Главная - Новости - НИКАСУ добром на добро!

НИКАСУ добром на добро!

Радуюсь обстоятельствам, которые дают мне возможность обозначить моё отношение к человеческим качествам Николая Степановича Сафронова. Как любой художник он использует псевдоним, весьма известный в России и за её пределами, Никас Сафронов.

При первой же встрече (это было на пороге телестудии) Никас пригласил в свою мастерскую. Ему, независимо от нас, слепых, пришла идея открыть для слепых специальный художественный музей, о чём говорилось в одной из изданных на тот момент книг Н. Сафронова.

Степень почтения к незрячим и к их «выдающимся способностям» у Никаса была настолько велика, что он искренне полагал: дать в руки холст и слепой наощупь по мазкам краски поймёт картину.

После нескольких встреч, обсуждений мы пришли к взаимопониманию по этой части.

Дома у Никаса всегда людно. Двери не запирались. Как мне представляется, у художников это принято: быть открытым для общения с самыми разными людьми. Во всяком случае, мы не удивлялись встречам самым неожиданным у Никаса в гостях. Одной из наиболее приятных была встреча и знакомство с горячо любимым Николаем Николаевичем Дроздовым. Кстати, по нашему приглашению Никас и Николай Николаевич приезжали в институт «Реакомп». Была очень теплая встреча с сотрудниками и незрячими слушателями. Николай Николаевич пел под гитару…

Вот так однажды мы услышали о подарке Никасу Сафронову от его краснодарских друзей. Под впечатлением от его картин на них были написаны положенные на музыку стихи, исполненные профессиональными артистами.

Вот что было нужно незрячим!

С полуслова художник понял и поддержал идею. Мы захотели показать новые средства познания для незрячих ценителей живописи.

Лучше всего было заявить новые реабилитационные идеи на специальной выставке. Для этого подходили общероссийская реабилитационная выставка в Москве 2005г. и международная в Дюссельдорфе (Германия).

Авторы любезно предоставили нам право на безвозмездной основе продемонстрировать в экспозиции института «Реакомп» творческие достижения художника и способы ознакомления с ними незрячих, особенно тотально слепых.

Да, в данном случае Никас воспользовался и своей славой, и связями, и своим влиянием, но не в корыстных целях, на что теперь любят указывать злые языки, а ради вполне благородного дела. Он организовал и оплатил экстренное изготовление копий требуемых картин, помог обагетить их. И всё очень быстро, так что мы успели показать воплощение новых идей на стенде института «Реакомп» и в Москве и в Дюссельдорфе. Никас лично принял участие в открытии московской выставки, посвящённой реабилитации инвалидов, а в Дюссельдорф он не приехал только из-за непредсказуемых событий, присущих укладу его жизни.

Поскольку неплановые мероприятия требовали дополнительных расходов, Никас мгновенно откликнулся на наши обращения и перевёл на счёт института целевые деньги — 70 ООО руб. (2005 г.) на непредвиденные поездки. Эти средства по сей день сохраняются на счете института по целевому предназначению как «НЗ». Всё, что мы могли сделать в ответ — это оформить Никасу благодарность, что и было осуществлено в декабре 2005 года.

Ну а подарок Никаса — высококачественные копии его картин — бережно хранятся в институте. Информация об этом всегда находилась и находится на соответствующей странице web-сайта института «Реакомп».

Возникшая тогда, 10 лет назад, идея не утратила своего значения до сих пор. Дело стоит за солидным художественным музеем, который как мы ожидали, задумался бы о способах доведения до слепых представления о живописи, том или ином художественном шедевре. Тем более сегодня уже многие озабочиваются вопросами формирования «доступной среды» для инвалидов.

Мы, реабилитологи, постоянно возвращаемся к нашему замыслу. Ведём речь об этом на музейных конференциях, на страницах музейных журналов, в наших изданиях. К примеру, в связи с демонстрацией рельефной копии картины из экспозиции мадридского музея «Прадо» на фестивале «Интермузей 2015» я готовлю статью в журнал «Мир музея» по их просьбе, в которой в очередной раз расскажу о старом нашем замысле нереализованном, к сожалению, в полной мере до сих пор.

Никакой корысти в сотрудничестве с нами Никаса Сафронова быть не может. Всё о чём я говорю — правда, подтвержденная временем и фактами.

Имея ввиду человеческие качества Николая Степановича (искренность, открытость, дружелюбие, набожность), горжусь и дружбой с Никасом Сафроновым, и его уважением ко мне.

Генеральный директор ИПРПП ВОС «Реакомп»,

К.П.Н.,

Лауреат международной премии Н. Островского,

Лауреат национальной премии им. Е. Мухиной,

Заслуженный работник Всероссийского общества слепых,

Руководитель экспертной группы

Фонда содействия реализации

Конвенции о правах инвалидов

«Доступная среда и универсальный дизайн»,

Руководитель экспертно-консультационной группы

при Департаменте культуры города Москвы

 

по вопросам реабилитации инвалидов

средствами культуры и искусства                                С.Н. Ваньшин

НИКАСУ добром на добро!

 

НИКАСУ добром на добро!

НИКАСУ добром на добро!

НИКАСУ добром на добро!

НИКАСУ добром на добро!

НИКАСУ добром на добро!

Поделиться: