Главная
Карта сайта
Написать письмо
Принимаются заявки на обучение по программам дополнительного профессионального образования

Облако тегов

Jaws for Windows Owl Software Top Braille Virgo online-тестирование ГОСТ Интернет Интернет-консультирование Материалы научно-практических конференций ООН Общественная Палата Справочно-методические материалы административно-управленческий персонал аренда брайль вызов выпуск тифлокомментаторов выставки государственные программы департамент социальной защиты дистанционное обучение документы доступность инспектор по доступной среде информационные технологии конференция круглый стол «Интернет – доступная среда для инвалидов» лицензии обучение обучение слепоглухих оплата органы государственной власти питание пресс-конференция проезд проживание семинар семинары сопровождающий социальная политика социальная реабилитация специализированное аппаратное обеспечение специализированное программное обеспечение тифлокомментатор тифлокомментирование трудовая реабилитация трудовая реабилитация инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности тьютор удостоверение

Поиск

СМИ о нас

Компьютерный ликбез - 2007

Перед незрячими людьми необходимость интегрироваться в мир информационных технологий встала со всей остротой: человек, не владеющий ими, оказывается нынче на обочине реабилитационного процесса. Он резко ограничен в общении, в доступе к знаниям. Но работе на компьютере надо учиться. В решениях ХХ съезда ВОС задача «компьютерного ликбеза» названа одним из главных направлений деятельности Общества.

Редакция провела круглый стол с ведущими специалистами этого направления. В нем приняли участие генеральный директор института «Реакомп» кандидат педагогических наук Сергей Николаевич Ваньшин, его заместитель — начальник отдела информационных технологий Михаил Андреевич Манвелов и главный специалист этого отдела, кандидат экономических наук, доцент Константин Александрович Лапшин.

- Примерно полтора года назад, - начал беседу С. Н. Ваньшин, - было принято решение о ликвидации отдела компьютерных технологий института «Реакомп» в связи с тем, что не в должной степени, как мне кажется, понималась необходимость распространения компьютерных, а, тем более, информационных технологий в Обществе. Но даже при закрытии отдела специалисты отдавали себе отчет, что раньше или позже заниматься этим все равно придется. И вот президент Общества А. Я. Неумывакин подписал распоряжение возобновить работу в области информационных технологий.

- Теперь перед нами поставлено пять задач - вступил в разговор М. А. Манвелов.

- компьютерная грамотность,

- профессиональное использование цифровых технологий,

- систематизация сбора и анализа информации об использовании цифровых технологий,

- консультирование и обобщение опыта

- координация работы организаций и учреждений ВОС, применяющих компьютерные технологии для реабилитации инвалидов по зрению.

- Задач в этой области неисчерпаемое море. – Уточняет Ваньшин. - И если просто в него кинуться, можно и потонуть. Нам предстоит определиться, что требует решения в первую очередь, что во вторую, что в третью.

- Компьютерная грамотность персонала ВОС, и актива — это задача, которую съезд объявил задачей общества. Что меняется в работе отдела и института в связи с

 постановлением съезда?

На вопрос корреспондента ответил Сергей Николаевич.

- Если об этом говорить буквально, следовало бы надеяться, что на каждом рабочем месте уже стоит компьютер, у него имеются необходимые параметры, и всё обслуживается должным образом. Если бы дело обстояло так, то осталось бы только организовать обучение людей.

На самом деле ситуация очень пёстрая, неравнозначная, начиная от уровня, на котором председатель региональной организации и специалисты эффективно используют компьютер, и заканчивая ситуацией, где его ещё не видели, и работают на пишущей машинке. Время не ждет. И поэтому там, где можно, уже нужно учить специалистов работать с компьютерной техникой. Если бы во всех местах, где компьютер установлен, уровень был примерно одинаковый, то нам было бы проще. Мы бы одинаково общались с каждой группой. Но, поскольку уровень очень разный, то от наших специалистов требуется индивидуальный подход к решению задач обучения. Это как раз та проблема, которую будет решать К. А. Лапшин. У него есть преподавательский опыт, он доцент, и мы очень надеемся, что его опыт поможет организовать работу должным образом. Мы будем также привлекать опытных незрячих преподавателей, которые помогут нам закрывать прорывы, если они будут возникать из-за диспропорции между объемом заявок и нашей относительно небольшой пропускной способностью.

