Главная - Выпуск 8

Выпуск 8

Ваши желания исполнимы и воплощение их находится в ваших руках.
Помните: Вы единственный, кто удерживает Вас на месте.
Роберт Энтони.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ориентировки незрячих в пространстве (особенно тотально слепых) является одной из наиболее актуальных проблем самостоятельной жизни и профессиональной деятельности лиц с глубокой патологией зрения. Недостаточные навыки самостоятельной ориентировки в пространстве ставят слепых людей в постоянную зависимость от зрячих при получении профессионального образования, общении с внешним миром, поиске рабочего места и трудоустройстве. Неудовлетворенная потребность в трудовой деятельности, интересном досуге, познании окружающего мира и взаимодействия с ним отрицательно влияет на психическое и физическое состояние.
Ежедневно тысячи инвалидов по зрению обращаются в местные организации Всероссийского общества слепых (МО ВОС), которые ведут непосредственную работу по содействию реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов по зрению, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Средством достижения этой цели является комплексная реабилитация лиц с нарушением зрения, позволяющая им восстановить социальный статус, достигнуть материальной независимости и адаптироваться в обществе.
В систему комплексной реабилитации лиц с нарушением зрения входит обучение навыкам пространственного ориентирования.
Многочисленные работы ученых и методистов (B.C. Сверлов, М.Н. Наумов, Л.И. Солнцева, Е.Б. Островская, В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, В.З. Денискина, и др.) показали, что люди с глубоким нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками пространственного ориентирования. Они нуждаются в целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности.
Для реализации этих задач в системе ВОС на протяжении многих лет работает Центр реабилитации слепых (г.Волоколамск) и его филиалы в г. Бийске и Железногорске, а также Российская школа собак проводников. На современном этапе прослеживается развитие процесса перехода от системы реабилитации в учреждениях к системе, при которой инвалиду предоставляется больше самостоятельности. В соответствии с современной концепцией реабилитации требуется все большее участие самого инвалида. Учитывая это в 2006 году Институтом профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» была разработана и внедрена в деятельность некоторых местных организаций ВОС инновационная модель социально-бытовой адаптации инвалидов по зрению (5 ступеней). Применение данной модели позволило формировать навыки, в том числе и ориентировки в пространстве, не в специально созданных условиях, а в месте своего проживания, изучать маршруты и объекты, которые действительно ему необходимы.
В данном пособии представлен материал по проведению реабилитационных мероприятий для формирования навыков пространственной ориентировки у незрячих в условиях местной организации ВОС.
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И МОБИЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОС.
От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на рабочем месте, на улицах и в учреждениях своего микрорайона, города, в общественных местах, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция инвалидов по зрению в современное общество.
Овладение незрячими навыками самостоятельного передвижения в знакомом и тем более в незнакомом пространстве процесс сложный и длительный, требующий от самого инвалида большого терпения и упорства в изучении конкретных актуальных для него маршрутов.
Поскольку овладение приемами самостоятельного и мобильного передвижения в пространстве инвалида по зрению – процесс весьма индивидуальный и не может быть заключен в строго определенные рамки, проведение реабилитационных мероприятий осуществляется с учетом совокупности всех индивидуальных особенностей инвалида по зрению:
– Возраст, семейное положение и социальное окружение;
– Время потери зрения;
– Наличие и характер остаточного зрения;
– Готовность сохранных анализаторов инвалида воспринимать предметный мир и окружающее пространство;
– Психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве;
– Наличие навыков самостоятельного передвижения в пространстве; (только в квартире, в своем микрорайоне ) и др.
Целесообразно планируемые реабилитационные мероприятия разделить на два вида:
1. Реабилитационные мероприятия рассчитываются на участие в них незрячих, не имеющих форменного (предметного) остаточного зрения. Целесообразно теоретический материал предоставить в форме фронтальных занятий с малыми группами (по 2 человека), а практические занятия, в основном, проводить индивидуально.
2. Реабилитационные мероприятия ориентированные на участие в них инвалидов, имеющих форменное (предметное) остаточное зрение. Теоретические знания целесообразно предоставить в группах по 3-4 человека, а практические – по 2 человека или индивидуально.
Примерный перечень тем, по которым могут быть проведены реабилитационные мероприятия по формированию навыков пространственной ориентировки в условиях местной организации ВОС:
– Значение навыков ориентировки и мобильности для социальной адаптации инвалидов по зрению.
– Значение сохранных органов чувств (осязания, слуха, обоняния) и остаточного зрения для самостоятельной ориентировки в пространстве.
– Системы мобильности для людей с нарушением зрения. Адаптация окружающей среды для людей с нарушением зрения.
– Макетирование знакомых помещений с помощью приборов «Ориентир», «Графика» и «Школьник» и также различных улиц, перекрестков, маршрутов и вариантов ситуаций на них.
– Приемы обследования предметов, заполняющих помещения. Приемы перемещения в замкнутом знакомом пространстве без трости.
– Передвижение без трости и с помощью трости в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов (коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки площадки и т.п.) и заполненных большим количеством предметов.
– Приемы передвижения с помощью трости в различных знакомых и незнакомых помещениях (знакомый магазин, аптека, цех, лаборатория и т.п.)
