Реакомп
Негосударственное учреждение
«Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых»
Доступная среда музеев русского Севера
Наталья Поппель
Начальник Управления по КСО и бренду Компании «Северсталь»
Ирина Фролова
эксперт Благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь»
Русский Север – особая территория российского и общемирового культурного наследия. Здесь сохранились знаменитые архитектурные и культурные памятники, естественные природные ландшафты, самобытные формы народной культуры. Сегодня для многих северных регионов именно уникальное культурное наследие становится своеобразной отраслью специализации, которая оказывает стимулирующее воздействие на их экономику, способствует общему улучшению среды и уровня жизни.
Большинство российских предприятий ПАО «Северсталь» — одной из крупнейших в мире вертикально-интегрированных горнодобывающих и сталелитейных компаний, сосредоточено именно на русском Севере. Реализуемые Компанией стратегия, программы, проекты и обязательства в сфере устойчивого развития предполагают баланс экономических, экологических и социальных составляющих, нацеленных на сотрудников, охрану здоровья, труда и окружающей среды, взаимодействие с обществом.
Для достижения Целей Устойчивого Развития (ЦУР) и решения этих задач компания разрабатывает стратегию и реализует политику по ряду направлений, прежде всего в сфере социально-экономического развития регионов присутствия. В области управления внешними социальными программами «Северсталь» придерживается основополагающего корпоративного принципа «Достичь большего вместе». Создает механизмы многостороннего сотрудничества с государством и обществом для развития делового и социального потенциала регионов, инвестирует в инфраструктуру регионов, тесно сотрудничает с местными сообществами и создаёт благоприятную среду в регионах присутствия в рамках реализации долгосрочной стратегии своего развития.
По инициативе компании с 2007 года реализуется грантовая программа «Музеи Русского Севера». Идея благотворительной программы родилась как результат многолетней поддержки «Северсталью» крупнейших российских музеев, с одной стороны, и музеев в 12 северных регионах присутствия компании – с другой. Логичным продолжением этой деятельности, стала реализация масштабной музейной программы в «якорном» для корпорации крае – в регионе Русского Севера. Программа задумывалась как дополнительный инструмент поддержки региональных музеев, который должен укрепить их статус как центров интеллектуальной и духовной жизни регионов, мотивировать музейных работников к новым видам творческой деятельности в эпоху инновационных технологий.
Одним из значимых направлений региональной политики в области экономического и социокультурного развития территорий является обеспечение доступности музейных экспозиций для инвалидов разных категорий. С целью получения объективной информации по выполнению приказов Министерства культуры РФ, регламентирующих данную деятельность, в сентябре-октябре 2017 года был проведен опрос 26 музеев из республики Карелия, Коми, Архангельской, Мурманской, Вологодской, Кировской областей и Пермского края.
Откликнулись не только такие крупные и известные на весь мир Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Вологодский музей-заповедник, Национальный музей Республики Карелия, музей изобразительного искусства Республики Карелия, Череповецкое музейной объединение, но и совсем небольшие муниципальные музеи – Нюксенский районный краеведческий музей, Сямженский районный краеведческий музей другие, где общий штат сотрудников, вместе с директором и хозяйственными службами не превышает 3-5 человек. Все это говорит о значительных изменениях в повседневной музейной деятельности, развитию толерантности и гуманизации российского общества.
Музеям было предложено принять участие в исследовании и ответить на 35 вопросов анкеты о имеющихся приспособлениях во входных зонах и на музейных экспозициях для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наличии тактильных экспонатов на постоянных экспозициях для слабовидящих и слепых, поделиться опытом размещения информации на web-сайтах, проведения экскурсий, программ и других мероприятий для незрячих посетителей, с нарушениями слуха, эмоционального реагирования. Им также было предложено высказаться о существующих проблемах и обозначить имеющиеся ресурсы.
В результате была получена объективная информация о состоянии дел в музеях русского Севера по созданию комфортных условий по приему инвалидов, что позволило выявить наиболее успешные практики, которые могут послужить примером для дальнейшего эффективного совершенствования этого направления деятельности в регионах.
Исследование показало, что в 93 % музеев есть ответственные, на которых возложены обязанности по организации обслуживания инвалидов и обеспечению надлежащих условий для их социокультурной реабилитации музейными средствами. Как правило, за это направление отвечают сотрудники отделов по работе с посетителями, но есть музеи, где эти вопросы находятся в ведении руководителя, хранителя фондов, или заместителя директора.
