Главная - Выпуск 15

Выпуск 15

Введение.

Всероссийское общество слепых на протяжении всего своего существования занимается вопросами реабилитации, интеграции и трудоустройства инвалидов по зрению. Проводится большое количество мероприятий, форумов, организуется социально-бытовая, социально-культурная и профессиональная реабилитация. Однако ресурсы Общества не безграничны. В сложившихся реалиях особенно остро встает вопрос привлечения дополнительных средств к реализации социально-значимых проектов.
Многие организации Общества слепых уже имеют опыт работы с привлечением средств, как при помощи государственных и местных конкурсов, так и при взаимодействии с частными фондами.
В пособии приведены основы социального проектирования в МО ВОС.

Общие понятия. Типы грантодателей.

Для того чтобы изучить данный вопрос необходимо обратиться к общим понятиям.
Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) – процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом. Понятие фандрайзинга происходит из США, где оно употребляется в секторе негосударственных некоммерческих организаций.
Цель фандрайзинга – это обеспечение осуществления социально значимой деятельности.
Грант (grant) – целевые средства, безвозмездно предоставляемые отдельному лицу или организации для финансирования какой-либо определенной деятельности или конкретного проекта. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.
Грантодатель (grantmaker) – это частное лицо или организация, предоставляющая гранты.
Выделяют следующие типы грантодающих организаций:
• государственные доноры (Фонд президентских грантов);
• частные независимые фонды (Фонд «Искусство, наука и спорт», Фонд Потанина, Фонд «Наше будущее»);
• корпоративные фонды (Apple Foundation, PepsiCo Foundation);
• организации-посредники (Форум-доноров, CAF Россия);
• фонды местного сообщества (существуют при местных городских администрациях).
Подробнее разберем специфику и ограничения каждого типа.
1. Государственные гранты. Данные гранты представляются из государственного бюджета.
Первое условие работы с государственными грантами это соответствие проекта государственной политике. В первую очередь финансируются «имиджевые» для государства проекты, польза которых понятна и очевидна. Приоритет отдается большим и «надежным» организациям с хорошей репутацией. Проекты, поддерживаемые государством, должны давать ощутимый (большое количество грантополучателей) и видимый результат (проекты, чью результативность можно оценить только по прошествии длительного времени поддерживаются крайне редко). Желательно, чтобы организация, подающая заявку на грант, уже имела опыт проектной деятельности, а так же могла предоставить письма поддержки от заинтересованных в реализации проекта сторон. Ещё одним обязательным условием участия в конкурсах президентских грантов является обязательное софинансирование. Оно может быть выражено, как в собственных денежных средствах, так и в привлеченных. В том числе в софинансирование может входить предоставляемое помещение, амортизационная стоимость оборудования, труд волонтеров.
2. Фонды.
Фонд (foundation) – российская, зарубежная или международная организация, которая аккумулирует денежные средства и распределяет эти средства по определенной процедуре среди частных лиц или организаций с целью достижения позитивных социальных изменений.
Основное условие работы с фондами это соответствие проекта миссии фонда, целевым группам с которыми работает данный фонд. К примеру, если фонд занимается помощью животным или экологическими проблемами, вряд ли он заинтересуется вопросами реабилитации инвалидов. Так же у работы фонда может быть ограничение по географическому региону (регионам). Если фонд уже работает с подобными проектами и организациями, есть вероятность, что его может не заинтересовать проект, идентичный тому, с которым уже ведется работа. То есть тема проекта должна с одной стороны соответствовать миссии фонда, с другой стороны не дублировать уже реализуемые проекты. Но в работе с фондами есть и свои плюсы. К примеру, не все фонды требуют софинансирование проекта.
3. Корпоративные фонды. Существенные различия в работе с корпоративными фондами, в отличие от работы с независимыми фондами заключаются в первую очередь в том, что корпоративные фонды могут оказывать как поддержку проектов, так и просто выделять спонсорские средства. Как правило, одна из главных целей корпоративных фондов заключается в улучшении собственного имиджа и развитии благоприятной атмосферы в коллективе организации. Поэтому проекты, реализуемые за счет средств корпоративных фондов должны быть яркими и узнаваемыми.
4. Организации-посредники, как правило, выступают в роли тех, кто распределяет средства различных доноров, а так же тех, кто помогает некоммерческим организациям в поиске грантодателей.
5. Фонды местного сообщества. Как правило, из городских бюджетов выделяются не самые большие средства, в регионах эти суммы, как правило, не превышают 100 тыс. руб. Однако и конкурс не так велик, как при участии в конкурсе президентских грантов. Поэтому если местная организация только начинает свою проектную деятельность, рекомендуется начинать с небольших сумм и небольших проектов, которые можно реализовывать, в том числе, за счет средств местных сообществ.
Специфика проектной деятельности в МО ВОС.
Как правило, большинство грантодателей работают с юридическими лицами. Местная организация не является юридическим лицом и, соответственно, зачастую не может сама самостоятельно участвовать в большинстве грантовых конкурсов. Некоторые фонды местного сообщества готовы работать с местными организациями напрямую, но их список ограничен.
Поэтому если МО ВОС принимает решение участвовать в конкурсе, где требуется наличие юридического лица, ей необходимо заручиться поддержкой региональной организации и выступать в конкурсе о ее имени.
В этом случае необходимо наладить взаимодействие с РО ВОС. Разъяснить цели и задачи конкурса, в котором предполагает участие МО ВОС, а так же рассказать, что именно потребуется от региональной организации.
Во многих конкурсах, например, в конкурсе президентских грантов, есть условие, что одна организация может получить поддержку только одного проекта. Однако это не должно останавливать МО ВОС от участия в конкурсе. Как правило, организация может подать несколько заявок и, не смотря на то, что выиграет только одна – организация подавая несколько заявок, увеличивает свои шансы на победу. В конкурсе президентских грантов, если выигрывает сразу несколько заявок, организации предлагается выбрать тот проект, который она будет реализовывать.