– Приемы работы тростью при передвижении по городу.
– Правила и приемы перехода инвалидом через дорогу при различных видах перекрестков (трехсторонние, четырехсторонние, двухсторонние и др.), включая переход оживленных улиц, регулируемых различными типами светофоров.
– Изучение маршрутов до различных остановок общественного транспорта: особенности расположения трамвайных и автобусных остановок. Упражнения в нахождении остановок.
– Приемы ориентировки при посадке в городское транспортное средство.
– Ориентировка во дворах, приемы нахождения нужного подъезда, пользование лифтами, кодами и др.
– Изучение особенностей маршрута до места работы инвалида по зрению.
– Изучение конкретных пешеходных маршрутов от дома реабилитанта до ближайших остановок общественного транспорта, до ближайших магазинов, скверов и др. важных для конкретного инвалида объектов.
– Составление наиболее безопасных для инвалида маршрутов.
– Упражнения в передвижении по маршрутам, включающим пересадки и использование различных видов общественного транспорта: до поликлиники, до места работы, до библиотеки для слепых, до местной первичной организации ВОС и т.д.
Более подробно о проведении реабилитационных мероприятий можно познакомиться в методическом пособии «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению».
2. СИСТЕМЫ ОРИЕНТИРОВКИ И МОБИЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ.
Ориентирование и мобильность инвалида по зрению предполагают его умение самостоятельно передвигаться в пространстве, зная собственное местоположение относительно ориентиров на пути и пункта назначения, а также перемещаясь безопасно и эстетично.
Ориентировка – процесс определения своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета.
Мобильность – единство умений самостоятельно ориентироваться и передвигаться в пространстве.
• Навыки ориентирования незрячих включают умение воспринимать информацию об окружающем пространстве с помощью сохранных анализаторов, таких как слух, осязание, обоняние, проприорецепция, вестибулярный аппарат и, если есть, остаточное зрение, умение выбирать ориентиры, составлять мысленную карту пространства, отслеживать средовой поток при передвижении и т. д.
• Навыки мобильности подразумевают умелое выполнение приемов передвижения с каким-либо средством мобильности (например, с тростью) для своевременного обнаружения препятствий (например, столбов) и изменений уровня пути (например, при подъеме или спуске по лестницам).
Для безопасного передвижения и обнаружения препятствий на пути люди с нарушением зрения используют различные средства и приемы, которые условно можно назвать системами мобильности. И таких систем шесть.
1. Передвижение без каких-либо специальных средств.
Человек с нарушением зрения может использовать такие техники, как слежение рукой по стене (чтобы не потерять нужное направление движения или найти искомый ориентир вдоль стены), пробы ногой (чтобы вовремя найти лестницу или бордюр), защитные техники рукой (чтобы не столкнуться с возможным препятствием, а заблаговременно обнаружить его рукой) и т.д.
Человек с остаточным зрением, используя зрительную информацию о препятствиях, дополняет ее тактильными ощущениями рук и ног, а иногда, пользуется только зрительной информацией.
2. Передвижение инвалида по зрению с сопровождающим.
Человек с нарушением зрения держится за руку сопровождающего (или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя). Если незрячий человек держит руку сопровождающего чуть выше локтя, оставаясь при этом на полшага позади, то такая позиция дает ему возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего: остановиться, замедлить или ускорить шаг, приготовиться к спуску по лестнице или прохождению через узкое место (например, в дверь) и т. д.
3. Передвижение с помощью трости.
Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы длинной тростью для того, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы. Для эффективного обучения ориентированию незрячего с помощью трости необходимо представить инвалиду техники и приемы передвижения с помощью трости.
4. Использование электронных средств передвижения.
Такие средства чаще всего построены на использовании ультразвука или инфракрасного излучения и предупреждают за 5-10 метров о приближении к препятствию или нависающей помехе на пути, что может значительно повысить безопасность и скорость передвижения.
Поскольку большинство таких приборов не распознает спуск вниз (лестницу или бордюр), то чаще всего их используют в качестве дополнения к трости. Иногда такой прибор крепится на трость у основания ручки. Другие модели приспособлены для того, чтобы держать их в руке, монтировать в очки или надевать на голову.
5.Ориентировка и передвижение в пространстве с помощью собаки-проводника.
В 1960 году была создана Российская школа подготовки собак-проводников. Это учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по обучению инвалидов по зрению обращению с собакой-проводником.
Школа находится по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Черное, ул. Проектная, д. 66.
Подбор собак и специальное совместное обучение по формированию навыков ориентировки в пространстве длится две недели.
Такая система передвижения очень эффективна, но подходит далеко не всем. Собаку-проводника могут иметь только совершеннолетние люди, ведущие достаточно активный образ жизни, любящие собак и готовые кормить своего поводыря и ухаживать за ним.
6.Использование для ориентировки в пространстве различных оптических средств коррекции.
Эту систему могут применять незрячие, имеющие форменное (предметное) остаточное зрение.
