Главная
Карта сайта
Написать письмо
Принимаются заявки на обучение по программам дополнительного профессионального образования

Облако тегов

Jaws for Windows Owl Software Top Braille Virgo online-тестирование ГОСТ Интернет Интернет-консультирование Материалы научно-практических конференций ООН Общественная Палата Справочно-методические материалы административно-управленческий персонал аренда брайль вызов выпуск тифлокомментаторов выставки государственные программы департамент социальной защиты дистанционное обучение документы доступность инспектор по доступной среде информационные технологии конференция круглый стол «Интернет – доступная среда для инвалидов» лицензии обучение обучение слепоглухих оплата органы государственной власти питание пресс-конференция проезд проживание семинар семинары сопровождающий социальная политика социальная реабилитация специализированное аппаратное обеспечение специализированное программное обеспечение тифлокомментатор тифлокомментирование трудовая реабилитация трудовая реабилитация инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности тьютор удостоверение

Поиск

{На главнуюИнститут Реакомп Могу, хотя и слепой!}

Могу, хотя и слепой!

Незрячий программист из Беларуси: «У кого тут жизнь закончилась?»

Александр Северин родился с очень плохим зрением — всего 5% от нормы, но вопреки всему и вся самостоятельно освоил компьютер, выучился программировать в университете и работает с индивидуальными заказчиками. А ещё обучает незрячих.
Pascal в техникуме и переустановка «Windows» как точка невозврата.
В детстве Александр не видел ни одной строки на таблице в кабинете офтальмолога, но научился играть в футбол, ездить на велосипеде и играть в шахматы. С медицинской точки зрения, он не мог читать, но всё равно читал «носом» до 100 страниц в день.
Закончив школу-интернат для слабовидящих детей в Василевичах Гомельской области, он поступил в сельскохозяйственный техникум. Ветеринарию он выбрал «по чисто романтическим соображениям». Но именно там впервые познакомился с компьютером. Информатику преподавал учитель физики, и Александр не сразу понял, что изучал Basic и Pascal. В техникуме он написал свою первую программу, рассчитывающую корни квадратных уравнений.
В то время Александр ещё не знал о специальных возможностях для слабовидящих и незрячих (скринридеры, экранные лупы, синтезаторы речи), поэтому ему пришлось столкнуться с множеством трудностей. Приходилось «лезть носом» в монитор, который почти всегда стоял выше, чем нужно, преподаватели отстраняли его от занятий, но он продолжал писать код в конспекте — и его снова принимали.
Знакомство с Windows случилось на 4-ом курсе техникума. И это тоже было связано с трудностями: читать пиктограммы было гораздо сложнее, чем командную строку. Но и это не отбило интереса к компьютерам и жажды знаний. Хотя по-настоящему наш герой увлёкся программированием только в Гродненском государственном аграрном университете, куда поступил после техникума на специальность «Зооинженерия». Там необычного студента всегда пускали за удобный для него компьютер, разрешали «лезть носом» в монитор, но о доступности по-прежнему никто не говорил.
Не имея постоянного доступа к компьютеру, Александр активно изучал теорию, читал «Компьютерную газету» и журнал «Хакер». Собственный компьютер появился у него на последнем курсе университета, в 2004 году. Заплатив однажды за переустановку системы, наш герой понял, что не согласен тратить деньги на такие операции. Мастер, восстановивший систему во второй раз, поделился с Александром специализированной литературой, и уже через несколько дней он знал, что переустановка ОС — «плёвое дело».
Это стало точкой невозврата. Всё, что происходило после, привело Александра в Минск, где он сегодня проводит половину времени. Вторую половину — в Гомеле. У него несколько мест работы, и его оптимизму и жизнелюбию можно только позавидовать.
Обо всём, что случилось после окончания университета, Александр Северин подробно рассказал корреспонденту dev.by. Компанию нам составила и его супруга Екатерина — незрячий музыкант, которая активно пользуется компьютером для работы и отдыха.
«Говорящий» компьютер и молчаливый админ
— После окончания университета медики пустили меня на работу только на специализированное предприятие в Гомеле. Там я впервые познакомился с незрячими, которые работали за компьютерами — их было всего несколько в Гомельской области. Один из компьютеров стоял в общежитии, где я жил. За ним работал парень из отдела маркетинга. Это был первый «говорящий» компьютер, который я увидел, и это перевернуло мою жизнь. Я понял, что можно работать не только «глазами».
Вскоре компьютер перестал разговаривать. Пришёл человек, который куда-то ткнул мышкой, и всё снова заработало. Он ушёл, не сказав, что сломалось, потому что «так не принято». Меня это задело, и я решил разобраться. Поставил на свой компьютер весь специализированный софт. И в следующий раз тот парень разрешил мне починить свой компьютер. После этого по округе пошла молва о том, что появился ещё один человек, «который может», объясняет и не берёт денег. Я всем говорил, что не нужно быть программистом, чтобы настроить софт. Видя положительный опыт, больше незрячих людей стали покупать компьютеры.