- Постановление съезда, мне кажется, развязывает вам руки. Институт уже сейчас может предъявлять свои требования, в том числе по финансированию. Очень важный шаг был сделан, когда институт распространил анкету, как относятся к компьютерной грамотности председатели региональных организаций и сколько людей хотели бы у нас в Обществе обучиться работе на компьютере.

- Анкета, как сбор информации задумывался очень давно. – Продолжает тему генеральный директор института «Реакомп». - И вот в прошлом году по нашему поручению анкету разработал именно Константин Александрович. Мы вместе ее доработали. Но хочу подчеркнуть, что если бы не было поддержки вице-президента В. С. Вшивцева, мы бы далеко не ушли.

Рассказ о своей работе начал К. А. Лапшин.

- Анкета «О состоянии развития информационных технологий для инвалидов по зрению в регионах России» была разослана председателям 68 региональных организаций ВОС. Часть вопросов касалась уровня подготовки самих председателей и дальнейшего их обучения. Другая часть показывала состояние работы по внедрению информационных технологий среди членов ВОС. Речь шла о возможностях развития специализированных компьютерных центров для инвалидов по зрению и компьютерных классов для незрячих и слабовидящих детей в школах-интернатах. Третья часть анкеты была посвящена сбору данных о круге профессий, которые могли бы получать инвалиды по зрению с использованием компьютерных технологий, и сколько инвалидов, владеющих информационными технологиями, проживает в регионе. И, наконец, последняя часть касалась вопросов, связанных с путями развития информационных технологий. Как мыслят себе председатели, например, развитие радиовещания для незрячих, созыв различного рода массовых мероприятий, конференций, семинаров, как в центре, так и в регионах страны.

Результаты опроса выявили, что из 68 председателей региональных организаций 26 совсем не умеют работать с компьютером. У десятерых этот опыт находится на начальном уровне. То есть люди в принципе знают, как работать с клавиатурой или работают через секретаря. 20 человек имеют базовый уровень знания, умеют работать с клавиатурой, редактировать тексты и производить стандартные расчеты в таблицах. Некоторые даже владеют основами работы в Интернете и получают или отправляют сообщения по электронной почте. Кто-то умеет сканировать и распознавать тексты. И лишь 12 человек обладают опытом работы с информационными технологиями на высоком уровне. Некоторые даже писали, что имеют опыт самостоятельной разработки программных продуктов.

- Можно назвать, кто на высоком уровне владеет этими технологиями?

– Сходу могу вспомнить, что такие ответы пришли из Санкт-Петербургской организации, из Курской, из Липецкой, из Удмуртской. Председатель Карачаево-Черкесской организации тоже сообщил, что имеет опыт работы на высоком уровне.

- А что касается специалистов правлений? Председателей местных организаций? Казалось бы, председателям местных организаций очень надо самим овладеть компьютерной технологией, какие-то документы читать, что-то печатать.

- 58 человек из 68-и ответили, что необходимо обучение как председателей местных организаций и работников аппаратов региональных организаций, так и более широкого круга незрячих.

- То, что заложено в план на 2007-й год по компьютерному обучению в ВОС, утвержденный Неумывакиным, - уточняет Ваньшин, — 10 групп по 5 человек не удовлетворяет сегодня потребность в обучении. Но мы предлагаем обучение в региональных организациях.

- Константин Александрович, значит помимо 12-ти человек, которые, по их словам, хорошо владеют компьютерными технологиями, есть, которые, как бы сказать, знакомы с клавиатурой, и особенно мне нравится — «знакомы с клавиатурой при помощи секретаря». Вы могли бы назвать, кто примерно, в группе этих хитроумных грамотеев?

