Главная - Программа курса «Тифлокомментирование»

Программа курса «Тифлокомментирование»

Программа курса «Тифлокомментирование»
Подготовлена заслуженным работником ВОС О.В. Сергеевой
при участии О.Е. Кудрявцевой

Программа курса «Тифлокомментирование» включает 3 основных темы:

Общее количество учебных часов по программе 142.

Организация учебного процесса по данной программе предполагает сочетание различных форм проведения учебных занятий: лекции, семинары, тренинги, ролевые игры и практические занятия.

Система контроля знаний, навыков и умений слушателя предполагает проведение промежуточной аттестации в виде зачетов по окончании изучения определенных тем и итоговой аттестации в форме зачета.

При успешном завершении изучения курса и итоговой аттестации слушателю выдается свидетельство установленного образца (приложение 1).

Содержание учебной дисциплины

Вводная лекция – 2 часа

Положение инвалидов по зрению в современном обществе. Создание доступной среды для инвалидов. Международные и российские нормативные акты: Конвенция о правах инвалидов, Стандартные правила ООН, Конституция РФ, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» – основные документы, способствующие формированию условий для реабилитации и интеграции инвалидов по зрению, а также устранению визуальных информационных барьеров в получении социально-значимой информации. Цели и задачи курса «Тифлокомментирование».

Тема 1. Введение в тифлологию – 6 часов

Цель: ознакомление слушателей с социальными, психологическими и педагогическими проблемами лиц с нарушением зрения, раскрытие особенностей их познавательной деятельности при различных патологиях зрения.

Общее определение слабовидения, слепоты и инвалидности по зрению. Медико-социальные характеристики при различных формах патологии органа зрения. Особенности визуального восприятия окружающей среды людьми с проблемами зрения.

Тема 2. Технология тифлокомментирования 18 часов

Цель: ознакомление слушателей с концепцией, основными положениями, понятиями, приемами, техническими средствами и программным обеспечением тифлокомментирования. Основные требования к специалисту-тифлокомментатору.

Тифлокомментирование (исторический экскурс). История, опыт тифлокомментирования и обучения специалистов-тифлокомментаторов в России и за рубежом. Концепция тифлокомментирования, разработанная в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп». Основные положения и понятия тифлокомментирования.

Основные приемы тифлокомментирования: прямое тифлокомментирование (подготовленное и «горячее»); автоматизированное тифлокомментирование. Технические средства для разработки тифлокомментария. Подготовка текста тифлокомментария с использованием персонального компьютера и соответствующего программного обеспечения. Технические средства для генерирования тифлокомментария. Технические средства для передачи тифлокомментария незрячим. Тифлокомментирование телевизионных программ. Тифлокомментирование в кинотеатрах.

Квалификационные требования к тифлокомментатору. Основные функции и задачи тифлокомментатора. Этика тифлокомментатора.

Тема 3. Мастерство тифлокомментирования – 110 часов.

Цель: Ознакомление слушателей с методиками техники речи, вербального описания различных изображений, концентрации внимания и наблюдения, сохранения продуктивности голосовой системы, с правилами, устанавливающими нормы произношения и способствующими повышению эффективности работы тифлокомментатора. Изучение теоретических основ тифлокомментирования, формирование и отработка практических навыков процесса тифлокомментирования.

Методики техники речи, постановки голоса тифлокомментатора:

Методика выражения визуального вербальными средствами.

Активное видение. Выработка навыков концентрации внимания и наблюдения. Искусство отбора увиденного (использование устной речи для передачи смысла и озвучивания комментария в паузах между репликами).

Правила, устанавливающие нормы произношения и способствующие повышению эффективности работы тифлокомментатора (орфоэпия):

Теоретические основы тифлокомментирования. Общие правила комментирования визуальных элементов.

Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования:

Заключительное занятие – 6 часов.

Итоговая аттестация в форме зачета (демонстрация приобретенных теоретических знаний и практических навыков по программе «Тифлокомментирование» путем тифлокомментирования фрагментов кинофильмов, спектаклей, зрелищных, спортивных и культурных мероприятий).

Подведение итогов.

Выдача свидетельств установленного образца.

