффективно, ввиду невозможности контроля чистоты поверхности. Удобнее всего пользоваться специальной тряпкой для пола, которая легко скользит, удаляет и не рассыпает крошки. Такие тряпки продаются в любом хозяйственном магазине. Полы лучше всего мыть, встав на колени. В этом случае легко можно проконтролировать чистоту вымытой поверхности рукой. Двигаться так же лучше методично, как в примере с пылесосом. При необходимости можно добавить в воду моющее средство для пола, а для крашеных полов нашатырный спирт, чтобы отмыть пятна. Лучше периодически проделывать эту профилактическую уборку, чтобы избежать загрязнений, которые незрячий человек не может определить на ощупь.
Внешний вид очень важен для любого современного человека, и люди потерявшие зрение – не исключение. Поэтому необходимо рекомендовать семье незрячего человека основные приемы, с помощью которых они смогут сформировать у их незрячего члена семьи навыки ухода за одеждой и обувью. Наиболее эффективным способом является способ сопряженных действий. Например, при формировании навыков чистки одежды. На нужный участок направляется рука незрячего с щеткой и прием удаления грязи производится одновременно рукой зрячего человека, накрывающего своей ладонью руку незрячего, сопровождая прием чистки. Сухая чистка осуществляется щеткой движениями сверху вниз, полосами, последовательно, а на тех участках, которые обычно пачкаются сильнее (ворот, манжеты, карманы) особенно тщательно. Те же самые приемы и способы незрячий человек должен использовать и при стирке вещей. Те же самые приемы лежат в основе формирования навыков чистки обуви.
Для того, чтобы потерявший зрение мог самостоятельно готовить себе пищу, необходимо показать ему способы, с помощью которых он сможет научиться это делать без зрительного анализатора. Для этого незрячий должен в обязательном порядке использовать свои сохранные анализаторы (обоняние, тактильная чувствительности, слух, и если присутствует остаточное зрение). Например, возьмем самую элементарную операцию – чистка картофеля. Существует несколько способов чистки картофеля незрячим человеком:
– с клубень режется на крупные куски, а затем чистится каждый кусок отдельно;
– на ощупь определяются глазки, удаляются, а затем клубень чистится по вертикальным полоскам;
– клубень чистится вкруговую по спирали.
Во всех этих способах, необходимо предварительно тщательно вымыть клубни. Контроль незрячим осуществляется с помощью осязания большим пальцем.
4. Особенности общения и взаимодействия с инвалидом.
С появлением в семье человека, потерявшего зрение, необходимо не только инвалиду адаптироваться к жизни, но и семье научиться жить по-новому. В первую очередь необходимо обратить внимание членов семьи человека, потерявшего зрение, что при общении с ним для него очень важны:
1. Интонация собеседника.
2. Ясность выражения мысли.
3. Неспешность речи.
4. Деликатность.
5. Отсутствие оценочных суждений.
6. Сохранение позитивного настроя.
7. Максимальная информативность.
В общении с незрячим человеком соблюдается общепринятые правила этикета. Но существуют некоторые особенности, о которых должны знать люди, окружающие незрячего.
Самое главное условие – не привлекать внимание окружающих к незрячему человеку. Люди, недавно потерявшие зрение, которым кажется, что все на них обращают внимание, особенно болезненно это воспринимают.
Если зрячий член семьи хочет подсказать слепому, где находится тот или иной предмет, он должен точно назвать его месторасположение, например: «Диван справа от вас». Незрячий, даже потерявший зрение недавно, быстро приобретает навыки самообслуживания за столом. Не нужно самостоятельно накладывать незрячему еду в тарелку. В начале необходимо рассказать, что стоит из блюд на столе. Потом спросить о том, что он предпочитает и только потом положить ему это на тарелку. Даже если член семьи, как ему кажется, и сам знает, что будет есть незрячий, нужно следовать этому правилу. Если даете незрячему в руки предмет, обязательно нужно подсказать ему, куда его он сможет поставить после использования.
