Главная
Карта сайта
Написать письмо
Принимаются заявки на обучение по программам дополнительного профессионального образования

Облако тегов

Jaws for Windows Owl Software Top Braille Virgo online-тестирование ГОСТ Интернет Интернет-консультирование Материалы научно-практических конференций ООН Общественная Палата Справочно-методические материалы административно-управленческий персонал аренда брайль вызов выпуск тифлокомментаторов выставки государственные программы департамент социальной защиты дистанционное обучение документы доступность инспектор по доступной среде информационные технологии конференция круглый стол «Интернет – доступная среда для инвалидов» лицензии обучение обучение слепоглухих оплата органы государственной власти питание пресс-конференция проезд проживание семинар семинары сопровождающий социальная политика социальная реабилитация специализированное аппаратное обеспечение специализированное программное обеспечение тифлокомментатор тифлокомментирование трудовая реабилитация трудовая реабилитация инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности тьютор удостоверение

Поиск

СМИ о нас

Навстречу друг другу

Ежедневная транспортная газета «ГУДОК»

Выпуск № 190 от 25.10.2016

Навстречу друг другу

Снимая барьеры среды, мы делаем легче жизнь людей с ограниченными возможностями


Прочитал в «Гудке» (№ 99 от 20 июня 2016 года) материал Натальи Кузиной «Жёлтое предупреждение». Герой очерка Алексей Елагин – сотрудник нашего института, мой хороший товарищ. Он ещё чаще пользуется услугами пригородных поездов, чем я. На мой взгляд, ситуация на железной дороге в отношении инвалидов в материале чуть приукрашена. Постараюсь это разъяснить.

Государством и ОАО «РЖД» немало делается для развития доступной среды для маломобильных граждан на сети железных дорог: появляются и пандусы, и специальные лифты, и жёлтые круги-предупреждения на дверях, на ступенях жёлтые полосы, службы сопровождения оказывают целый спектр услуг на вокзалах… В то же время возникают новые барьеры. Один из самых серьёзных связан с оформлением билетов для слепых и слабовидящих пассажиров на проезд в пригородных поездах.

Напомню, когда в 2001 году появилась социальная карта москвича, инвалиды по зрению и сопровождающее их лицо могли, предъявив этот документ, пройти свободно на перрон и в вагоны электропоездов. Это было очень удобно и просто. Ведь для слепого приобретение билета в кассе может стать настоящим испытанием. Для начала ему надо найти кассу. Потом отстоять очередь. Инвалид может не сориентироваться, как она движется. Люди, понятно, раздражаются, толкаются, ведь по виду человека не скажешь, что он слепой. Тот тоже нервничает. Самочувствие ухудшается. Уже трудно добраться до дома. Каждая поездка превращается в испытание. Наступает момент, когда уже человек решает, что лучше: ехать или не ехать? И решает никуда не ехать. Вот так безбарьерная среда заканчивается в собственном углу.

В 2012 году был установлен новый порядок проезда для маломобильных групп граждан. Теперь каждую поездку и проход на платформу они и сопровождающие их лица должны оформить в кассе. Если есть очередь, её надо отстоять. Ведь, как известно, инвалидов вперёд пропускать не любят, а ему трудно очередь «держать». Но вот наконец дошли до кассы. Теперь надо предъявить социальную карту, а также справку из Пенсионного фонда РФ. Сведения с этих документов кассир вводит в электронную систему. Сведений много. Их ещё больше, если требуется оформить проезд сопровождающего. Например, кассир должен ввести фамилию, имя и отчество инвалида и сопровождающего. Очередь негодует. Инвалид тоже переживает. Иногда случается, что он по какой-то причине не захватил справку. Между тем социальная карта содержит всю необходимую информацию, в том числе о наличии первой группы инвалидности или категории «ребёнок-инвалид». То есть информации достаточно, справка не нужна. Однако, как свидетельствует опыт, кассиры всегда утверждают обратное и в соответствии с инструкцией отказываются выписывать билет. Казалось бы, сам виноват, что не взял нужный документ. Но ведь на ощупь бумаги часто неотличимы друг от друга: что денежные купюры разного достоинства, что различные документы, напечатанные на писчей бумаге… На самом деле для слепого риск что-либо потерять куда выше, чем для обычного человека. Он жизненно заинтересован в том, чтобы тех же документов в его сумке находилось по минимуму. Возвращаясь домой, выкладывает все документы, а отправляясь в дорогу, вновь берёт только то, что ему нужно. Тут немудрено и что-то забыть. Но и это ещё не все препоны на его пути.

Очень хорошо, что контролёры-кассиры, которые проверяют билеты в поездах, располагают техническими возможностями для оформления выхода с перрона инвалида, если он по каким-то причинам не сумел оформить проезд. Однако на сопровождающее его лицо кассир-контролёр чисто по техническим причинам не имеет возможности оформить проезд, несмотря на действующую льготу. По этой причине слепой и сопровождающий вынуждены после поездки направляться в кассу на платформе для оформления выхода сопровождающему лицу. Более того, кассиры на Октябрьской дороге, прежде чем выдадут карточку для прохода через турникеты, требуют предварительно оплатить штраф за безбилетный проезд. То есть наказывают человека, который помогает инвалиду в пути! Вот тебе и узаконенный бесплатный проезд!

Конечно, создавая систему продажи билетов ОАО «ЦППК» решало множество важнейших вопросов. Например, безопасность нахождения пассажиров на станциях, платформах, вокзалах. Известно и то, какой огромный экономический и моральный урон наносят железнодорожникам «зайцы». Многочисленные турникеты, ограждения и призваны бороться с такими явлениями. Но вот только крайними в этой праведной борьбе оказались слепые и слабовидящие люди, поскольку «зайцы» быстро освоились и ловко преодолевают новые барьеры. Разве не логично, если уж устанавливать турникеты на платформах, то сразу же позаботиться и о тактильных обозначениях на них?

