Главная - Выпуск 6

Выпуск 6

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
Введение
Инвалидность вызывает ограничения в возможностях жизнедеятельности человека, обусловленные физическими, психологическими, культурными, законодательными и иными барьерами, препятствующие интеграции человека с инвалидностью в социум.
Социальным аспектом независимой жизни является право инвалида быть неотъемлемой частью общества, принимать участие в социальных, политических и экономических процессах, свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, труду, образованию и т. д. Чтобы инвалиды смогли на деле реализовать провозглашенные равные права на участие во всех аспектах жизни, необходима их всесторонняя поддержка.
В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики нашего государства.
В принятой в 1993 году Конституции, статья 7 гласит «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а это предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав. С одной стороны, государство призвано создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, с другой стороны осуществлять поддержку слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Впервые беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры был законодательно закреплен в 1995 году Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» гласит: «правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации)».
Однако долгое время нормы, закрепленные в указанном законе, на деле оставались неработающими. Практика российского градостроительства, проектирования объектов, организации транспортного обслуживания практически не учитывала потребности людей с ограниченными возможностями.
В 2006 году была принята Конвенция Генеральной ассамблеи ООН о правах инвалидов. В рамках фундаментального вопроса о доступности статья 9 Конвенции предусматривает: «чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности…».
Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 года. Конвенция отмечает значительный сдвиг в восприятии инвалидов обществом. С одной стороны, признается право инвалида самостоятельно принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. С другой стороны, государства, ратифицирующие Конвенцию о правах инвалидов, обязаны разрабатывать минимальные стандарты доступности объектов общественного пользования и различных служб, а также принимать соответствующие меры по их применению.
В одном из своих выступлений в 2010 году на заседании Правительства РФ Владимир Владимирович Путин сказал: «Долгие годы проблемы инвалидов замалчивались, как бы пытались эти проблемы вообще не замечать. Государство по факту ограничивалось выплатой пенсий или пособий. Многие инвалиды оказывались замкнуты в четырех стенах, отгорожены, по сути дела, от общества. Чтобы получить образование, сделать профессиональную карьеру, приходилось буквально пробивать многочисленные препоны. Естественно, это было под силу далеко не каждому». В выступлении было подчеркнуто, что «задача государства – кардинально изменить ситуацию к лучшему, создать людям все необходимые условия для активной, полноценной, достойной жизни, так, как это происходит в большом количестве стран с развитой экономикой. Для этого необходимо на деле снизить и, где реально возможно, полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов, убрать все то, что мешает людям пользоваться услугами транспорта, получать образование и медицинскую помощь, обращаться в государственные и муниципальные органы и, конечно, трудиться. Все эти проблемы призвана решать специальная государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Согласно программе, к 2015 году должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации, образования», – сказал глава правительства РФ, а ныне президент России В.В. Путин.
Всероссийское общество слепых активно участвовало в формировании данной программы. В своем выступлении на XXI съезде ВОС президент А.Я. Неумывакин сказал : «Мы активно взаимодействовали при разработке государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» Нами были выработаны конкретные предложения: по включению мероприятий по поддержке общественных организаций инвалидов и их предприятий, по расширению перечня тифлосредств, обеспечению инвалидов путевками». В настоящее время ВОС активно участвует в реализации вышеназванной государственной программы.
Местная организация (МО) ВОС является основой Общества и структурным подразделением (филиалом) региональной организации (РО) ВОС, ведущим непосредственную работу по защите прав и интересов инвалидов по зрению, оказанию им содействия в социальной поддержке, реабилитации, обеспечении равных возможностей». Ежедневно тысячи инвалидов по зрению обращаются в МО ВОС. Поэтому создание условия доступности в местной организации и на путях следования к ней – одна из основных задач ее председателя.
Основные термины и понятия доступности
Доступная среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.
Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам – это такой доступ к любым объектам социальной инфраструктуры, когда инвалид в состоянии самостоятельно или с минимальной посторонней помощью осуществить перемещение до необходимого объекта, вход внутрь и свободное передвижение внутри него. При этом инвалид должен иметь возможность использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.
Беспрепятственное использование инвалидами объектов – это такое использование объектов социальной инфраструктуры, при котором инвалид самостоятельно или с минимальной посторонней помощью может использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.
Доступность реализации права/обязанности/гарантии – это возможность реализации инвалидами своих прав, выполнения обязанностей и получения гарантий в соответствии с законами Российской Федерации и международными правовыми нормами, наравне с гражданами, не имеющими инвалидности.
Приспособление объектов для использования инвалидами – это такое изменение всей территории объекта (реконструкция, переоборудование, дооснащение и т.д.), в результате которого инвалиды получают возможность использовать данный объект наравне с гражданами, не имеющими инвалидности, в соответствии с функциональным назначением этого объекта и его отдельных помещений.
Объекты, доступные для инвалидов, – это любые объекты социальной инфраструктуры (жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, транспортные средства), оборудованные таким образом, что доступ в них и перемещение внутри инвалид может осуществлять либо самостоятельно, либо с минимальной посторонней помощью.
Устройства и средства, доступные для инвалидов – это устройства и средства бытового коммуникационного и другого назначения, оборудованные и оснащенные таким образом, что инвалиды могут пользоваться ими самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.
Безбарьерная среда—это совокупность объектов социальной инфраструктуры, оборудованная таким образом, что инвалиды могут свободно перемещаться, осуществлять доступ в любые объекты и передвижение внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.
Всесторонняя доступность среды для инвалидов на современном этапе является реализацией принципа интеграции (включения) инвалидов в жизнь общества. Среда жизнедеятельности любого человека включает в себя, по крайней мере, две составляющие. Это физическая, в основном пространственная среда человека, как биологического существа и среда социальная, как существа общественного.
В последнее время принято выделять отдельно информационную среду, которая включает в себя все информационные источники. Часто трудно провести чёткую границу между социальной и информационной средами, так как вторая во многом обслуживает и наполняет содержанием первую.
Доступность социальной среды предполагает наличие разнообразных контактов, участие в общественной жизни, доступ к развлечениям, возможность путешествовать и т. д. В некоторых случаях доступность социальной среды обеспечивается доступностью информационной среды: средств массовой информации, библиотек, современных информационных технологий (телефония, Интернет, Skype, электронная почта и т. д.).
Доступность пространственной среды для инвалидов по зрению условно можно подразделить на 2 составляющие:
• доступность микро-среды (пространство квартиры, дома, прилегающей к дому территории и т. д.);
• доступность макро-среды (городская инфраструктура и т. д.).
В первом случае сформировать условия доступности – задача инвалида по зрению и членов его семьи, возможно при этом получение консультаций председателя или реабилитированных членов МО ВОС.
Во втором случае при формировании условий доступности требуются общие усилия государственных исполнительных органов власти и Всероссийского общества слепых. Очень важно, чтобы представители МО ВОС входили в создаваемые в настоящее время Межведомственные комиссии по обследованию доступности для инвалидов социально-значимых объектов или другие органы контроля формирования доступной среды.
В соответствии с основными принципами доступности получение образования должно быть доступно для инвалидов по зрению. Получение среднего образования гарантировано государством инвалидам детства. В настоящее время созданы условия получения высшего профессионального образования по различным специальностям. Роль председателя МО ВОС заключается в оказании посильной помощи при выборе того или иного образовательного учреждения. Изучение возможностей приема инвалидов по зрению в Вузы, находящихся в данном регионе, и тесный контакт с ними расширят возможности для инвалидов по зрению – членов МО ВОС в вопросах получения ими высшего образования. В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину, в том числе и инвалиду, гарантировано право на труд. Роль председателя МО ВОС в содействии трудоустройству членов МО ВОС заключается во взаимодействии с местными службами занятости для получения информации об имеющихся вакансиях и возможностях получения профориентационных услуг, профессионального образования и повышения квалификации. Председатель МО ВОС должен активно работать с местными органами самоуправления. Социальное партнерство должно стать одним из направлений деятельности МО ВОС.