- Мы делали расшифровку по федеральным округам. Получилось, что наиболее высокий уровень владения, то есть более 50% людей имеют опыт либо базовый, либо высокий, в Сибирском федеральном округе. А самый низкий — в Приволжском.

Мы смотрели, как соотносятся потребность председателя в обучении компьютерным технологиям и его уровень знаний в этой области. Как правило, обучаться хотят люди, которые имеют начальный, базовый или даже высокий уровень. Многие председатели, которые не имеют опыта, тоже хотели бы обучаться.

Среди тех, кто не хотел обучаться, представлены 2 группы. Либо те, кто имеет высокий уровень знаний и считает, что этот уровень достаточен для полноценной работы. Либо те, кто не имеет такого опыта вообще. Например, такой ответ пришел из Алтайского края. Колоритный ответ пришел из Псковской области: «у нас нет ни одного пользователя компьютерной техники».

- А как понимают председатели необходимость внедрения компьютерных технологий в жизнь, в быт, в работу незрячих?

- Здесь цифры представляются достаточно приблизительными. Судя по ответам председателей, если просуммировать число пользователей по каждому региону, получим 4700 человек. Но мне представляется, эта цифра в значительной степени уменьшена. Если взять, например, Алтайский край. Председатель прислал информацию, что во всем крае 18 инвалидов по зрению — пользователи информационных технологий. В это же время сопоставимый регион, — Иркутская область, - ответила, что там незрячих пользователей около 300. Бурятия — около 50. Тульская и Рязанская области — 30-40 человек. Сопоставимая по численности населения Калужская — около 200. Председатель Карельской республиканской организации указала, что там 50 пользователей. Интересный ответ написала Новгородская организация: там один человек на всю область.

Количество незрячих компьютерных пользователей существенно больше. По моим приблизительным оценкам их в стране может быть 7-8 тыс. чел. Но, если мы будем говорить о потребности в освоении компьютерных технологий — это капля в море. Я это могу утверждать, исходя из опросов, которые проводили некоторые председатели региональных организаций. В частности, Калужской областной. Она достаточно крупная. Знания в области информационных технологий хотело бы получить около 40%. Такой же, примерно, широкий круг потенциальной аудитории отражен и в ответах из Челябинской области.

- Я хочу отметить субъективный характер ответов. - Корректирует коллегу Ваньшин. - Их надлежит проверять с использованием выездов на места. Я надеюсь, что у сотрудников института откроются с этого года возможности выезжать в командировки в составе групп, комиссий и самостоятельно чтобы проверить адекватности поступившей информации.

Мне представляется, мы находимся на самой первой стадии массовой ликвидации компьютерной неграмотности.

Сложность задачи заключается не столько в том, чтобы скомпоновать группы и организовать их обучение, это не проблема. Проблема поставить эту работу на должном уровне внутри нашей системы по всей территории России. Сначала там, где, может быть стихийно, удалось образовать компьютерные классы или даже компьютерные центры. Потом в тех зонах, где такие структуры не возникли, но важно, чтобы они там появились. И одна из наших главных задач — помочь это организовать.

Затем, с учетом того, что институт имеет лицензию на образовательную деятельность, и в том числе на общекомпьютерную подготовку, помочь готовить специалистов — инвалидов по зрению, продвинутых в области компьютерных технологий, учить их более эффективному использованию потенциала современных информационных технических средств.

Далее следует по мере укрепления компьютерных центров и классов на местах, определиться с методиками, по которым надлежит учить людей, с объемом программы и с уровнем и качеством преподавателя. Лучше всего, если это слепые или слабовидящие, которые и Брайль знают, и на слух работают, и с компьютером хорошо обращаются. Вот на таких бы мы хотели смотреть, как на нашу главную опору по распространению информационных технологий среди инвалидов по зрению России. Конечно, это могут быть и зрячие люди. Среди них тоже есть немало энтузиастов по душевному складу. Но трудно себе представить зрячего, который хорошо знает Брайль и может работать с тактильным дисплеем, на слух различать все варианты наших синтезаторов и умеет адекватно воспринимать информацию на слух.