Для ориентировки в пространстве используются оптические средства: монокуляры, бинокли, подзорные трубы. С их помощью проводится осмотр местности, составляется определенное пространственное представление и определяются ориентиры. Перечисленные шесть систем мобильности в целом обеспечивают инвалидам по зрению возможность своевременно обнаруживать препятствия на пути и эффективно их преодолевать. Человек с нарушением зрения должен владеть более чем одной системой мобильности (чаще тремя или четырьмя) и уметь выбрать нужный вариант в зависимости от ситуации и собственных возможностей.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ ПРИ ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.
При формировании навыков ориентировки в пространстве инвалидов по зрению очень большую роль играют сохранные анализаторы. У человека развиты 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В процессе формирования навыков ориентировки в пространстве, вкусовые ощущения практически не используются, но добавляются два других анализатора – вестибулярный аппарат и мышечная чувствительность – которые играют очень важную роль при передвижении.
• Вестибулярный аппарат.
Вестибулярный аппарат называют органом равновесия. Он находится во внутреннем ухе и реагирует на повороты и наклоны головы и тела, а также ускорение движения в любом направлении. Именно с помощью вестибулярного аппарата можно обнаруживать при поездке в автобусе такие ориентиры как поворот или спуск с холма.
• Мышечная чувствительность.
За мышечную чувствительность отвечают рецепторы проприорецепции – это нервные окончания внутри и вокруг мышц, сухожилий и суставов, которые определяют относительное положение и движение частей тела.
При самостоятельном передвижении ступени, бордюры, спуски и подъемы могут быть ориентирами, определяемыми с помощью мышечной чувствительности за счет рецепторов проприорецепции в ногах и ступнях, а при использовании трости человек получает информацию о приближении к перепаду уровня за два шага до него за счет рецепторов кисти руки, держащей трость.
• Осязательная чувствительность.
Осязательные ощущения стопами при передвижении незрячих в пространстве позволяют через обувь определять текстуру поверхности пути. Человек на ощупь стопой ноги способен отличать мягкую траву от тропинки и тем более твердого асфальта, а инструментальное осязание с помощью трости позволяет отличить даже асфальтированную дорожку от цементированной.
С помощью осязания пальцев человек с нарушением зрения может изучить тактильную карту местности для облегчения ориентирования.
Осязание дает также информацию и о температурных различиях, что также используется незрячими в процессе ориентировки. Например, если в солнечный полдень человек чувствует тепло на правой щеке от пригревающего солнышка, он может сделать вывод, что передвигается на восток.
• Слуховая чувствительность.
Слух помогает незрячему человеку определить характер пространства, в котором он находится. Например, если человек слышит шелест листвы деревьев и пенье птиц, то наверняка поймет, что находится в сквере (парке, лесу), а плеск воды подскажет о наличии поблизости водоема. С помощью слуха незрячие получают информацию о конкретных ориентирах или признаках знакомой местности. Такими информативными сигналами для инвалида могут быть звуки часто открываемых входных дверей, работающих лифтов, шум торговых рядов или звуки машин, проезжающих перпендикулярно линии движения пешехода (это подсказывает о приближении к проезжей части улицы) и т.д. При использовании трости диапазон звуковой информации увеличивается: отраженный от трости звук дает информацию о поверхности, которой она касается. Кроме того, слух позволяет слепому на расстоянии ощутить препятствие. Эту способность называют чувством препятствия.
• Обонятельная чувствительность.
С помощью обоняния человек с проблемой зрения получает информацию о пространстве. Особенно это относится к закрытым помещениям с характерными запахами, например, аптекам, столовым, кофейням, рыбным магазинам. По запаху обычно легко узнать автозаправочную станцию или определить, что идешь мимо кафе или столовой, если вытяжка вентиляции выходит в сторону улицы.
• Остаточное зрение.
Если у незрячего есть остаточное зрение, то оно тоже помогает в ориентировании. Выбор зрительных ориентиров зависит от характера остаточного зрения. Например, если у человека снижена острота зрения, то ориентиры должны быть крупные, яркие и контрастные. Важно помнить, что остаточное зрение не может быть единственным или даже основным источником информации – необходимо использовать и другие сохранные анализаторы.
Существуют специальные техники работы тростью для людей с остаточным зрением, которые отличаются от тех, что используют тотально незрячие. Техники ориентировки в пространстве, используемые слепыми с остаточным зрением, во многих случаях предполагают координацию работы зрения и трости. При этом зрение «сканирует» территорию, определяет наличие или отсутствие препятствий и других помех на пути, но при наличии помехи не «фиксируется» на ней, а продолжает визуальное исследование пространства, а трость подтверждает наличие препятствия и его конкретное местоположение для того, чтобы его обойти. Поэтому такие техники обозначают термином «подтверждающие».
Таким образом, в процессе ориентировки в пространстве при нарушенном зрении человек использует сохранные анализаторы: вестибулярный аппарат, проприорецепцию, осязание, слух, обоняние, и, если есть, остаточное зрение – которые дают важную информацию об окружающем пространстве.
4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ И МОБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОС.
1. Первичная беседа.
В ходе первой беседы с инвалидом по зрению необходимо определить, насколько хорошо у него развито слуховое внимание и слуховая память. Для этого надо выяснить, легко ли он выбирает слуховые ориентиры, а также умеет ли определять наличие больших предметов на расстоянии, не касаясь их; может ли он держаться параллельно стены коридора на слух и определять повороты в пересекающийся коридор. Свободно ли он ориентируется в квартире, знает, как дойти до ближайшего продуктового магазина, может ли дойти самостоятельно до ближайшей остановки общественного транспорта, умеет ли легко передвигаться с сопровождающим, держа его под руку и следуя его движениям, наталкивается ли на сопровождающего, когда тот при довольно быстром передвижении останавливается.
После этого нужно определить, чему именно человек хочет научиться (например, самостоятельно ездить на работу, ориентироваться на своем рабочем месте и в микрорайонах, где он живет и предполагает работать), выделить конкретные проблемы реабилитанта, затрудняющие его ориентировку в пространстве. Затем нужно составить план действий по формированию навыков пространственной ориентировки.
2. Выбор трости.
Первым делом нужно подобрать для инвалида по зрению трость. Трость подбирается с учетом роста человека и его походки. Длина трости должна быть такой, чтобы у человека было хотя бы два шага для своевременной реакции на обнаруженное препятствие или спуск. Этого времени как раз достаточно для того, чтобы определить наличие препятствия или лестницы и приготовиться к необходимым действиям: обойти препятствие или начать спуск по лестнице. Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость, длина которой достигает уровня груди или даже подбородка ее владельца. Длина трости определяется по формуле: рост человека минус 50 см.
Надо заметить, что трость подбирается дважды: в начале формирования навыков и потом еще раз после освоения техник.
После освоения техник работы с тростью в здании и по тротуару необходимо проверить длину трости и окончательно подобрать нужный размер. Для этого предложите инвалиду по зрению надо походить по тротуару с разными по длине тростями. Заметим, что они должны быть длиннее первоначальной, то есть той, которая была подобрана в начале формирования навыков ориентировки. Инвалид по зрению сам сможет убедиться в том, что прежняя трость была чуть коротковатой и не давала два полных шага для реакции, но слишком длинная трость неудобна в использовании. Скорее всего, инвалид по зрению выберет трость, с которой через два шага его нога наступит точно туда, где была трость. Эта трость обязательно окажется длиннее первоначальной трости. Иногда она даже достигает основания шеи. Объясняется это тем, что, освоив техники работы тростью, незрячий начинает передвигаться быстрее и шагать шире.
3. Личностные качества инвалида по зрению, обучающегося навыкам пространственной ориентировки и мобильности.
Специалисту МО ВОС необходимо обращать внимание незрячего на самовоспитание у себя волевых качеств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении цели, умение общаться с окружающими людьми, выдержка и самообладание, инициативность и др.
При формировании навыков пространственной ориентировки следует уделять особое внимание правильной осанке незрячих, свободе и раскованности движений, мимике и пантомимике.
4. Понимание планов помещений, схем, ориентировка по словесному описанию, составление мысленных планов.
Специальное внимание следует уделить упражнениям в понимании планов помещений, маршрутов и местности, умению учащихся по плану или на основе словесной инструкции составлять представление о незнакомом пространстве и переносить эти представления в опыт ориентировки.
В самостоятельной жизни слепым и слабовидящим чаще всего приходится составлять представление о незнакомом пространстве (в частности, маршруте) по словесному описанию. Надо объяснить инвалиду по зрению, что незрячие, слабовидящие и зрячие при описании одного и того же маршрута часто дают со-вершенно разные ориентиры: незрячие перечисляют объекты, которые можно обнаружить с помощью осязания (руками, ногами или с помощью трости), слуха и обоняния; слабовидящие, в основном, перечисляют зрительные ориентиры, но такие, которые отличаются от зрительных ориентиров зрячих на этом же маршруте.
Поэтому необходимо совершенствовать умение ориентировки в пространстве по мысленному плану, составленному по результатам обследования плана (схемы) или словесному описанию путем поэтапного изучения маршрута с использованием всех сохранных анализаторов.
5. Умение слушать звуки.
Слабовидящему, как и слепому, следует постоянно совершенствоваться в локализации звука без зрительного контроля, определяя место источника звука и его происхождение.
Следует привлечь внимание к разнообразным звукам природы. Для каждого места, для каждого времени года у нее есть особое выражение. Звуки во время тумана, снегопада, дождя немного приглушаются. Ветер относит (смещает) или приглушает звуки, мороз, наоборот, усиливает их. Инвалиды по зрению должны знать это и сознательно в повседневной ориентировке упражняться в определении расстояния до источника звука.
6. Рекомендации, как правильно получать информацию у прохожих.
Необходимо уделить время тренировке умения спрашивать информацию у прохожих и правильно реагировать на ответы типа «там» или «иди туда». Главное – незрячий должен научиться задавать вопросы правильно. Например, «Скажите, пожалуйста, чтобы дойти до почты, мне продолжать идти вперед или вернуться немножко назад?» т. д. Иногда, чтобы подтвердить направление, можно обратиться со словами: «Подскажите, пожалуйста, торговый центр в той стороне?» и указать рукой в ту сторону, где предположительно находится нужная улица или нужный объект. Таким образом, незрячий может получить более точные ответы на свои вопросы.