Если Вы заходите в комнату, где находится незрячий человек, необходимо представиться, потому что не всегда он может сразу узнать собеседника. Во время сопровождения, когда зрячий член семьи идет под руку с незрячим, зрячий сгибает руку в локте, а незрячий берет его под руку. Зрячий идет на полшага впереди, что позволяет незрячему хорошо чувствовать зрячего попутчика, когда тот останавливается, поворачивает, замедляет движение перед препятствием и т.д. Можно коротко предупредить незрячего о препятствии словами: «спуск», «лестница», «лужа» и т.д. Предупреждать нужно перед препятствием, а незадолго до него. По правилам незрячий должен быть справа от сопровождающего, но в принципе, если удобно другое расположение, его можно использовать. Желательно, чтобы незрячий и при движении с сопровождающим пользовался тростью. Это очень удобно для инвалида. В тоже время окружающие люди понимают, что идет незрячий человек, и ведут себя более внимательно. Сопровождающий открывает дверь, проходит первым, незрячий идет за ним и закрывает дверь. И это не зависит от того, кто из них мужчина или женщина.
Главное правило сопровождения – соблюдение безопасности для незрячего человека.
При подъеме или спуске по лестнице можно предложить незрячему человеку идти, взявшись за перила. В этом случае необходимо положить его ладонь на перила. Если есть выбор: лестница, лифт, эскалатор, необходимо узнать какой способ передвижения выберет сам незрячий. Если надо посадить незрячего человека на стул, необходимо его руку положить на спинку стула, по которой он поймет, где находится сидение и самостоятельно поймет куда ему садиться. Не обязательно при поездке в общественном транспорте усаживать незрячего, необходимо прежде спросить, хочет он этого или нет. При выходе из транспорта, первым выходит сопровождающий, незрячему показывает выходной поручень и подает ему руку.
Если предстоит поездка на автомобиле, зрячий кладет руку незрячего на дверцу машины. Тот сам ее открывает, другой рукой проверяет сидение и высоту крыши и садится. Если зрячий член семьи сопровождает незрячего в общественные места (поликлиника, библиотека и т.д.), необходимо в начале разговора представиться официальному лицу и сказать, что вы сопровождающий незрячего. Делается это для того, чтобы работник учреждения общался не с сопровождающим, а непосредственно с незрячим. Формирование навыков сопровождения – длительный процесс, зачастую сопровождающийся промахами и ошибками. Но это не должно быть препятствием для обеих сторон. Необходим анализ и разбор ошибок, позволяющий сделать правильные выводы, способствующие дальнейшему совершенствованию в приобретении навыков сопровождения.
В виду того, что человек потерявший зрение не имеет возможности подражания, т.е. повторения действий на основе зрительного восприятия, специалист МО ВОС в обязательном порядке должен проводить совместные занятия по формированию первичных навыков, способствующих реабилитации, с инвалидом и его семьей. Это обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что специалист ограничен во времени, он показывает основные приемы, контролирует их выполнение, а потерявший зрение остается в семье.
На первых порах ему нужна постоянная помощь, и помощь эта должна оказываться профессионально, поэтому участие зрячих членов семьи – необходимое условие эффективности формирования навыков реабилитированного незрячего.
Взаимное обучение преследует еще осуществление одной функции. Семья, занимаясь общими делами, становится более крепкой, психологический климат в ней улучшается. Незрячий человек понимает, что его семья помогает ему и это служит для него дополнительной мотивацией в формировании навыков самостоятельности. Специалист МО ВОС должен проводить занятия таким образом, чтобы не было чрезмерной опеки со стороны семьи. Совместная работа должна способствовать формированию у членов семьи навыков оказания помощи. Они должны уметь помогать, а не опекать своего незрячего. От понимания членами семьи важности выполнения основных принципов тренировок – «от простого к сложному» зависит насколько быстро человек адаптируется в этой жизни. Семья должна мотивировать незрячего на выполнение определенных обязанностей в семье. Незрячий тоже должен в семье нести ответственность за свои действия. Совместные занятия дают возможность семье больше понять возможности своего незрячего члена семьи. Вовремя оказанная помощь и поддержка со стороны семьи становится хорошим стимулом для обеих сторон в процессе формирования навыков самостоятельности.
5. Мнемотехника и развитие памяти инвалида по зрению.
Нагрузка на вербальную (словесную) память у незрячих людей существенно выше, чем у зрячих. Об этом специалист МО ВОС должен проинформировать семью человека потерявшего зрения. У слепых с детства она развивается сама собой, иногда достигая высоких пределов, значительно превышающих средние показатели у зрячих людей.
Обусловлено это, в первую очередь тем, что зрячий человек в основном пользуется зрительной памятью. Человеку, потерявшему зрение, необходимо развивать слуховую и на её основе, вербальную память. Отчасти это будет происходить само собой по мере того, как ослепший будет тренироваться в запоминании всё больших массивов информации на слух.