С одной стороны на нас возложены серьезные обязанности. С другой — предоставлены широкие возможности. И, чтоб не захлебнуться в проблематике, мы должны двигаться постепенно.

Надо сказать, что идея расширения функций института в этой области принадлежит вице-президенту В. С. Степанову. Поскольку он много времени профессионально занимается информационными технологиями, и с его участием в распоряжение слепых поступают современные технические средства, он, как никто другой, знает: мало прибор создать, надо еще научить слепого им пользоваться. Подготовить такую инструкцию, чтобы слепой, если прибор прост, освоил его сам, а если сложен — освоил с участием инструктора или преподавателя. Возможностей таких у «Логоса» нет. И вот наш центр может, получив такой прибор, осмыслить его, пощупать, на зуб попробовать и заложить рекомендацию, как его использовать слепым. У нас есть договоренности с «Элекжестом», компанией, которая разрабатывает различные изделия для слепых. Они предлагают поставлять нам опытные образцы для освоения и приглашают нас разрабатывать методики по обучению и инструкции по использованию этих приборов.

То же самое учебные программы и пособия. Появилось на свет несколько учебников. Мы должны, собирая толковых специалистов, оценивать качество учебных пособий и подтверждать возможность использования их инвалидами по зрению. В свою очередь мы тоже должны готовить такие пособия с учетом нашего опыта, требований, которые предъявляются при обучении. Такая работа у нас тоже развертывается.

- Может быть, у вас уже есть какие-то конкретные планы, что, скажем, в течение этого полугодия будет организовано обсуждение учебников?

- Таких планов еще нет. У нас просто была идея создания при институте совета специалистов соответствующей квалификации. Пока, естественно, на общественных началах. А учебники…

- Первым был учебник, который издан по Брайлю издательством «Логос», автором является Сара Морли. – Вступает в беседу К.А. Лапшин. - Учебник посвящен изучению работы с операционной системой Windows-95. Там есть альбомы рельефно-графических пособий по учебному материалу. Клавиатура, альбом элементов графического интерфейса и прикладных программ. «Логос» сейчас их издает уже как бы вне учебника, в развитии. Это является очень эффективным средством обучения. В 2005 г. издательством «Репро» выпущен по Брайлю еще один учебник, автор которого Шифрин. Многие, кто читал, говорят, что он слабо адаптирован для незрячих. «Кликните «мышкой» туда, щелкните «мышкой» сюда»… В принципе, мы не используем в работе компьютерную «мышь».

Первым по-настоящему крупным и значимым учебным пособием, которое написано незрячими авторами специально для слепых, было «Методическое пособие по освоению компьютерных технологий незрячими пользователями». Это звуковой учебник, распространяется на кассетах и компакт-дисках. В состав авторского коллектива входил Владимир Соколов, Андрей Кочетков, Александр Кунгуров, Антон Федотов и Елена Глазунова. Это освоение вычислительной системы и ее структуры, клавиатуры, основных элементов работы с операционной системой, основных технологий редактирования текста, работы в сети Интернет, а также сканирования и распознавания текста для незрячих. В принципе, человек, не имея зрения, освоив этот материал, может общаться по сети Интернет и самостоятельно читать плоскопечатные книги.

Член ВОС Валерий Николаевич Волошенко из Мичуринска Тамбовской области, в течение полутора лет осваивая этот учебник самоучкой и не имея связей с учебными центрами, освоил не только приемы редактирования, сканирования и распознавания текста, но и вышел самостоятельно в Интернет. И сейчас общается с людьми по всей стране с помощью почтовых рассылок для незрячих. В учебнике записано, что это материал, который может быть использован как самоучитель для того пользователя, который еще совсем не знает компьютер.

- К сожалению, - уточняет Сергей Николаевич, - и этот учебник имеет как достоинства, так и недостатки. Как раз этот учебник в порядке пробы совет при институте изучал, рекомендовал его к использованию, но с доработками.