Также надо объяснить инвалиду, что во многих случаях перед обращением за помощью (например, перед тем, как спросить номер маршрута, цену товара в магазине) необходимо объяснить зрячему человеку, что перед ним находится инвалид по зрению. Особенно это относится к незрячим, имеющим остаточное зрение. Без такого предварительного разъяснения незрячие часто попадают в неприятные для себя ситуации, потому что окружающие, не понимая того, насколько человек не видит, иногда вместо ответа на вопрос начинают давать рекомендации типа «Наденьте очки», «Поменяйте очки», «Протрите глаза» и т.п.
7.Ориентировка в общественных зданиях и учреждениях.
Для формирования навыков ориентировки инвалида по зрению в общественных зданиях и учреждениях надо расширять его возможности ориентировки в учреждениях культурно-бытового назначения: магазинах, аптеках, поликлиниках, кинотеатрах, отделениях связи, ремонтных мастерских и т.п.
Алгоритм изучения зданий может включать следующие этапы: назначение учреждения, функциональные обязанности работников, отделы (помещения), их расположение (на каком этаже, куда следует повернуть от главного входа, на какой стороне коридора, какая дверь по счету и т.д., и т.п.), время работы. Следует рекомендовать инвалидам по зрению, что перед первым посещением любого здания они должны постараться расспросить об учреждении, которое находится в интересующем его здании тех, кто там уже был. По результатам расспросов составляется мысленная схема пути, которая служит путеводителем для инвалида по зрению.
8. Ориентировка при пользовании различными видами транспорта.
Чтобы слепые и слабовидящие могли использовать большие возможности городского транспорта в передвижении по городу, их надо научить, хорошо представлять местонахождение остановок транспортных средств, их салоны, маршруты, уметь садиться в транспортное средство и выходить из него.Для обнаружения остановки транспортного средства на какой-либо улице слепым и слабовидящим надо овладеть целым комплексом умений, включающих узнавание специального строения (по форме, размерам, материалу, световой рекламе и др.), ориентировку на скопление людей, на звуки транспорта.
Некоторые вопросы педагогу следует давать инвалидам по зрению для самостоятельного изучения: расширение знаний о метрополитене и примерах ориентировки в нем, расширение знаний по ориентировке в воздушном и водном транспорте и др.
Выделение вопросов для самостоятельного изучения зависит от местности, в которой живет инвалид. На занятиях надо обратить внимание на отработку приемов пользования различными видами транспорта на комбинированных маршрутах. В качестве примера можно рассмотреть несколько вариантов маршрутов до одного и того же объекта и показать, что при дефектах зрения, прежде всего, следует учитывать не краткость маршрута, а его безопасность.
9. Ориентировка на перекрестках.
Особое внимание следует уделить маршрутам, включающим пересечение улиц на перекрестке со светофором и без него. Инвалиду по зрению надо научиться слушать машины, чтобы понять, когда загорается зеленый свет, а потом направлять внимание на те машины, которые могут повернуть в его сторону, и следить за их движением. Однако, до практических занятий на перекрестке у светофора желательно разобрать как именно двигаются машины на перекрестке и куда они могут поворачивать, используя для этого модель перекрестка с игрушечными машинками.
Важно научить анализировать перекрестки и самостоятельно определять, есть ли на перекрестке светофор и безопасно ли в данном месте переходить улицу. Можно, например, увести инвалида по зрению в незнакомое место и дать ему возможность самостоятельно разбираться с перекрестком.
10. Как ориентироваться во время поездок на транспорте.
Во время поездок на транспорте можно ориентироваться на маршруте по времени движения, по количеству остановок, поворотам, совершаемым транспортным средством. Когда маршрут не знаком, то можно попросить водителя или кондуктора объявить нужную остановку, и еще спросить кого-нибудь из пассажиров.
Инвалиды, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только на хорошо освещенной местности или использовать боковое зрение, должны обучаться приемам ориентировки, которыми пользуются тотально слепые, но с опорой на сохранные зрительные функции и на информацию прохожих, особенно, если место, в котором они находятся, им не знакомо.
11. «Домашнее задание» и контрольное занятие.
Для закрепления полученных навыков необходимо рекомендовать инвалиду по зрению выполнить «домашнее задание». Оно может включать отработку движений на маршруте (повороты, прямолинейное хождение и др.), упражнения по развитию сенсорной сферы (осязания стопами ног, обоняния, слухового восприятия), различные физические упражнения, повышающие физические возможности инвалида.
Следующую встречу с инвалидом по зрению необходимо начать с контроля «домашнего задания», где инвалиды по зрению показывают свои умения, а специалист местной организации выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается инвалид, и определяет пути самосовершенствования навыков ориентировки в пространстве.
Только самостоятельное выполнение каждого «домашнего задания» закрепляет навык в ориентировке, создает уверенность в успехе. К этой работе желательно привлекать зрячих членов семей инвалидов.
5. ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ТРОСТЬЮ.