Однако этот процесс можно ускорить целенаправленными упражнениями, например, путем заучивания текстов, изучения приемов мнемотехники и т.д.
Мнемотехника, мнемоника (греч. “Mneme” – память) – искусство совершенствования памяти, облегчения запоминания известными вспомогательными представлениями. Как правило, оно состоит в том, что подлежащая запоминанию информация ставится в искусственную связь (ассоциацию) с другой информацией (обычно по механической схеме), в результате чего наступает запоминание. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими аудиальное (слуховое) или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием с помощью приёмов мнемотехники. Связать его с конкретными яркими звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Приемы мнемотехники знакомы нам ещё со школы. Например, приемы мнемотехники использовались для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Для легкого запоминания используется фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Например, прием мнемотехники для запоминания порядка расположения планет Солнечной системы (1- Меркурий, 2 – Венера, 3 – Земля, 4- Марс, 5-Юпитер, 6- Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон). Для легкого запоминания порядка планет можно использовать следующую фразу: «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга, Стремясь Увидеть Незнакомый Порт».
Одним из простейших мнемотехнических приемов является «цепочка». В основе этого приема заложено парное соединение образов, которыми кодируются элементы последовательности для образования между ними связи. Например, нужно запомнить список покупок: батон, пакет молока, сосиски, соль, газеа, батарейка. Крупно, ярко представляем «батон», на котором лежит «пакет молока». Секунду-другую запоминаем эту связь. Затем связываем «пакет молока» со вторым образом цепочки: «пакет молока» обложен «сосисками».
Фиксируем эту связь, переходим к соли и так далее. Когда вспоминаем первый образ – «батон», в памяти неизбежно всплывет «пакет молока», «пакет молока» вызовет в памяти образ «сосисок» и так далее по цепочке. Прием «цепочка» не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки.
Таким образом, основными приемами мнемотехники являются:
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
2. Рифмизация текста, который следует запомнить, с использованием опорных слов.
3. Запоминание длинных терминов (или иностранных слов) с помощью созвучных слов.
4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (образов, фраз и т.д.), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Специалист МО ВОС должен рекомендовать семье помогать человеку, потерявшему зрение, в развитии памяти и контролировать этот процесс. Для того, чтобы занятия с инвалидом, потерявшим зрение, по развитию памяти были успешны, необходимо знать, что:
– Процесс тренировки памяти – дело не одного дня и результаты можно наблюдать только через несколько месяцев, в зависимости от индивидуальных способностей обучающегося;
– Занятия должны быть регулярными (лучше всего ежедневными, или хотя бы три раза в неделю);
– Занятия желательно проводить в одно и то же время (определенные день недели и время);
– Объем запоминаемого материала должен постоянно возрастать.
Заключение
Описанные методики начальной адаптации и реабилитации инвалида по зрению позволяют максимально эффективно и без затруднений вернуть слепому или слабовидящему веру в себя и свои силы, и успешно интегрироваться в современное общество.
Несмотря на необходимость самостоятельных усилий инвалида и помощи со стороны его семьи, в процессе адаптации и реабилитации ведущая и формирующая роль остаётся за специалистом, осуществляющим поддержку на всех этапах. При его профессиональной и своевременной помощи семья человека, потерявшего зрение, сможет достойно пройти через трудности, возникшие на их пути. Поэтому важно распространять указанные сведения среди как можно более широкого круга лиц, участвующих в оказании помощи инвалидам и их семьям.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению.
Преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших./ Под ред. к.п.н. С. Н. Ваньшина, О. В. Сергеевой. М.: -2004.
2. Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П.
Практикум по тифлопсихологии. Учебное пособие
для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.: 1974.
3. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: 1985.
4. Навстречу незрячему. Методическое пособие. – Волоколамск: 1998.
5. Настольная книга реабилитолога./ Под ред. к.п.н. С. Н. Ваньшина. – М.: 2007.
6. Наумов М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. – М.: 1982.
7. Петров Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. Методическое пособие. – М.: 1988.
8. Рабочий словарь тифлореабилитолога./ Под ред. к.п.н. С.Н.Ваньшина.- М.: 2007.
9. Сборник по реабилитации слепых./ Под общей редакции проф. А.Г. Литвака. – М.: 1982.