Главная - Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов родился в 1953 году в городе Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызская Республика). Отец был милиционером, мама работала электротехником на участке Фрунзенского отделения железной дороги.

В три года Александр потерял зрение, поэтому в 1960 году он поступил в школу для слепых города Фрунзе. В школе увлекался музыкой, учился играть на баяне. После потери слуха в 11 лет он продолжил обучение в Детском доме слепоглухих подмосковного Загорска (ныне Сергиев Посад). В феврале 1971 года Александр и ещё три воспитанника из Загорска (Наталья Корнеева, Юрий Лернер и Сергей Сироткин) переехали в Москву, где стали заниматься по школьной программе в экспериментальной группе слепоглухих детей  при Институте дефектологии Академии педагогических наук СССР. Группа учёных в составе доктора психологических наук Александра Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Ильенкова и академика Алексея Леонтьева поставила перед собой задачу доказать возможность полной социальной адаптации слепоглухих, возможность их обучения в вузах и способность к научной работе. Через год вся экспериментальная группа слепоглухих детей поступила на психологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

В 1977 году, по окончании университета, А. В. Суворов был принят на работу в должности младшего научного сотрудника в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования).

В июле 1987 года Александр Васильевич побывал в пионерском лагере «Салют» в Лужском районе Ленинградской области с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят. Затем он начал заниматься педагогической работой — был научным консультантом в рамках всероссийского движения Детского милосердия. Позже он возглавил Региональное общественное объединение инвалидов «Детский орден милосердия» (РООИ «ДОМ»). С июня 1994 года Суворов начал преподавать в школах актива Региональной общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия» в лагере «Орлёнок», затем продолжил эту работу в Свердловской области и Подмосковье.

Многие годы Суворов А.В. — активный участник общественной Всероссийской организации «Орден милосердия», во время зимних и летних каникул работает в детских лагерях, где отдыхают вместе здоровые дети и их сверстники с проблемами здоровья. Суворов — соучредитель общественной организации попечения о слепоглухих детях и людях с синдромом Ушера («Ушер-Форум»). В 1994 году Александр Суворов защитил кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», затем в 1996 году и докторскую диссертацию, на тему «Человечность как фактор саморазвития личности».

С сентября 1996 года Суворов несколько лет преподавал слабослышащим студентам факультета дефектологии Московского педагогического государственного университета спецкурс. В декабре 1996 года Александр Васильевич перешел на основную работу в Университет Российской академии образования (УРАО) на должность доцента кафедры педагогической антропологии. В Психологическом институте РАО остался на полставки старшего научного сотрудника в группе психологии общения, развития и социореабилитации личности. Затем с 1 октября 1999 года он работал в должности исполняющего обязанности профессора кафедры педагогической антропологии в Университете Российской академии образования (УРАО), а в конце 2004 года стал профессором этой кафедры, переименованной к тому времени в кафедру педагогики.

С сентября 2001 году посредством сети Интернет Александр Васильевич начал сотрудничать с детской организацией «Тропа — солнечная сторона». В 2006 году он перешёл на основную работу в Московский городской психолого-педагогический университет, а в УРАО остался на полставки профессора.

С 11 октября 1999 года Александр Суворов — действительный член Международной академии информатизации при ООН. Он — Рыцарь Свердловского областного «Детского ордена милосердия» (1993), лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина» (1994), кавалер Золотой медали им. Льва Толстого Международной ассоциации детских фондов (1997). Награждён памятной медалью, посвящённой международному году добровольцев, учрежденному Генеральной Ассамблеей ООН (2002), почётный международный доктор гуманитарных наук Саскуаханского университета (штат Пенсильвания, США). В 2004 году в связи с девяностолетним юбилеем Психологического института РАО награжден медалью I степени им. Г.И. Челпанова. В 2009 г. по ходатайству некоммерческого благотворительного просветительского фонда содействия реабилитации детей с особенностями развития «ВИТА» награжден орденом Буратино — «за верность идеалам детства, мужество, упорство и доброту, проявляемые на протяжении всей жизни…».

Анализируя свой жизненный путь в статьях и книгах, в диссертации, посвященной саморазвитию личности в экстремальных условиях слепоглухоты, Александр Суворов подчеркивает, какое огромное влияние на его личностное развитие оказали близкие люди, прежде всего мать, некоторые учителя детского дома, знаменитый психолог Александр Иванович Мещеряков. И особенно он отмечает многолетнее постоянное общение с тремя выдающимися учёными — известными российскими философами Эвальдом Васильевичем Ильенковым, Феликсом Трофимовичем Михайловым и педагогом Борисом Михайловичем Бим-Бадом.

Суворов Александр Васильевич
Фотография взята с личной страницы А.В.Суворова  ВКонтакте

Предлагаем Вашему вниманию фильм об Александре Васильевиче, снятый при поддержке фонда слепоглухих «Со-единение».

Подготовила Цындыма Бойко

В статье использованы материалы Российской Государственной библиотеки для слепых.