• Прием «диагональ»
Ручка трости берется в обхват или сверху тремя пальцами – большим, указательным и средним. Трость ставится по диагонали впереди левой ноги, если трость в правой руке, и наоборот, если трость в левой руке. Ведем трость по ориентиру (стена дома, забор, бордюр и т.д.). Трость должна быть впереди идущего. Этот прием применяется на небольших участках пути для нахождения поворота, начала и конца здания, при ориентировке в помещении, при нахождении подъездных дорог.
• Прием «маятник»
Ручка трости берется в обхват или как карандаш (ладонь повернута боком, указательный палец может быть вытянут вдоль трости, большой палец сверху). Рука до локтя опущена вниз и слегка прижата к туловищу. Кисть впереди на 20 см на уровне пояса. Наконечник ставится к левой ноге, если ходьба начинается с левой ноги. Рука с тростью образует одну линию. Работает только кисть. Трость касается дороги то справа, то слева от идущего. Отрабатывается сначала работа тростью на месте, затем с движением. Трость должна работать в одном ритме с движением человека. Амплитуда размаха трости по ширине плеч. Прием используется на разных маршрутах, он помогает обследовать дорогу при каждом шаге. Этот прием является основным при передвижении. Прием напоминает движение часов маятника.
• Прием «укороченная трость»
Используется при передвижении в большом количестве людей (в толпе). Трость берется ниже ручки, как карандаш тремя пальцами и слегка раскачивается перед ногами.
• Прием «скольжение»
Трость неотрывно касается дороги, т.е. скользит по ней. Трость захватывает всю поверхность пространства под ногами. Прием используется на гладкой поверхности или на наиболее опасном участке пути. Если шаг делается левой ногой, то трость скользит к правой ноге и наоборот. Прием «скольжение» применяется при изучении новых маршрутов, при подходе к лестницам, канавам и к переходам через железнодорожные и трамвайные пути.
• Прием «касание»
Когда поверхность пути не позволяет наконечнику скользить, необходимо применять прием «касание». Трость движением кисти руки опускается до соприкосновения с полом (дорогой) и тут же приподнимается, т.е. касается пола (дороги) периодически, примерно через шаг.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИНВАЛИДА ПО ЗРЕНИЮ К ОСВОЕНИЮ ПРИЕМОВ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Одним из важнейших элементов формирования навыков пространственной ориентировке является психологическая подготовка инвалида по зрению к самостоятельному передвижению.
В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнеров по общению. Трудности включения слепых и слабовидящих в активную жизнь общества связаны с тем, что нарушение зрения сужает контакты человека, часто приводит к его выпадению из системы общения и тому, что он становится объектом жалости окружающих. Вследствие этого многие инвалиды ведут себя пассивно, неуверенно, замкнуто. Они стесняются трости, не могут заставить себя обратиться к прохожим и т.п. Особенно это относится к людям, потерявшим зрение в работоспособном возрасте. Поэтому необходимо проводить с инвалидами по зрению психологическую работу, направленную на формирование у них правильного отношения к своему дефекту, то есть понимание того, что необходимо научиться достойно жить (обслуживать себя, работать, отдыхать и т.д.) в условиях инвалидности. Большое значение на желание слепого (особенно ослепшего в молодом возрасте) оказывают семья, родные и близкие.
Одним из главных условий, цементирующих взаимоотношения в семье, является душевное тепло, связывающее её членов. Моральная поддержка в семье повышает эффективность процесса формирования навыков пространственной ориентировки. Этот процесс требует от инвалида больших усилий, упорства, терпения. Поддержка семьи непременно даст положительные результаты.
Таким образом, специалисту МО ВОС надо работать не только с инвалидом, но и с его семьей. Эта работа заключается в предоставлении зрячим членам семьи информации о влиянии внутрисемейного климата на психологическое состояние инвалида, которое имеет очень большое значение при овладении навыками ориентировки в пространстве и мобильности.
7. ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ С ПРЕДМЕТНЫМ ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Для успешного пользования оптическими приборами необходимо настроить инвалида на достаточно сложную и кропотливую работу, которая в дальнейшем принесет ему неоценимую помощь. Вначале необходимо познакомиться с правилами пользования оптическими приборами (лупами, биноклями и моноклями), правилами хранения и ухода за ними, и также эффективными способами их удержания.
Как правило использование луп не вызывает у инвалидов больших сложностей, но лупами при ориентировке на улице практически пользоваться не приходится. В большом пространстве незрячему человеку с остаточным зрением помогают больше всего телескопические средства, к которым, в первую очередь, относятся бинокли и монокли. Начинать тренировку нужно в хорошо знакомом, полностью контролируемом месте (например, в знакомой комнате при хорошем постоянном освещении), а затем переходить к тренировке на улице.
При овладении инвалидом по зрению техники использования телескопического прибора для ориентировки в помещении необходимо соблюдать определенную последовательность:
• На первом этапе инвалид по зрению должен попытаться без прибора определить положение человека, который держит в руках некий предмет (например, картину). Затем он обследует эту часть пространства с помощью телескопического прибора, вращая его в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Следует определить, таким образом, центр картины и описать, что на ней нарисовано.
При обследовании комнаты сначала нужно осмотреть помещение в целом, сканируя прибором в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Затем последовательно, начиная с левого угла комнаты, рассмотреть все находящиеся в ней предметы, сначала в общем, а затем детально. Обследовать предметы нужно сверху вниз.