При формировании доступности одной из основных задач МО ВОС является создание условий расширения социальных контактов инвалидов по зрению. Для решения этой задачи председатель МО ВОС должен планировать и проводить мероприятия, способствующие их общению и сплочению:
• кружки по интересам;
• встречи в неформальной обстановке с инвалидами по зрению, имеющими активную жизненную позицию и опыт успешной самореализации и т. д.
С целью формирования толерантного отношения к инвалидам по зрению для участия в данных мероприятиях следует привлекать и людей без зрительной патологии, в том числе членов семей инвалидов по зрению, устанавливать контакты с другими местными организациями и общественными организациями инвалидов других нозологий с целью проведения совместных мероприятий.
Необходимо формировать доступность получения и передачи информации инвалидам по зрению. С момента изобретения рельефно-точечного шрифта Брайля в течение почти полутора столетий информация подготовленная таким образом была единственным источником для незрячих. С середины 20-го века стали появляться современные средства, позволяющие осуществлять запись и воспроизведение информации. Тем не менее, система Брайля не утратила своего основного предназначения. Только с помощью этой человек с патологией зрения может научиться грамотности. Задача местной организации заключается в пропаганде системы Брайля и оказании помощи при ее освоении. Желательно, чтобы существовал постоянно действующий кружок по обучению Брайлю. Чтение по системе Брайля создает одно из основных условий доступности инвалидов по зрению к получению информации, в том числе и с помощью современных информационных технологий (брайлевский дисплей и т. д.). Доступность к получению информации обеспечивается с помощью аудионосителей. В специализированных библиотеках для слепых значительная часть фондов состоит из аудиокниг в виде магнитофонной (аналоговой) или цифровой записи (обычно в формате mp3). Для их прослушивания применяются специальные тифло- и обычные mpЗ-плееры. Местные организации ВОС должны тесно сотрудничать с библиотеками, приглашать на свои мероприятия работников этих учреждений для предоставления информации инвалидам по зрению о предоставляемых услугах. До настоящего времени средства массовой информации (печатные издания, телевидение и т. д.) были недоступны для людей с проблемами зрения. Использование современных информационных технологий позволило частично разрушить данные барьеры: большинство печатных изданий публикуют основные материалы в Интернете. С помощью специального программного обеспечения незрячие пользователи самостоятельно получают эту информацию. Рекомендуется МО ВОС предоставлять доступ членам своей организации к сети Интернет. Создание компьютерного специального рабочего места в МО ВОС возможно при финансовой поддержке службы занятости, а бесплатное подключение к сети возможно благодаря обращению к провайдеру в данном регионе.
Основные требования и практические рекомендации по обеспечению доступности МО ВОС для инвалидов по зрению
Вход в здание, где расположена местная организация ВОС, следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Входная площадка при входе должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев. Идеальный во всех отношениях вход в здание – это вход на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускающими скольжения при намокании. Дренажные и водосборные решетки, устанавливаемые в полу тамбуров или входных площадок, должны устанавливаться заподлицо с поверхностью покрытия пола. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками.
В соответствии с техническими требованиями Национального стандарта РФ указателей тактильных наземных для инвалидов по зрению (ГОСТ Р 52875-2007), перед входными дверями устанавливают предупреждающие указатели тактильные дорожные (плиты) с конусообразной формой рифления длиной равной ширине входа (двери) на расстоянии 500 мм от него. Для этих целей рекомендуется применять бетонные тротуарные плиты размерами 300 х 300 мм или 500 х 500 мм, изготовленные по ГОСТ 17608-91.