Каким должен быть социальный проект?

Первое условие, которому должен отвечать социальный проект это направленность на решение конкретной проблемы. То есть результаты проекта должны быть видны, их можно измерить и количественно и качественно.
Хороший проект всегда имеет четкую логическую структуру: актуальность, цели, задачи, описание проекта, методы, результаты, социальный эффект. Прежде чем писать проект необходимо самим четко представлять, каких именно результатов вы ждете, и с помощью каких методов вы их сможете достичь. Результаты должны поддаваться оценке. Успешный проект всегда содержит описание возможных рисков и описание предполагаемых действий по устранению предполагаемых рисков. Такой проект вызывает доверие экспертов. Хороший проект всегда направлен на четко определенные целевые группы и имеет продуманный календарный план.
Высокие требования предъявляются и к команде, которая будет реализовывать социальный проект. Команда должна состоять из профессионалов, имеющих опыт в той области, в которой будет реализовываться проект. Поэтому обязательно нужно прикреплять документы, подтверждающие компетенции основных членов команды, если они имеются. Так же в самой заявке необходимо прописывать четкое распределение обязанностей между членами команды.
Успешный проект всегда содержит безошибочную и обоснованную смету. Можно выделить следующие основные ошибки при составлении сметы:
• Отсутствие корректных комментариев к указанным расходам: как правило, во всех заявках предлагается прокомментировать расходы по той или иной статье, часто эти поля остаются пустыми и эксперты отмечают это;
• завышенная запрашиваемая сумма гранта, не совсем соотносимая с заявленными результатами и масштабом проекта. Например, на не отличающийся особой уникальностью проект регионального масштаба запрашивалось более 3 млн. рублей, а на совсем локальный проект – более 500 тыс. рублей. Некоторые небольшие организации практически без опыта запрашивают гранты в объеме, в разы превышающем сумму их расходов за предыдущий год. Чем больше запрашиваемая сумма гранта, тем большие требования к качеству описания проекта и бюджету предъявляются экспертами;
• несоответствие бюджета календарному плану проекта (например, в бюджете были предусмотрены расходы в расчете на количество участников мероприятий, не соответствующее календарному плану, или расходы на аренду помещения и оплату труда персонала проекта по периодам частично не совпадали со сроками проведения мероприятий по календарному плану);
• отсутствие софинансирования либо нереалистичное или совсем незначительное софинансирование (отсутствие софинансирования может рассматриваться экспертами, в том числе как свидетельство недостаточной актуальности и востребованности проекта на территории). Установленный минимальный размер софинансирования, как правило, указан в положении конкурса, однако если таких сведений нет, считается что он должен быть не менее 25% от общей суммы проекта. Кстати, если вы привлекаете деньги извне или включаете в проект волонтеров – это так же может считаться вашим вкладом в реализацию проекта;
• представление, по сути, коммерческого проекта как социальной инициативы некоммерческой организации (например, проект предусматривает закупку оборудования, которое могло использоваться с целью ведения малого бизнеса, или фактическое оказание платных услуг целевой группе за счет гранта);
• включение в бюджет приобретение товаров, работ, услуг у коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, аффилированных с заявителем или его руководством, в объеме, превышающем 30% запрашиваемой суммы гранта (без прямого указания в комментарии на аффилированность и без обоснования закупки именно у аффилированного лица);