23% сотрудников, ответственных за работу с инвалидами прошли обучение в профильных организациях, в таких как, Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала «Реакомп» (г. Москва). Некоторые из них принимали участие в тематических семинарах, например, в семинаре «Формирование доступной среды для посетителей с ограниченными возможностями здоровья в музейном пространстве», состоявшемся в 2016 году в Вологодском музее-заповеднике.
В 58% музеев не реже 1 раза в год проводятся инструктажи экскурсоводов, смотрителей, гардеробщиков, инженеров и другого технического персонала по вопросам коммуникации с посетителями-инвалидами.
В ходе проведенного опроса было выявлено, что наибольшую трудность у музеев вызывает обеспечение доступности входной зоны и экспозиций для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на колясках). Это объясняется тем, что музеи, как правило, размещаются в зданиях, являющихся Объектами Культурного Наследия, памятниками истории и культуры и для их технического оснащения требуются специальные разрешения и значительные финансовые вложения.
В ряде музеев Республики Карелия, Вологодской и Архангельской областей при проведении капитального ремонта были учтены потребности данной категории посетителей. Современное техническое оснащение – пандусы, лифты или подъемники, специально оборудованные для инвалидов на колясках туалетные комнаты – получили в рамках государственной поддержки Национальный музей республики Карелия, Вологодский музей кружева, музей Изобразительного искусства Республики Карелия, Мурманский областной художественный музей и др.
Большое внимание уделяют сотрудники оснащению основных экспозиций и выставок. Особую сложность представляет создание условий для знакомства с музейными коллекциями незрячих и слабовидящих посетителей, для которых в каждом разделе экспозиции по приказу Министерства Культуры РФ должно находиться не менее 4-х экспонатов или их эквивалентов, доступных для тактильного осмотра инвалидам по зрению. 31% музеев решает эту задачу путем обновления экспозиций, создания интерактивных зон, где представлены предметы из вспомогательных фондов, копии и макеты.
Так, на экспозиции Белозерского областного краеведческого музея (Вологодская область) «Белозерск исторический» разместилось несколько подобных комплексов: «Археологический раскоп», «Морские узлы», «Рубка катера», «Средневековое оружие и доспехи». При их посещении все посетители, в том числе и незрячие, могут брать в руки фрагменты неолитических сосудов, части составных каменных орудий, изделия кузнецов, доспехи и мечи, освоить завязывание нескольких морских узлов.
Архитектурно-этнографический музей «Семенково», находящийся в 12 километрах от Вологды, реализует концепцию «живой» деревни. В памятниках деревянного зодчества сосредоточены музейные экспонаты, рассказывающие о строительстве русских домов, крестьянском быте, основных ремёслах крестьян, охоте и рыбалке, изготовлении масла и валянии валенок, а также жизни зажиточного крестьянства. Реконструировать жизнь русской деревни конца XIX – начала XX века, узнать о традициях, истоках культуры и менталитете русского народа, помогают «живые» экспонаты – свободно гуляющие лошадь, козы, овцы, курицы, кошки. Посетители могут не только осматривать текстуру домов, лавок, качелей, пользоваться интерактивными экспонатами, но и гладить и изучать животных.
По инициативе сотрудников музея Изобразительного искусства Республики Карелия несколько лет назад были изготовлены тактильные экспонаты, которые дополнили экспозицию древнерусского искусства XV-XIX веков. Доски, баночки с красками, рельефно-графические изображения памятников архитектуры, образы святых помогают незрячим посетителям подробно познакомиться с процессом создания иконы.
В ряде музеев Республики Карелия и Вологодской области есть экспозиции полностью доступные для осмотра слепым и слабовидящим. Среди них этнокультурный центр «Калевалатало», где представлена коллекция предметов народного быта отражающая этнографию и историю северных карелов. Музей «Подводная лодка Б-440» (г. Вытегра, Вологодская область) предлагает познакомиться с ее оборудованием и устройством, реальной обстановкой, которая окружала подводников во время далеких морских походов.
В Нюксенском районном краеведческом музее Вологодской области представлена интересная коллекция предметов крестьянского быта, орудий труда, обихода, произведениями живописи и ткачества, которая рассказывает об истории района и занятиях его жителей в XVII-XX веках. В каждом из залов обозначены предметы для тактильного знакомства, что свидетельствует о большом внимании сотрудников к незрячим посетителям.