В течение года я нарабатывал авторитет. Потом администрация предприятия приняла решение открыть компьютерный кружок для незрячих, потому что компьютер является незаменимым средством реабилитации: это доступ к информации, возможность работать, да и просто досуг. И мне предложили заняться обучением. Собственно, я и сейчас этим занимаюсь.
«Слово «инженер» вроде есть, а что делать с частью «зоо» — не понятно».
Затем появился двухгодичный курс в университете им. Ф.Скорины в Гомеле с дистанционной формой обучения по специальности инженер-программист. Это был первый набор, и от растерянности никто не просил проходить медкомиссию. Нужно было пройти собеседование и продемонстрировать навыки в программировании. Играло роль и первое высшее образование: юриста и математика оценивали по-разному. Когда пришёл зооинженер, они долго чесали голову: слово инженер вроде есть, а что делать с частью «зоо» — непонятно. Но я показал, что могу писать код — и меня приняли.
Быть на голову выше и работать на опережение
Зачастую я не могу работать так же быстро, как зрячий человек. Потому не ввязываюсь в проекты, на которых важна скорость разработки.
Расскажу, как я компенсировал отставание во время учёбы. Были сессии и промежутки между ними. Сессия длилась месяц и график был очень плотным. Мы приходили и начинали писать лабораторные. Если бы я просто ходил на лекции и сразу шёл в вычислительный центр, не справился бы. Но я заранее попросил план занятий и начал готовиться. Это сработало, и я продолжал работать в таком режиме в течение двух лет обучения.
Екатерина: Что касается незрячих специалистов из любых областей, мой отец любил говорить: «Для того, чтобы тебя воспринимали как специалиста такого же уровня, как твой конкурент, нужно быть на голову выше». Чтобы добиться успеха, нужно работать на опережение. И это не потому, что мы такие бедные-несчастные, а потому что мы этого хотим.
Александр: Не всегда важна чистая скорость: например, я могу написать медленнее, но без багов, а другой человек напишет быстро, но потом будет долго править код. Да и среди людей с хорошим зрением не все пишут одинаково быстро. Показатель качества работы важнее, чем скорость. Опережение значит не скорость выполнения работы, а умение оказываться в нужное время в нужном месте.
Сейчас работаю в основном с индивидуальными заказчиками. Я не работаю в команде, хотя не исключаю такого варианта. В Google работать не хотел бы, но мог бы работать удалённо в составе небольшой команды, которая собирается по необходимости. Сейчас для меня важнее свободный график. С 9 утра до 12 дня у меня может болеть глаз — буду лежать, согнувшись пополам, зато с 9 вечера до 4 утра я плодотворно потружусь.
Я изучаю Python: мне очень нравится концепция и философия языка. Если грустно, я перечитываю философию Python — и мне становится лучше. Также я пишу на C#, но в основном работаю на PHP.
Я по-прежнему обучаю незрячих в Гомеле. Также сотрудничаю с Центром правовой трансформации.
В программисты бы пошёл, пусть меня научат.
Программирование — перспективное направление для незрячих. Это действенная реабилитация и хороший способ зарабатывать на жизнь. И общение за пределами своего круга очень повышает качество жизни. Сейчас тотально незрячие, кроме спецпредприятий, могут работать только массажистами и музыкантами. Есть единичные случаи трудоустройства по другим специальностям (психологи, переводчики, историки, научные работники).
Система высшего и среднего образования не готова принимать незрячих. Им будут преподавать в том числе и основы дизайна без поблажек. Как мне кажется, самый простой вариант — получать любое образование, а потом переквалифицироваться. Но это требует большой самостоятельной работы.
У меня были проблемы во время учёбы: университет продвигал курсы Cisco и заменял ими многие собственные. А вся информация по курсам Cisco — во Flash, который недоступен для незрячих. Мне пришлось искать на торрентах PDF-версии и доставать из них всю доступную информацию. Проблемы были и с тестами, потому что часть вопросов была во Flash. Но мне удавалось договориться с преподавателями, они описывали мне анимашки, я мог на бумажке или на словах расписать решение.
О мотивации.
Мотивацией я занимаюсь каждый день. Ко мне на кружок приходят разные люди, иногда убитые своим горем. И их приходится вытягивать: я же могу работать, путешествовать, учиться, общаться. У кого тут жизнь закончилась? У нас в Беларуси появилась молодёжная инициативная группа незрячих — и там тоже приходится заниматься мотивацией.
Екатерина: Работодатели часто спрашивают: «Как же ты будешь работать — ты же не видишь?» Это неверный вопрос: если такой человек пришёл, то он, скорее всего, знает, как и с каким софтом он будет работать. Хотя, бывают люди, которые считают, что им все должны. Но в нашем кругу общения такие не задерживаются. Если вы видите на улице человека с белой тростью, у вас не должно возникать жалости: у незрячих тоже есть мозги. Дело в том, хочет ли человек ими пользоваться.
Ссылка на статью:
dislife.ru/articles/view/40091

Метки не заданы