- Есть еще материал Анатолия Киселева из Тюмени, - продолжает Константин Александрович, - называется «Компьютер — шаг к прозрению». В этом материале обучение излагается на более литературном, художественном уровне. И это, скорее, в помощь обучающемуся при активном сотрудничестве с преподавателем. И есть еще цикл лекций на русском языке, автор Константин Руль, преподаватель из Киева. Этот цикл во многом отражает тот материал, который есть в звуковом учебнике. По нему тоже можно учиться.

- А нельзя ли эти учебные пособия как-то узаконить и требовать, чтобы все существующие классы или центры работали по ним? Тогда у нас будет какой-то унифицированный курс подготовки.

На вопрос корреспондента отвечает директор института «Реакомп»: Речь, я так понимаю, идет об улучшении учебно-методической базы, которую мы должны иметь в институте «Реакомп». Координирующая, централизующая роль должна идти не через директивные указания, а за счет того, что у нас должна быть своя учебно-методическая база, и именно под тот курс, который мы ведем. У нас сейчас базовый курс 72 часа. В нем несколько тем, начиная от компьютера, дальше клавиатура, редакторы, Интернет, сканирование. И технические средства доступа к компьютеру для инвалидов. Это определяющая особенность программы, которая разработана и применяется у нас в институте. Соответственно под эту программу должна быть отработана учебно-методическая литература. Имея эту литературу, мы можем снабжать ею другие центры. По оценкам, которые давали председатели региональных отделений, они отличаются низкой оснащенностью. И трудности с кадрами. Поэтому возникает вопрос о том, чтобы после отработки полного базового курса, сделать второй этап для подготовки преподавателей для этих центров. Соответственно улучшать техническое снабжение. Естественно, «Реакомп» не может охватить образование всей Российской Федерации. Значит, что-то мы делаем в регионах, дальше готовим преподавателей для региональных центров.

И если нам повезет и появится стоящий учебник, мы его обязательно начнем двигать, потому что в этом есть острая нужда. Но мы попробуем в этом году сами готовить такое учебное пособие для слепых пользователей, привлекая наиболее подготовленных специалистов в Москве.

- А судя по анкете, в каком состоянии эти классы и центры?

- Что такое центр и что такое класс. Класс — это помещение, где созданы условия и проводятся занятия, и не более того. А компьютерный центр — это более унифицированное реабилитационное учреждение, которое использует информационные или, хотя бы, компьютерные технологии. Школы, как правило, имеют классы. Слепые же нуждаются не в классах, а в компьютерных центрах, где класс может быть составной частью. Но бывают случаи, когда школы, особенно если там работает слепой специалист, задачи свои на энтузиазме расширяют, и помимо учебных функций оказывают и другую помощь инвалидам по зрению. На их базе учатся не только школьники, но и взрослые люди.

Снова у микрофона К.А. Лапшин. - Центров и классов для взрослых инвалидов по зрению 50. Из них 25 находятся в структуре специальных библиотек для слепых. А 11 в структуре Всероссийского общества слепых. Остальные находятся в структуре различных общественных организаций инвалидов по зрению или в структуре департаментов культуры, социального развития, образования регионов. Если проанализировать, в каком они состоянии, то из 50 только 18 имеет достаточную техническую базу для обучения компьютерному курсу в группах не менее, чем 5 чел. Я имею в виду компьютеры, соответствующие современному уровню, несколько брайлевских дисплеев, хотя это самая дорогая часть специального компьютерного места для незрячего. Это необходимое устройство для работы с текстовой информацией, либо если у незрячего есть сопутствующие проблемы со слухом. И оснащены возможностью выхода в Интернет. Кроме того, сканеры, которые предназначены, чтобы переводить плоскопечатные документы с помощью программ экранного доступа в звуковой формат.

Если мы говорим о центрах и классах в структуре ВОС, имеющих современный уровень технического и программного обеспечения, таких центров два. Это компьютерный центр нашего института и центр при Иркутской региональной организации Всероссийского общества слепых. Там производится систематическое обучение незрячих пользователей компьютерных технологий.