 

 

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С целью реализации Конвенции ООН «О правах инвалидов» и законодательства РФ  необходимо принять надлежащие меры к тому, чтобы обеспечить инвалидам по зрению доступ к произведениям культуры в специальных форматах, к максимально полному получению объема информации через тифлокомментирование. Особое внимание в рамках реализации этих задач уделяется сейчас созданию в России системы профессионального тифлокомментирования (от греч. typhlos – слепой, от лат. commentarius – заметки, толкование).
Тифлокомментарий – это целевая информация, специально подготовленная для слепых (слабовидящих) для замещения или дополнения визуальной информации, которую воспринимает зрячий и  которая  из-за слепоты  не доступна (или малодоступна) слепым (слабовидящим).
На данный момент ощущается острая потребность в профессиональных тифлокомментаторах – специалистах, способных оказывать новую социальную услугу для инвалидов по зрению и слепоглухих  при посещении ими киносеансов, театральных постановок, музейных экскурсий, культурно-массовых, зрелищных и спортивных мероприятий.
Основной целью подготовки профессиональных тифлокомментаторов является снятие информационных барьеров для людей с инвалидностью по зрению, активное вовлечение их в процесс социокультурной реабилитации и интеграции в общество, формирование доступной для них среды жизнедеятельности. Разработанная авторская дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Тифлокомментирование» рассчитана на слушателей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование,   которые успешно прошли предварительное профессиональное тестирование, подтвердив  таким образом  наличие специальных данных и мотивации для получения новой интересной профессии.
Новизна  и актуальность программы заключается  в том, что до настоящего времени ни в одном образовательном учреждении не организовывалось обучение профессиональных тифлокомментаторов, которые будут владеть навыками как прямого, так и автоматизированного тифлокомментирования, и не только кинофильмов, но и театральных постановок, музейных экспозиций, культурно-массовых, зрелищных и спортивных мероприятий. По сути, это – тифлокомментаторы-универсалы.
Обучение специалистов-тифлокомментаторов по авторской программе будет проводиться под руководством и при участии генерального директора С.Н.Ваньшина – автора российской концепции тифлокомментирования. Процесс обучения носит практико-ориентированный характер, большее количество часов отведено на отработку практических навыков. Кадровый состав преподавателей включает высокопрофессиональных специалистов по реабилитологии, культуре и техники речи, профессиональных тифлокомментаторов.

Язык обучения-русский

Ключевые понятия программы: Российская концепция тифлокомментирования, тифлология, основные понятия, технологии, приемы и технические средства тифлокомментирования, квалификационные требования и этика тифлокомментатора.

2. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: совершенствование и (или) получение новой компетенции, а именно – освоение инновационных теоретических знаний  и практик по профессиональному предоставлению новой социальной услуги для инвалидов по зрению – тифлокомментирования на основе российской концепции тифлокомментирования.
Цель достигается посредством организации аудиторной работы слушателей, а также проведения практико-ориентированных занятий, в том числе – выездных на различных культурных и спортивных площадках города Москвы, где используется этот вид услуг для инвалидов по зрению.
Основная задача – получение слушателями новой специальности с целью применения в  профессиональной деятельности.

Имеющаяся  квалификация  (требования к слушателям):  отбор слушателей производится в соответствии с разработанными критериями и квалификационными требованиями, предъявляемыми к тифлокомментаторам. Для определения  личностных особенностей и профессиональных качеств кандидатов проводится предварительное профессиональное тестирование. По итогам профессионального тестирования слушатель зачисляется на обучение.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ КОМПЕТЕНЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, И (ИЛИ)
ПЕРЕЧЕНЬ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЮЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы  обучающийся должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения (получения) компетенции, указанной в п. 2:

Формируемые компетенции

(код компетенции, уровень (этап) освоения – пороговый) *

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций*
К-1: способностью интерпретировать и применять освоенный методический и практический инструментарий в собственной практике на профессиональной основе при оказании услуги тифлокомментирования для инвалидов по зрению (формирование компетенции) 31 (К-1) знать:   определение инвалидности, основные категории инвалидов по зрению; основные представления об абилитации и реабилитации инвалидов. Виды реабилитации;

32 (К-1) знать: понятие об общественной организации инвалидов по зрению, концепцию независимого образа жизни инвалидов; роль социокультурной реабилитации в восстановлении личного и социального статуса инвалида, формировании независимого образа жизни.

33 (К-1) знать: российскую концепцию тифлокомментирования как новой социальной услуги для инвалидов по зрению;

У1 (К-1) уметь: применять на практике различные технологии и приемы тифло-комментирования на профессиональной основе;

В1 (К-1) быть способным расширять опыт работы тифлокомментатором, как в рамках профессиональной, так и в информационно-просветительской деятельности

В2(К-1) владеть основными приемами тифлокомментирования.