• запрос гранта на осуществление недопустимых расходов. Например, на капитальное строительство;
• включение в бюджет необоснованно высоких расходов на создание или модернизацию порталов, сувенирную продукцию;
• запрос гранта на проведение ежегодных мероприятий (форумов, конференций, фестивалей) без качественного описания ожидаемого социального эффекта, в том числе влияния на целевую аудиторию. Мероприятие само по себе не может быть результатом проекта, его проведение должно приводить к позитивным изменениям, которые должны быть описаны. Указание количества и состава участников в этом случае совершенно недостаточно.
Хороший проект всегда должен быть уникален, интересен для партеров и волонтеров, а так же привлекать внимание СМИ и общественности.
Еще один важный момент – это отсутствие орфографических и грамматических ошибок, а так же аккуратное оформление. Подавая проект, который оформлен неграмотно, вы с одной стороны показываете невысокий уровень вашей организации, а с другой – выказываете неуважение к членам комиссии, которые будут оценивать ваш проект.
Как правило, многие грантодатели предлагают конкурсантам предоставить документы подтверждающие его актуальность. Не советуем вам игнорировать данное требование и предоставить письма поддержки вашего проекта. Так же бывает, что предлагается представить презентацию проекта. Выполнение всех этих требований увеличивает вероятность победы в конкурсе.
Многие грантодатели проводят различные семинары и вебинары по заполнению заявок на конкурсы, в частности так поступает Фонд президентских грантов. Поэтому, если у вас появляется возможность посетить подобный семинар – воспользуйтесь этим.

Какие требуются документы для подачи заявки?

О том, какие документы необходимо предоставить вместе с заявкой, как правило, написано в положении о конкурсе. В каждом случае они могут быть свои. Ниже приведем список основных документов, предоставление которых требует большинство грантодателей:
• устав организации;
• гарантийные письма организаций, подтверждающие их намерения финансово и не финансово поддержать реализацию Проекта;
• копии лицензий, патентов и т.п. – при оказании услуг, требующих в соответствии с действующим законодательством наличия соответствующего разрешения;
• документы, подтверждающие опыт организации;
• копии документов, подтверждающих наличие имущества организации и необходимых материально-технических ресурсов, в том числе на условиях аренды, для подготовки и проведения мероприятий Проекта.
• подтверждение о наличии у организации собственных средств.

Какие есть еще возможности для привлечения средств на реализацию социально-значимых проектов?

Сейчас набирает популярность новая форма привлечения средств на реализацию проектов – это краудфандинг.
Краудфандинг – народно-общественное финансирование (доноров, вкладчиков, жертвующих), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей (владельцев, создателей стартап-компании, проекта) или организаций (реципиентов).
Местным организациям следует обратить внимание, что, как правило, для того чтобы участвовать в краудфандинге не нужно иметь юридическое лицо, оказывается поддержка даже физическим лицам.
Изначально организацией должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, и поощрений для поддержавших проект, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.
Как правило, за свой вклад, пожертвование, за некоторые определенные его суммы доноры могут выбрать одно из нескольких поощрений, в виде коллекционного атрибута, устной или письменной благодарности, личное видео обращение, онлайн-видео связь или личная встреча с владельцем проекта, или что-то другое.