Главная
Карта сайта
Написать письмо
Принимаются заявки на обучение по программам дополнительного профессионального образования

Облако тегов

Поиск

Статьи

Дистанционное обучение для лиц с ограниченными физическими возможностями

Сергеева О.В.

Заместитель генерального

директора по реабилитации

НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Образование – одно из самых оригинальных изобретений человечества. Оно позволяет увеличивать и передавать объем знаний и опыта. Способы и методы образования продолжают развиваться для того, чтобы соответствовать постоянно растущим возможностям и потребностям, необходимым на данном этапе развития человечества.

         В настоящее время существует тенденция применять как «традиционные» так и нетрадиционные способы обучения. Речь в данном случае идет об обучении, основанном на способе общения с помощью компьютера.

         Это способ образования предоставляет возможность проводить процесс обучения индивидуально, сделать его более гибким и доступным для большего числа лиц.

         Согласно статистике более 500 миллионов человек в мире обладают ограниченными физическими возможностями. В Соединенных Штатах около двадцати процентов населения с ограниченными возможностями пользуются компьютерами, приблизительно такая же ситуация складывается и в Европе.

         На основании опыта зарубежных коллег можно сделать вывод, что метод дистанционного обучения доступен для получения образования лицами с ограниченными физическими возможностями, а именно:

·        С полной или частичной потерей зрения;

·        С дефектами слуха и речи;

·        С нарушениями опорно-двигательного аппарата

Например, лица с частичной или полной потерей зрения могут использовать программное обеспечение, которое позволяет читать информацию, находящуюся на экране дисплея, либо программное обеспечение, позволяющее распечатывать текст по системе «Брайля», слабовидящие используют специальную программу увеличения формата.

              Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ОО  ВОС «Реакомп», возглавляемый кандидатом педагогических наук С.Н. Ваньшиным, являясь методическим и координационным центром в системе ВОС, еще в 2000 году начал заниматься разработкой методики дистанционного обучения для лиц с частичной или полной потерей зрения. В первом полугодии 2000 года на базе Института состоялся семинар, на котором присутствовало более 200 представителей организаций ВОС. Был проведен анализ оснащения предприятий ВОС современным компьютерным оборудованием и его использования в производстве и управлении. В результате анализа был сделан вывод о наиболее подходящих потенциальных участниках апробации разработанной методики дистанционного обучения.

Намечалось провести обучение с инвалидами по зрению следующих регионов России: Санкт-Петербург, Липецк, Самара, Ростов, Боровичи, Екатеринбург, Курск. Но из-за некоторых проблем (неустойчивая работа электронной почты, разные часовые пояса и т.д.) было принято решение проводить дистанционно обучение со специалистами из пяти регионов России.

     Новизной метода было продиктовано решение провести семинар с будущими участниками данного проекта. Основная цель семинара - оценка уровня компетенции и знаний потенциальных участников обучения.

     Для того чтобы эффективнее использовать возможности, предоставляемые данным методом обучения, преподаватели-наставники предложили учащимся соблюдать ряд практических указаний:

·        Творчески относиться к процессу обучения, совмещать работу как часть обучения;

·        Стремиться задавать вопросы и обсуждать возникающие проблемы;

·        Иметь возможность и готовность посвящать обучение от 4 до 15 часов в неделю;

·        Иметь знания, необходимые для начала процесса обучения;

·        Осознавать, что критическая оценка и принятие совместных решений, согласованных с другими участниками и преподавателями, является важной частью процесса обучения;

·        Уметь вести переписку, посылая краткие и ясные сообщения;

·        Использовать программное обеспечение, которое предоставляет доступность восприятия материала.

         Был приведен пример информационной системы, успешно решающей задачи управленческого и бухгалтерского учета – «БЕСТ-ПРО». Учетно-аналитические возможности данной позволяют обеспечить эффективное управление на предприятиях. Были наглядно продемонстрированы преимущества использования данной системы в различных аспектах функционирования предприятия: бухгалтерия, снабжение, сбыт, экономика, складской учет и т.д.

         Было проведено анкетирование. На основании анкет и индивидуальных собеседований был выявлен уровень подготовки каждого участника к процессу обучения. С каждым участником были заключены контракты на обучение, представлена программа обучения и выдан тематический план. Так же был разработан и согласован график процесса обучения.

          Специально было закуплено мультимедийное пособие для обучения Windows, Word, Excel, Internet. Это пособие выдавалось каждому участнику с индивидуальными рекомендациями по его использованию.

         Участники были ознакомлены с основными компонентами обучения:

·        Мильтимедийные лекции (материалы среднего или повышенного уровня сложности, опробованные преподавателем при обучении в аудитории);

·        Углубленное изучение материалов и блоков в режиме online со специализированных Web-страниц;

·        Использование бумажных материалов (руководства, учебники и т.д.);

·        Поддержка и совместная работа в режиме online (проведение консультаций, посредством предоставления чат, предоставление горячей линии (Hot line) в определенные часы);

·        Текущая работа (уроки преподавателя или других специалистов, передаваемые посредством Web-технологий);

·        Тесты самооценки.

    Обучение проводилось в течение двух месяцев. Путем тестирования, размещения общих и индивидуальных заданий, передаваемых по электронной почте и с целью корректировки курса обучения, мониторинга совокупной эффективности курса, среди учащихся проводились проверки. По окончании курса им были предложены задания, отличные от тех, которые выполнялись в процессе обучения. Все учащиеся освоили предлагаемый курс, подтвердив доступность дистанционного обучения для лиц с ограниченными физическими возможностями.

    Новые средства информации и новые технологии позволяют использовать базы данных всего мира, тем самым расширяют возможности получения информации для лиц с ограниченными физическими возможностями, предоставляют возможность инвалидам взаимодействовать вне зависимости от пространственно-временных координат и сенсорных особенностей.

    Используя телекоммуникации, у лиц с ограниченными физическими возможностями появилась возможность пользоваться учебными материалами в разных форматах: электронные документы; бумажные документы; документы в формате Braille; цифровые фильмы; голосовой вывод на компьютере; использование синтезатора.

     Таким образом, из опыта деятельности Института «Реакомп» по отработке методики дистанционного обучения инвалидов по зрению по подготовке пользователей ПК, можно сделать вывод, что за дистанционным обучением – будущее для лиц с ограниченными физическими возможностями по вопросам получения образования, взаимодействия, общения.

 

 

Автор: Сергеева О.В.
Сайт автора: http://www.rehacomp.ru
13.03.2011
Метки: обучение