К-2: способностью к   межличностному общению и межкультурной коммуникации  (формирование компетенции) З1 (К-2) знать: общую позицию слепоты и инвалидности по зрению, сочетанную патологию (слепоглухие); нормативно-правовую основу развития тифлокомментирования: медико-социальные характеристики при различных формах патологии органа зрения;

З2 (К-2) знать: особенности  визуального восприятия окружающей среды людьми с проблемами зрения; этику общения с инвалидами по зрению и слепоглухими;

З3  (К-2) знать: квалификационные требования к тифлокомментатору;

У1(К-2) уметь:  эффективно использовать технические средства тифлокомментирования;

У2(К-2) уметь: применять нормы и правила произношения, дикционные навыки;

В1(К-2) владеть: владеть методикой выражения визуального изображения  вербальными средствами;

В1(К-2) владеть:  техникой речи и методикой постановки голоса

 

* код компетенции

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Тифлокомментирование»

 Цель: совершенствование и (или) получение новой компетенции – а именно- освоение инновационных теоретических знаний  и практик по профессиональному предоставлению новой социальной услуги для инвалидов по зрению – тифлокомментирования на основе российской концепции тифлокомментирования.

Категория слушателей: слушатели, имеющие высшее и среднее профессиональное образование

Срок обучения:         142 часа

Режим занятий:      6-8 часов в день

Форма обучения:      с отрывом от работы

Наименование разделов,

дисциплин и тем

Всего

часов

в том числе Форма контроля* Формируемая компетенция
Лекции ПЗ,ЛЗ
1 2 3 4 5 6 7
1.

Вводная лекция

2 2 УО,ПР-1,ПР-5 К-1,К-2
2.

Введение в тифлологию

6 4 2 УО,ПР-1,ПР-5 К-1,К-2
3. Технология тифлокомментирования 14 10 4 УО,ПР-1,ПР-5 К-1,К-2
4. Мастерство тифлокомментирования

 

114 14 100 УО,ПР-1, ПР-4,ПР-5 К-2

Итоговая аттестация

6   6 УО К-1,К-2

ИТОГО

142 30 112    

 

* Перечень видов учебных занятий в соответствии с Планом-графиком. экзамен (УО),   Практические  задания (ПР-1), Контрольная работа  (ПР-2), тестирование (ПР-3), разбор конкретных ситуаций, кейсы (ПР-4), дискуссия, мастер-классы, видеофрагменты фильмов, спортивных и зрелищных мероприятий, музейных экспозиций и т.д. в соответствии с тематикой занятий  (ПР-5)

Учебно-тематический план

 Цель обучения: совершенствование и (или) получение новой компетенции – освоение инновационных теоретических знаний  и практик по профессиональному предоставлению новой социальной услуги для инвалидов по зрению – тифлокомментирования на основе российской концепции тифлокомментирования.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы:  программа повышения квалификации рассчитана на слушателей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование.

Нормативная трудоемкость обучения составляет 142 академических часа.

Режим занятий:      6-8 часов в день

Форма обучения:      с отрывом от работы

№№ Наименование разделов, дисциплин и тем Всего часов в том числе
 

 

 

 

 

 

Лек-ции ДИ,

ВЗ*

ПЗ,ЛЗ,СЗ
1 2 3 4 5 6
  Вводная лекция 2 2  
1. Введение в тифлологию 6 4   2
1.1. Общая позиция слепоты и инвалидности по зрению, сочетанная патология (слепоглухие).

Нормативно-правовая основа развития тифлокомментирования

2 2
1.2. Медико-социальные характеристики при различных формах патологии органа зрения. 2 1 1
1.3. Особенности  визуального восприятия окружающей среды людьми с проблемами зрения. Этика общения с инвалидами по зрению и слепоглухими 2 1   1
2. Технология тифлокомментирования 14 10   4
2.1. Тифлокомментирование (исторический экскурс) 2 2    
2.2. Концепция тифлокомментирования 1 1    
2.3. Основные положения и понятия тифлокомментирования 1 1    
2.4. Основные приемы тифлокомментирования 6 3 3
2.4.1. Прямое тифлокомментирование:

Подготовленное тифлокомментирование.