Есть крупные компьютерные центры среди библиотек. Например, по оснащению центр при Липецкой библиотеке даже превосходит центры РГБС или Санкт-Петербургской библиотеки. Но из всех компьютерных центров и классов только «Реакомп» дает документальное свидетельство о том, что человек получил соответствующие знания. И это говорит, что для разворачивания массовой работы по обучению незрячих в регионах будет необходима сертификация этих центров.

- Три года назад, - рассказывает Сергей Николаевич, - в институте мы проводили круглый стол с участием московских специалистов. Собрались почтеннейший Соколов, Жуковский, сотрудники нашего института, руководители школ для слепых и слабовидящих. Был представитель Департамента образования правительства Москвы. И мы обсуждали проблему преподавания информатики в школах для слепых и слабовидящих, особенно для слепых. Проблема в том, что нет утвержденной программы обучения детей информатике. Из этого вытекает, что трудно выбрать какую-то конкретную программу, на которую можно было бы опереться, адаптировать и рекомендовать ее для преподавания в школах для слепых. Информационное обеспечение слепого — это особенно важный вопрос. Преподаванию информатики в школах для незрячих должно быть уделено внимание, как первостепенному вопросу. Но Обществу слепых не под силу решать эту проблему, опираясь только на свои возможности. Решать это должно государство. Мы надеялись, что Москва нас поддержит. Идея заключалась в том, чтобы в Москве отработать такую программу, апробировать ее, потом через федеральное министерство рекомендовать для всех школ, и в свою очередь организовать обучение преподавателей информатики на нашей базе с тем, чтобы знали, как учить слепых детей в своей школе. Но ответа на наш круглый стол мы не получили. Таким образом, наличие класса и предмета «информатика» в программе школы не гарантирует детям нормальное освоение компьютерной техники.

На самом деле вопрос сводится не только к обучению, он вторичен. Первичен вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами. Изначально важно изучать, что предлагает мировое сообщество для слепых в области электроники, и что из этого более-менее доступно и приемлемо для использования с учетом наших особенностей. Только после это можно начать разрабатывать методики, инструкции, готовить учебные программы и пособия.

Но самое-то главное, что мы всем миром должны добиваться предоставления этих технических средств для инвалидов по зрению. Иначе обучение приведет к тому, что встанет вопрос: «А дальше-то что»?

Есть еще один аспект. Когда это все начиналось, было 2 уровня использования техники: профессиональный и, так сказать, в личных целях. Сегодня этих уровней уже, по крайней мере, три: появился бытовой уровень. Потому что, во-первых, сам компьютер может помогать слепому обустраивать свой быт. А во-вторых, во множестве электронных бытовых приборов заложен тот или иной фрагмент компьютера. Значит, слепому даже в бытовых целях важно осваивать информационные компьютерные технологии.

- Я уже несколько лет твержу: банки, разного рода государственные учреждения, фирмы через каждые 2 года списывают подержанную технику. Вполне возможно договариваться с руководителями, и либо по невысокой цене, либо бесплатно получить компьютеры. Такие опыты уже есть в Волгограде, в Челябинске, во Владивостоке. И если это как-то инициировать, будет повсеместно.

- Это только подтверждает, что мы с опозданием в 10-20 лет подходим к тому уровню, который был в свое время в Европе.

- Вот научилась женщина работать на компьютере. У нее есть высшее образование, квалификация. Где работать дальше? Я думаю, что сама система ВОС — это огромное поле использования труда незрячих специалистов, вооруженных компьютерными технологиями — и в аппарате Центрального правления, и в аппаратах региональных правлений. Потому что они могут на компьютере обрабатывать и документы, и поступающую информацию, выдавать отчеты и так далее. Мы все привычно говорим: Общество слепых. На самом деле, тотально слепых, я думаю, в Обществе нет и 10%. В основном, это люди, имеющие остаточное зрение. И в большинстве случаев им не нужно сопровождающих в поездках.

На ХХ съезде много говорилось о компьютеризации общества. Сергей Николаевич, что вы в ближайшее время предполагаете предпринимать, чтобы выполнять эту задачу?

- В течение этого года мы должны завершить модернизацию локальной вычислительной сети. Эта работа идет по инициативе Михаила Андреевича Манвелова.