Кстати, ОАО «ЦППК» намеревалось это сделать ещё в рамках проекта «Доступная среда 2012–2015 годов». Но и поныне такие обозначения имеются в единичных турникетных павильонах. В результате слепые, если даже и могли бы совершить поездку без сопровождающего, вынуждены обращаться к посторонней помощи, поскольку просто не в состоянии самостоятельно пройти через турникет.

Увы, все эти проблемы отнюдь не новы. Всероссийское общество слепых поднимает их на самых разных уровнях. Известна, например, позиция Департамента социальной защиты населения города Москвы: порядок продажи билетов «должен быть оптимизирован внесением необходимых изменений в соответствующее программное обеспечение ОАО «РЖД» (из письма Департамента соцзащиты города Москвы от 09.12.2011). На наш взгляд, решение может быть и комплексным, если настроить систему продажи билетов и контроля таким образом, чтобы инвалиду и сопровождающему его лицу достаточно было при проходе через турникеты использовать социальную карту. Это сразу сделает инвалида на железной дороге пассажиром. Пока он, увы, больше похож на нежелательный элемент, который создаёт массу проблем всем, у кого оказался на пути. Хотя ему и самому не легче от того, что обычная поездка выливается для него в преодоление препятствий с набором комплексов неполноценности, отягощающих его и без того непростую жизнь.

Понятно, изменение существующего порядка по работе с маломобильными гражданами потребует от железнодорожников определённых усилий. Но уверен, в конечном итоге они от этого только выиграют. Потому что такому пассажиру дополнительное внимание работников стальной магистрали уже будет ни к чему. Важно и то, что такой подход будет способствовать реализации ратифицированной нашей страной Международной конвенции о правах инвалидов. Напомню, согласно этому документу инвалидом является человек, у которого есть дополнительные барьеры в жизни. Сами барьеры могут быть физические, средовые. А ещё – отношенческие, то есть связанные с взаимодействием с людьми. Снимая барьеры среды, мы упрощаем для инвалидов физические условия жизни. Преодолевая отношенческие барьеры, мы движемся навстречу друг другу, когда не важно, кто из нас инвалид, а кто нет.

Сергей Ваньшин,

генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского общества слепых «Реакомп», член рабочей группы по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для маломобильных пассажиров ОАО «РЖД»

 

 

Официально

«Гудок» обратился с просьбой прокомментировать это письмо в ОАО «ЦППК». Вот ответ, который мы получили.

Наша компания самостоятельно определять порядок оформления льготных проездных документов, размер и категории льгот получателям социальных услуг не вправе. Таким гражданам за счёт средств из федерального бюджета предоставлено право на льготы по оплате проезда в поездах пригородного сообщения. Услуги по перевозке наша компания предоставляет им на основе государственного контракта, заключённого с Министерством труда и социальной защиты РФ.

В соответствии с установленным порядком, в билетных кассах оформляются (бесплатно) разовые проездные документы для поездки «туда» или «туда и обратно» до выбранной станции назначения в день осуществления поездки или предварительно (но не более чем за 10 дней до совершения поездки). Для этого необходимо предъявить:

– документ, удостоверяющий личность (паспорт, военный билет, иной документ, удостоверяющий личность, а для ребенка-инвалида до 14 лет – свидетельство о рождении);

– документ, подтверждающий льготный статус (справка МСЭК);

– справку, образец которой утверждён постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 02.11.2006 г. № 261п.

Для оформления бесплатного проезда граждан-получателей социальной услуги могут применяться электронные карты, содержащие информацию о праве на льготы в электронном виде.

Оформление проездных документов для льготных категорий пассажиров осуществляется во всех кассах ЦППК без очереди.

Для улучшения обслуживания маломобильных групп граждан ОАО «Центральная ППК» проводит работы по улучшению доступности железнодорожной инфраструктуры. В настоящее время в рамках реализации программы «Доступная среда» на 44 остановочных пунктах и станциях Московского транспортного узла на краях пассажирских платформ завершаются работы по укладке тактильной плитки. На входных/выходных группах дверей турникетных павильонов наклеиваются пиктограммы, обозначающие наличие стекла. На торцах ступеней лестничных сходов наносится выделительная полоса жёлтого цвета. На остановочных пунктах, оборудованных турникетными комплексами, предусмотрено наличие направляющих дорожек из тактильной плитки – обязательного элемента стандарта качества, которого придерживается компания. В собственном подвижном составе ЦППК для маломобильных пассажиров имеются туалетные комнаты, места для крепления колясок, пандусы для въезда/выезда на высокие платформы. Для слабовидящих пассажиров предусмотрено усиленное освещение тамбуров и межвагонных переходов, установлены поручни и ручки контрастного цвета. В этом же цвете выполнены края багажных полок.

Дополнительно в новом подвижном составе серии ЭП2Д, который закупила компания, установлены информационные таблички со шрифтом Брайля по пользованию туалетом, световая и звуковая сигнализация закрытия дверей, таблички «выход» с подсветкой.

В случае внештатных ситуаций в вагонах оборудовано специальное приспособление для эвакуации маломобильных граждан на коляске.

Компания принимает все необходимые меры для обеспечения удобства и комфортного обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями.

 

Анастасия Капкина,

начальник департамента по связям с общественностью ЦППК

 

 

25.10.2016
Метки не заданы