«Горячее» тифлокомментирование

2 1 1
2.4.2. Автоматизированное тифлокомментирование (подготовленное). 2 1 1
2.5. Технические решения тифлокомментирования 4 2 2
2.5.1. Технические средства для разработки тифлокомментария 2 1 1
2.5.2. Технические средства для генерирования и передачи тифлокомментария 2 1 1
2.6. Специалист-тифлокомментатор 2 2
2.6.1. Квалификационные требования к тифлокомментатору 1 1
2.6.2. Этика тифлокомментатора 1 1
3. Мастерство тифлокомментирования

 

114 14 47 53
3.1. Методики техники речи, постановки голоса тифлокомментатора 15 3 4 8
3.1.1. Подготовка голосового аппарата к работе

 

3 1 2
3.1.2. Коррекция и постановка речевого дыхания, снятие зажимов 4 1 1 2
3.1.3. Развитие голосовых возможностей 4 1 1 2
3.1.4. Сохранение продуктивной работоспособности голосовой системы 4 1 1 2
3.2. Методика выражения визуального вербальными средствами

 

10 3 2 5
3.2.1. Активное видение 2 1 1
3.2.2. Выработка навыков концентрации внимания и наблюдения 4 1 1 2
3.2.3. Искусство отбора увиденного 4 1 1 2
3.3. Правила, устанавливающие нормы произношения и способствующие повышению эффективности работы тифлокомментатора (орфоэпия) 15 4 5 6
3.3.1. Техники развития артикуляционного аппарата и дикционных навыков (тренинг) 3 3
3.3.2. Современные нормы литературного произношения звуков в словах и способы преодоления диалектических стереотипов 2 1 1
3.3.3. Работа с проблемным акцентологическим словарём, упражнения по постановке словесного ударения 2 1 1
3.3.4. Логические закономерности устной речи

 

 

 

2 1 1
3.3.5. Отработка навыков словесной импровизации 2 1 1
3.3.6. Стилистические особенности речи и их значение в работе тифлокомментатора 4 1 1 2
3.4. Теоретические основы тифлокомментирования 4 4
3.5. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования кинофильмов 54 28 26
3.5.1. Просмотр, подготовка тифлокомментария отдельных частей фильма. Анализ тифлокомментариеев 12 6 6
3.5.2. Просмотр, подготовка тифлокомментариев в полном объеме.

Анализ тифлокомментариев.

12 6 6
3.5.3. Самостоятельное тифлокомментирование простых фрагментов фильма (с длительными  паузами) с последующим анализом 9 5 4
3.5.4. Самостоятельное тифлокомментирование более сложных фрагментов фильма 9 5 4
3.5.5. Формирование и отработка практических навыков автоматизированного тифлокомментирования кинофильмов 12 6 6
3.6. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования театральных постановок 8 4 4
3.7. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования зрелищных  и спортивных мероприятий 4 2 2
3.8. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования выставочных и музейных экспозиций 4 2 2
4. Итоговая аттестация 6 6
  Всего часов: 142 30 53 59

*ДИ –деловые  игры, *ВЗ- выездные занятия

Календарный учебный график

           Программа реализуется в НУ ИПРПП ОООИ ВОС «РЕАКОМП» в 2020 году:

Рабочая программа дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

Раздел 1. Введение в тифлологию

Тема 1.1. Общая позиция слепоты и инвалидности по зрению, сочетанная патология (слепоглухие). Нормативно-правовая основа развития тифлокомментирования

Общая позиция слепоты и инвалидности по зрению, сочетанная патология (слепоглухие).

Нормативно-правовая основа развития тифлокомментирования. Медико-социальные характеристики при различных формах патологии органа зрения. Особенности  визуального восприятия окружающей среды людьми с проблемами зрения. Этика общения с инвалидами по зрению и слепоглухими

Тема 1.2. Медико-социальные характеристики при различных формах патологии органа зрения

Медико-социальные характеристики при различных формах патологии органа зрения

Тема 1.3. Особенности  визуального восприятия окружающей среды людьми с проблемами зрения.

Особенности  визуального восприятия окружающей среды людьми с проблемами зрения. Этика общения с инвалидами по зрению и слепоглухими

Раздел 2. Технология тифлокомментирования

Тема 2.1. Тифлокомментирование (исторический экскурс)

Тифлокомментирование (исторический экскурс).

Тема 2.2. Концепция тифлокомментирования

Концепция тифлокомментирования

Тема 2.3. Основные положения и понятия тифлокомментирования

Основные положения и понятия тифлокомментирования

Тема 2.4. Основные приемы тифлокомментирования

Характеристика основных приемов тифлокомментирования. Прямое тифлокомментирование: подготовленное тифлокомментирование. «Горячее» тифлокомментирование. Автоматизированное тифлокомментирование (подготовленное). Технические решения тифлокомментирования. Технические средства для разработки тифлокомментария. Технические средства для генерирования и передачи тифлокомментария. Специалист-тифлокомментатор. Квалификационные требования к тифлокомментатору-характеристика. Этика тифлокомментатора

Тема 2.5. Технические решения тифлокомментирования

Технические средства для разработки тифлокомментария. Технические средства для генерирования и передачи тифлокомментария

Тема 2.6. Специалист-тифлокомментатор

Специалист-тифлокомментатор. Квалификационные требования к тифлокомментатору. Этика тифлокомментатора

Раздел 3. Мастерство тифлокомментирования

Тема 3.1. Методики техники речи, постановки голоса тифлокомментатора

Методики техники речи, постановки голоса тифлокомментатора. Подготовка голосового аппарата к работе. Коррекция и постановка речевого дыхания, снятие зажимов. Развитие голосовых возможностей. Сохранение продуктивной работоспособности голосовой системы.