При обучении слежению за движущимся объектом специалист МО ВОС (или любой другой человек, помогающий в обучении) встает на расстоянии 3—6 м от инвалида, затем начинает двигаться в произвольном направлении. Инвалид по зрению должен проследить его движения. То же упражнение можно повторить, прослеживая движение любого подходящего для этой цели объекта.
• На втором этапе переходят к использованию телескопического прибора для чтения знаков, номеров, надписей и т. д. На этом этапе отрабатываются навыки чтения различных знаков, номеров, названий, имеющих значение для ориентации на улице и в помещении.
Начать можно с распознавания символов и линий, нарисованных на черной доске. Инвалида просят с помощью прибора рассмотреть букву, нарисованную мелом в нижнем левом углу доски, затем проследить волнистую линию, которая ведет к правой верхней части доски, где нарисована звезда. Инвалид должен описать, что нарисовано на доске, посчитать «волны» у волнистой линии и т. д.
Затем на доске пишутся буквы, цифры, слова разного размера. Инвалида просят их прочитать. Сначала он может попытаться это сделать без прибора. Если у него не получится, то повторить попытку уже можно с телескопическим прибором.
С помощью телескопического прибора инвалид по зрению может научиться определять время на стенных часах.
Аналогичным образом незрячий с остаточным форменным зрением может научиться читать номера или знаки на дверях.
• На третьем этапе инвалиду надо показать приемы пользования телескопическими приборами на улице.
Начинать тренировку на улице нужно в хорошо знакомом месте. Это может быть двор или микрорайон дома, в котором проживает инвалид по зрению. На улице трудно контролировать освещенность и контрастность предметов. Это затрудняет задачу поиска объектов, которые могли бы служить ориентирами, прочтение различных знаков, названий, вывесок и т д. Поэтому обучение на улице требует большего внимания, учета погодных и климатических условий.
На этом этапе инвалид знакомится с приемами использования телескопических приборов при выполнении простых маршрутов, при пересечении открытых пространств (площади, поля и т.д.), распознавание дорожных знаков и указателей.
• На четвертом этапе переходят к использованию телескопических приборов при пересечении проезжих улиц и дорог.
Использование телескопических приборов при пересечении проезжих улиц и дорог можно начать с пересечения улиц без светофоров.
Инвалид с помощью телескопического прибора (например, монокуляра) может определить: а) знаки перехода улицы: дорожный знак на столбе, полоски на мостовой; б) наметить ориентир на другой стороне, на который ему нужно двигаться, чтобы не сбиться с прямой линии, если нет пешеходных полосок на шоссе;
При этом следует последовательность отработки навыков.
Аналогичным образом инвалид может освоить прием пересечения перекрестка. Особое внимание необходимо уделить сохранению прямолинейного движения строго по «зебре» или на намеченный ориентир на другой стороне улицы.
При обучении пересечению улицы или шоссе со светофором надо предоставить инвалиду возможность подойти к перекрестку и определить свет светофора без прибора. Если он не сможет этого сделать, показать, как в данном случае ему может помочь телескопический прибор. При этом последовательность действий является следующей: вращая прибор в горизонтальной плоскости, найти столб со светофором; определить, какой горит свет; дождаться начала включения зеленого сигнала, перейти улицу;
• На пятом этапе следует перейти к чтению вывесок, названий магазинов, рекламных щитов и т. д.
В условиях городской среды большое значение для ориентировки имеет нахождение, узнавание и прочтение различных вывесок, названий магазинов, рекламных щитов и т. д. В этом инвалидам по зрению также поможет телескопический прибор.
Для чтения вывесок и знаков, расположенных перпендикулярно к той стороне улицы, по которой движется, обучающийся, ему следует повернувшись лицом вдоль улицы, медленно обследовать пространство впереди себя, начиная от здания. Обнаружив знак, надо вернуться к его левому углу и, сфокусировав прибор, прочитать его.
При чтении вывесок и знаков, расположенных параллельно улице на противоположной стороне инвалид поворачивается лицом к другой стороне улицы, т. е. становится перпендикулярно направлению движения. Медленно вращая прибор в горизонтальной и вертикальной плоскостях, находит здание с вывеской (надписью, рекламой), определяет точное местоположение надписи и, развернув более удобно корпус, фокусирует прибор и читает надпись, плавно переводя прибор с буквы на букву.
Для чтения обозначений на остановке городского транспорта реабилитант должен сначала определить местоположение автобусной остановки (по возможности без прибора). Далее, подойдя к ней, найти с помощью прибора прикрепленный к ней знак с обозначением номеров автобусов, сфокусировать прибор и прочесть номера.
• На заключительном этапе следует показать инвалиду, каким образом телескопические приборы можно использовать при изучении новой местности. При этом приемы ориентировки остаются в принципе теми же, которые мы рассмотрели ранее.
Ориентировка в незнакомой области должна начаться с изучения карты-плана (схемы). Для этого также можно использовать различные лупы, бинокли и монокли. Далее можно поставить перед инвалидом задачу, например, найти по адресу магазин в ранее неизвестном ему районе, не прибегая к помощи прохожих.