Для обозначения выхода из здания рекомендуется устанавливать предупреждающие указатели тактильные напольные (керамические плиты, диэлектрические ковры) шириной 500 мм и длиной, равной ширине двери, выложенные на расстоянии 1500 мм до двери, с конусообразной формой рифления.
Если перед выходом из здания в качестве направляющего указателя тактильного напольного используется магистральная ковровая дорожка, в этом случае для обозначения выхода под магистральной дорожкой поперек нее дополнительно подкладывают полоску ковровой дорожки шириной 200 мм, выполняющую роль предупреждающего указателя тактильного напольного.
Глубина пространства для маневрирования перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» – не менее 1,5 м. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях – не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м. Такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов по зрению, но и удобна для людей, передвигающихся на креслах-колясках.
Пути движения внутри МО ВОС должны соответствовать нормативным требованиям к путям эвакуации людей из помещения. Рекомендуемая ширина пути движения (в коридорах, помещениях, галереях и т.п.) в чистоте должна быть не менее:
– в одном направлении – 1,5 м,
– при встречном движении – 1,8 м.
Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м.
Ширину коридора или перехода в другое здание следует принимать не менее 2,0 м. Отметим, что достаточная ширина проходов важна для незрячих людей, использующих в ориентировке трость.
Конструктивные элементы внутри зданий и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края, а также не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола, чтобы люди с глубокими нарушениями зрения не получили травму.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м (на улице – 0,8) перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно, окрашенную поверхность (рис 47 и 48, указатели тактильные напольные), допускается предусматривать световые маячки.
В помещениях, доступных инвалидам по зрению, не допускается применять ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) – более 0,013 м. Ковровые покрытия на путях движения должны быть плотно закреплены, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий. Такие покрытия, кстати, могут служить тактильной направляющей для незрячих и слабовидящих.
Вход в помещение МО ВОС желательно оснастить звуковым маяком, который будет выполнять роль звукового ориентира для незрячих людей. Для этих целей можно использовать радиотрансляцию, при этом дальность звучания маяка приблизительно от 5 до 10 м.
Двери в здание и помещения на путях движения инвалидов по зрению не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 0,025 м. Дверной проём в чистоте – это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне, если дверь распашная, или полностью открытой двери, если дверь раздвижная, как в лифте.
Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину не менее 0,9 м.
В полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3-0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути, прямоугольник (10×20 см) или круг (диаметр 15 см) желтого цвета (рис.1, положение 2).
На путях движения инвалидов по зрению не допускается применять вращающиеся двери и турникеты. Рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «Открыто» и «Закрыто», а также двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек.
Дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрывания дверей должны иметь форму, позволяющую инвалиду по зрению самостоятельно их использовать и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Ручки дверей, расположенных в углу коридора или помещения, должны размещаться на расстоянии от боковой стены не менее 0,6 м.
Лестница – очень важный объект для инвалидов различных нозологий. Лестница включает в себя ступени и поручни. Ступени неотделимы от поручней. Как уже отмечалось, самый удобный вариант для всех – это отсутствие лестницы. Пологий уклон пешеходных дорожек или тротуаров до 5% не вызывает особых проблем для передвижения всех категорий населения. В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц (СНиП 35-01), ширина марша лестниц должна быть не менее 1,35 м. Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. Не рекомендуется использовать для передвижения инвалидов по зрению открытые ступени, в которых есть только горизонтальные проступи, но нет вертикальных подступенков. Такие ступени не являются глухими. Обычно так сваривают железные лестницы. Инвалидам подниматься по ним неудобно, так как нога, не встречая упора, «проскакивает» под ступеньки. Инвалиду по зрению приходится не просто поднимать ногу на ступеньку вверх, а прилагать дополнительные усилия, чтобы шаг за шагом вытаскивать ее из-под ступеней. К тому же из-за этого царапается и повреждается поверхность носка обуви. Рекомендуемая ширина проступей должна быть: для наружных лестниц – не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях – не менее 30 см. Высота подъемов ступеней: для наружных лестниц – не более 12 см, для внутренних – не более 15 см. Все ступени в пределах марша и лестничной клетки, а также наружных лестниц должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема.