Тема 3.2. Методика выражения визуального вербальными средствами

Методика выражения визуального вербальными средствами. Активное видение. Выработка навыков концентрации внимания и наблюдения. Искусство отбора увиденного. Тема 3.3.Правила, устанавливающие нормы произношения и способствующие повышению эффективности работы тифлокомментатора (орфоэпия)

Правила, устанавливающие нормы произношения и способствующие повышению эффективности работы тифлокомментатора (орфоэпия).  Техники развития артикуляционного аппарата и дикционных навыков (тренинг). Современные нормы литературного произношения звуков в словах и способы преодоления диалектических стереотипов. Работа с проблемным акцентологическим словарём, упражнения по постановке словесного ударения. Логические закономерности устной речи. Отработка навыков словесной импровизации. Стилистические особенности речи и их значение в работе тифлокомментатора.

Тема 3.4.Теоретические основы тифлокомментирования

Теоретические основы тифлокомментирования. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования кинофильмов. Просмотр, подготовка тифлокомментария отдельных частей фильма. Анализ тифлокомментариеев. Просмотр, подготовка тифлокомментариев в полном объеме. Анализ тифлокомментариев. Самостоятельное тифлокомментирование простых фрагментов фильма (с длительными  паузами) с последующим анализом.  Самостоятельное тифлокомментирование более сложных фрагментов фильма.

Тема 3.5. Формирование и отработка практических навыков автоматизированного тифлокомментирования кинофильмов

Просмотр, подготовка тифлокомментария отдельных частей фильма. Анализ тифлокомментариеев.  Просмотр, подготовка тифлокомментариев в полном объеме.

Анализ тифлокомментариев. Самостоятельное тифлокомментирование простых фрагментов фильма (с длительными  паузами) с последующим анализом. Самостоятельное тифлокомментирование более сложных фрагментов фильма. Формирование и отработка практических навыков автоматизированного тифлокомментирования кинофильмов

Тема 3.6. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования театральных постановок

Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования театральных постановок

Тема 3.7. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования зрелищных  и спортивных мероприятий

Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования зрелищных  и спортивных мероприятий.

Тема 3.8. Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования выставочных и музейных экспозиций

Формирование и отработка практических навыков тифлокомментирования выставочных и музейных экспозиций.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

Кадровое обеспечение программы

 К проведению занятий допускаются специалисты-реабилитологи НУ ИПРПП ВОС «Реакомп», преподаватели – почасовики других образовательных учреждений, которые свободно владеют содержанием курса в объеме всех предложенных материалов, методиками преподавания и современными компьютерными технологиями, а также профессиональные тифлокомментаторы, которые имеют подтвержденный релевантный опыт работы.

Учебно-методическое обеспечение программы

 Основная литература

  1. Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых: Инструктивно-методическое пособие / Под общ. ред. Вице-президента ВОС В.С. Степанова, канд. пед. наук С.Н. Ваньшина. – М., 2011. – 62 с. – ISBN 978-5-904267-04-9.
  2. Ваньшин С.Н. Тифлокомментирование. Как внедрить новую услугу в сферу культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2016. – №4. С. 61 – 66.

 Дополнительная литература

  1. Снайдер Джоэл. Из визуального в вербальное: Комплексное учебное пособие и руководство по применению аудио дескрипции / Пер. с англ. – Екатеринбург, 2016. – 149 с.
  2. ГОСТ Р «ТИФЛОКОММЕНТИРОВАНИЕ И ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ»

Термины и определения – 2017 г.

3.Профессиональный стандарт «Тифлокомментатор» (проект) – 2019.

Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы определяются требованиями к современной организации образовательного процесса с соблюдением санитарных норм.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования –          наличие проекционного оборудования в основной аудитории  (проектор, ноутбук, экран). Наличие компьютерного оборудования с установленным специальным программным обеспечением для проведения практических занятий по автоматизированному тифлокомментированию. Программа aegisubмма для подготовки автоматизированного тифлокомментария aegisub.