Если он успешно освоит приемы пользования оптическими приборами, это существенно поможет ему в ориентировке и передвижении в пространстве. Он будет чувствовать себя более уверенно и независимо на городских улицах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость и важность обучения инвалидов по зрению навыкам ориентирования обусловлены тем, что ограничения в передвижении и мобильности являются одними из главных препятствий в его деятельности и интеграции в социум.
Основная цель обучения незрячих пространственной ориентировке и мобильности состоит в овладении ими приемами самостоятельного передвижения, как в замкнутом, так и в открытом пространстве, прежде всего, по месту проживания и предполагаемого места работы, а также в формировании навыков применять полученные знания и умения при изучении новых маршрутов.
Организация обучения навыкам пространственного ориентирования в условиях местной организации ВОС позволит решить следующие задачи:
1. Сформировать у реабилитантов потребность к самостоятельной ориентировке в пространстве.
2. Обучить ориентировке в микро пространстве на сохранной сенсорной основе.
3. Сформировать обобщенные способы ориентировки в замкнутом и свободном пространстве на основе сохранных анализаторов и с использованием вспомогательных средств.
4. Обучить инвалидов по зрению и их родственников совместному ориентированию.
5. Подготовить инвалидов по зрению к использованию сформированных знаний, умений, навыков ориентировки при самостоятельной ориентировке в пространстве.
Специалисты МО ВОС должны сориентировать инвалидов на самостоятельное внимательное, прочтение и анализ книг, в которых описываются приемы ориентировки незрячих. В списке рекомендуемой к пособию литературы звездочкой (*) отмечены книги, которые целесообразно рекомендовать инвалидам для самостоятельного чтения. Эти книги имеются в библиотеках для слепых в плоскопечатном варианте и в рельефно-точечном. Важно то, что в прилагаемой литературе своим опытом ориентировки делятся люди различных профессий, проживающие в разных регионах страны

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Настольная книга реабилитолога/ Сост.сборника:А.А.Быков,канд.пед.наук С.Н. Ваньшин, С.А. Гильд, канд.пед.наук В.З. Денискина, Е.Б. Келлер, А.В. Лихачев, Ж.В. Миронова, О.В. Сергеева, канд. пед. наук К.В. Сизов, И.М. Рыбакова.-М., 2007.
2. Социально – бытовая адаптация инвалидов по зрению I-II-III ступень/ Сост. сборника: А.В. Бармина, А.А. Быков, канд. пед. наук С.Н. Ваньшин, С.А. Гильд, канд.пед.наук В.З. Денискина, канд.эк.наук И.Б. Казьмина, Е.Б. Келлер, О.В. Сергеева, канд.пед.наук К.В. Сизов, И.М. Рыбакова, А.В. Шкляев. -М., 2004.
3. Незрячие в мегаполисе/ Сост.сборни- ка: А.А.Быков, М.А. Белькова, С.А. Гильд, М.В. Иванкова, к.и.н. В.Я. Матвеев, О.В. Николаева, к.м.н. В.Э. Новиков, И.М. Рыбакова, О.В. Сергеева, А.В. Шкляев.-М., 2008.
4. А.В.Шкляев Понять, простить, помочь.-М., 2002.
5. * Денискина В.З., Венедиктова М.В.,Куракина Е.А. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2002.
6. *Из опыта ориентировки слепых в Московском метрополитене /Сост. Ю. И. Петров. – М., 1989.
7. Копытина Н.Н., Сорокина М.С., Стернина Э.М., Феоктистова В.В. и др. Пространственная ориентировка инвалидов по зрению. – Воронеж, 1992.
8. *Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. – М., 1982.
9. Обучение инвалидов по зрению ориентировке в пространстве в условиях ШВТС / Сост. сборника: Э.М. Стернина, В.А. Феоктистова, М.С. Сорокина – М.: ВОС, 1988.
10. Обучение инвалидов по зрению ориентировке в пространстве в условиях ШВТС: Из опыта работы Волоколамской ШВТС. – М.: ВОС, 1991.
11. *Ориентировка незрячих в пространстве /Сост. сб. ст. В.А. Глебов. – М.: ВОС, 1985.
12. *Ориентировка незрячих в пространстве /Сост. сб. ст. В.А. Глебов. На 1 рул. – М.: ВОС, 1985.
13. Петров Ю.И., Садчиков А.П., Блинникова И.В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. М.: ВОС, 1989.
14. Садчиков А.П. Психологическая готовность к обучению пространственному ориентированию как предпосылка ее эффективности //В сб.: Психологическое обеспечение элементарной реабилитации. – М.: ВОС, 1983.
15. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. – М.: Учпедгиз, 1951.
16. Сверлов B.C. Методика обучения слепых ориентировке в большом пространстве. – Л.: Учпедгиз, 1969.
17. *Тифлопедагог П.Л. Рогов (к 90-летию со дня рождения)/Сост. М.В. Бирючков. – М.: ВОС, 1990.
18. *Харьковский А.С. Человек, увидевший мир: Документальная повесть о В.Я. Ерошенко. – М.: Наука, 1978.
Знаком * отмечены книги, которые педагог может рекомендовать учащимся для самостоятельного прочтения.