Мы работаем на том оборудовании, которое получили 10 лет назад. Сегодня появилось много таких технических средств, с которыми мы абсолютно не знакомы. И одна из главных задач — это выбор и оснащение нас современными тифлотехническими средствами. Появляются синтезаторы речи и программы экранного доступа нового поколения, тактильные дисплеи с новыми возможностями. Все они нацелены на то, чтобы повысить результативность работы слепых на современных компьютерных средствах, использовать развивающийся потенциал этих средств, которые меняются, чуть ли не каждые девять месяцев.

Следующий вопрос — кадровый. К сожалению, эпоха перестройки привела к разрыву в цепочке подготовки специалистов, необходимых в нашей области. Если раньше учеба на мехмате, на физмате была модной и перспективной, и наиболее мозговитые ребята из школ учились на математиков и программистов, то возник период, лет, наверное, в 10, когда интерес угас. И когда мы хватились и стали искать специалистов, выяснилось, что это четвертый-пятый курс университетов. Ребята интересные, продвинутые, но формально, даже по условиям использования лицензии, мы их не можем привлечь к работе.

Если подумать, какая наша потенциальная аудитория, то можем прийти к выводу, что как бы мы ни старались, обучить всех здесь, в Москве, даже при загруженности в 24 часа, мы все равно не сможем. Необходима работа в регионах.

Если бы региональные организации могли организовать финансирование обучения у себя на местах, скажем, за счет грантов правительств своих регионов. И создание системы учебных центров в регионах с последующей ее сертификацией. Хотя бы, на первом этапе, сертификации внутривосовской.

- Всегда есть передовики, которые задают тон, показывают перспективы, и которых ставят в пример.

- Нет у нас пионерки-девочки, к которой можно было бы прицепить отстающего двоечника. Есть энтузиасты, но они между собой не организованы. Можно было бы попробовать, выявив таких людей, провести что-то вроде конференции, проблемы обсудить, поискать способы решения. Хотя я себе представляю, что такая конференция будет очень трудной. Потому что народ этот весьма амбициозный. Будет настаивать на собственных представлениях, на том, что эти представления наиболее продвинутые и верные. И искать истину будет крайне трудно. Ну, в этом году мы проведем конференцию, посвященную взаимосвязи инвалида и государства. А на следующий год, имея уже наработки, наметим конференцию активных людей.

Я еще что хотел бы отметить. У нас была старая мечта, что должен появиться периодический орган, в котором отражались бы те проблемы, перспективы, что мы сегодня обсуждаем. На этот год мы наметили появление нашего издания. Оно будет называться «Реабилитация и компьютер», сокращённо «Реакомп». Выходить оно должно пока раз в полугодие. По мере накопления информации периодичность возрастет, может быть, до квартала, а потом и до месяца. И из электронной версии, возможно, перейдет потом и в «бумажную». Среди прочего мы там обязательно будем помещать рекомендации об использовании технических средств, разработанных у нас и за пределами страны, доступных в той или иной мере для инвалидов и приемлемых по условиям, которые существуют на территории Российской Федерации. Будем обсуждать проблемы, связанные с внедрением информационных технологий. Будет появляться информация для инвалидов о новых бытовых приборах. Будем открывать возможность высказываться нашим партнерам, выпускникам института, всем, кто может поделиться полезной информацией. Бюллетень появится на сайте нашего института в начале следующего полугодия.

Что добавить ко всему сказанному? Сейчас часто, по поводу и без повода, вспоминают сталинскую фразу: кадры решают все. Но по-настоящему-то она звучит так: «Кадры, овладевшие техникой, решают все». Вот, именно по поводу овладения техникой, в том числе, и тифлотехникой, и состоялся наш сегодняшний разговор. Думается, он был достаточно интересным. Важно, что «компьютерный ликбез» отмечен, как значимое направление в деятельности ВОС. Будем ждать от руководства ВОС и института «Реакомп» конкретных и, главное, действенных шагов. 

Автор: Диалог (Текстовая версия звукового журнала)
19.02.2007
Метки не заданы