Для слабовидящих рекомендуется контрастная окраска ступеней – светлые проступи и темные подступенки. Это требование можно реализовать за счет подбора облицовочного материала соответствующих оттенков. На подходах к лестницам и препятствиям для инвалидов с недостатками зрения следует использовать яркую и контрастную предупреждающую окраску, а также предусматривать наземные и/или напольные тактильные указатели. В соответствии с ГОСТ Р 52875-2007 на первой и последней ступенях лестничного марша наносят сигнальные полосы желтого цвета материалом, образующим шероховатое, нескользкое покрытие. На расстоянии 800 мм от кромки первой ступени лестницы необходимо использовать предупреждающий указатель тактильный наземный в виде полосы шириной 500 мм или 600 мм и длиной, равной ширине ступени. В этом случае используются указатели тактильные (плиты) с конусообразными рифами, предупреждающие инвалида по зрению о наличии препятствия (ступеней). С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования должно быть одинаковым.
Поручни – важная составная часть лестницы. Лестничные поручни должны иметь с обеих сторон горизонтальные участки, выходящие за пределы длины лестничного марша вверху, как минимум, на 300 мм и внизу, как минимум, на 300 мм с прибавлением глубины одной ступени лестницы. В данном случае поручни являются направляющими ориентирами для людей с проблемами зрения. Рекомендуется использовать поручни круглого сечения диаметром не менее 30 мм (поручни для детей) и не более 50 мм (поручни для взрослых) или прямоугольного сечения толщиной от 25 до 30 мм. Форма и размеры поручней должны обеспечивать максимальное удобство для их захвата кистью руки. Неудобен как очень большой размер поручней, так и очень маленький. Лучше и безопаснее для захвата руки поручень округлого сечения. Рекомендуемый диаметр поручней для взрослых – 40 мм. Расстояние между поручнем и стеной в свету должно быть не менее 40-45 мм.
Поручни должны быть надежно, прочно закреплены, не поворачиваться или смещаться относительно крепежной арматуры. Конструкция поручней должна исключать возможность травматизма людей. Концы поручней должны быть либо закруглены, либо прочно прикреплены к полу, стене или стойкам, а при парном их расположении – соединены между собой. Высота охватываемой поверхности поручня должна быть:
– для верхнего поручня – 900 мм (поручень для взрослых);
– для нижнего поручня – 700-750 мм (поручень инвалидов-колясочников и людей маленького роста).
Для удобства использования инвалидами по зрению поручни на изломе лестницы или в местах поворота и перехода с одного марша на другой не должны прерываться. Поручни двух соседних лестничных маршей должны быть непрерывно соединены между собой. Поручни устанавливаются с обеих сторон лестницы. На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей.
Если местная организация находится в здании, оборудованном лифтом, необходимо создать условия его доступности для инвалидов по зрению. Информация, размещённая в лифте, должна быть продублирована шрифтом Брайля и (или) голосовым сообщением объявления этажей.
Помещение МО ВОС должно быть оборудовано системой средств информации и сигнализации об опасности в визуальном, звуковом и тактильном виде. Члены МО ВОС должны быть ознакомлены с путями эвакуации и правила поведения в экстремальных ситуациях.
Санитарно-гигиенические помещения МО ВОС должны быть доступны для инвалидов по зрению. Информация о наличии и расположении туалетных комнат должны быть доведена до каждого члена местной организации. На кабине туалета должен быть знак доступности. Дверь в туалете для инвалидов должна открываться наружу. Замок должен предусматривать возможность открывания двери снаружи в экстренном случае. Желательно туалет оборудовать кнопкой экстренного вызова.
В местной организации ВОС рекомендуется провести обследование помещения на предмет его доступности для инвалидов разных категорий.