Проявляя заботу о посетителях с нарушением слуха, ряд музеев предлагает современные технические средства, позволяющие получать подробную информацию по истории музея, его коллекции. Экскурсии с применением планшетного компьютера предлагает Музей изобразительных искусств Республики Карелия, виртуальную экскурсию на мониторе – Воркутинский Городской выставочный зал.
Беспокоясь об удобстве посетителей, учитывая, что время осмотра экспозиции может занимать немалое количество времени, 85% музеев оборудовали места для кратковременного отдыха посетителей, в том числе инвалидов. Способствуя самостоятельному передвижению инвалидов, в 46 % музеев осуществляется их сопровождение сотрудниками музеев, как правило, образовательных отделов или музейными смотрителями.
В практике музеев – проведение специализированных выставок. С 14 октября по 10 декабря 2017 года в Усадебном доме Екатерины Плотниковой г. Архангельска прошла интерактивная выставка «Мёртвые души – живые образы», адаптированная для незрячих и слабовидящих. Создатели выставки сотрудники Санкт-Петербургской библиотекой для слепых и слабовидящих представили арт-объекты, созданные для тактильного знакомства. Все они символизировали различные персонажи из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Одно из важных направлений деятельности музеев – информирование инвалидов о своих специальных предложениях. На ряде сайтов имеются версии для слабовидящих, а также разделы, рассказывающие о различных экскурсиях, музейно-образовательных программах, выставках и других мероприятиях.
Данные опроса показывают, что все музеи проводят экскурсии и музейно-образовательные программы людей с «особыми потребностями». Только в 2016-2017 годах было проведено 164 экскурсии для незрячих и слабовидящих, 301 экскурсия для посетителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 23 экскурсии для посетителей с сочетанной патологией (слепоглухих), 506 экскурсий для посетителей с особенностями развития интеллекта и эмоционального реагирования, 92 экскурсии для посетителей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих).
Доказательством может служить ряд примеров. Так, например, сотрудники Национального музея Республики Карелия подготовили для незрячих и слабовидящих детей специальный цикл занятий «Потрогай мир руками». Он знакомит их с деревянными предметами, которыми издавна пользовались в Карелии, карельской вышивкой и традициями ткачества. На занятии «Где живет музыка» можно услышать, как звучали традиционные музыкальные инструменты карельской деревни, узнать об их истории и легендах, связанных с ними.
Взрослым посетителям с нарушениями зрения предлагается адаптированная обзорная экскурсия, где рассказывается о двух исторических эпохах карельской истории – каменном веке и средневековье, в нее же входит посещение комплекса «Северная изба», экспозиция которого дополнена предметами из вспомогательного фонда.
Сотрудники Детского музея, входящего в состав Череповецкого музейного объединения, знают, как сделать комфортным визит в музей для посетителей с нарушениями слуха, зрения, ментальными нарушениями. С искренней заботой и педагогическим профессионализмом они занимаются с ребятами по программе «Творим душой», каждый раз придумывая что-то новое и интересное. В их адрес часто звучат тёплые слова благодарности от родителей.
Возрождению древних традиций посвящен проект «Инклюзивные помочи» Архитектурно-этнографического музея Вологодской области (музей «Семенково»), который проводится совместно с Благотворительным фондом «Во имя добра». «Помочи» организовывали, чтобы поддержать инвалидов, вдов и сирот. Крестьяне сообща помогали больным и слабым справиться с непосильными работами, необходимыми для всего сельского сообщества, например, заготовкой дров, весенней уборкой. Устроители музейного мероприятия предложили всем желающим, в том числе инвалидам, вспомнить эту добрую традицию и принять участие в совместной работе по уборке музейной территории после зимы. Завершилось мероприятие трапезой за общим столом.
В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике Вологодской области много лет существует программа для людей с ограниченными возможностями «Мы вместе». Ее целевая аудитория – жители города Кириллова и Кирилловского муниципального района, в том числе дети дошкольного и школьного возраста, обучающиеся в образовательных учреждениях, взрослые, пенсионеры. Музейные занятия проходят как на базе музея, так и за его пределами. В программу включены тематические экскурсии, лекции, видеофильмы, мастер-классы, интерактивные занятия, передвижные выставки. На ряде занятий используется метод реабилитационной технологии, получивший название «Глинотерапия», в основу которого положено изготовление глиняных изделий методом дублированного пласта.
Проведенное исследование показывает, что в последние годы музеи северных регионов ведут целенаправленную работу по приспособлению своих экспозиций для инвалидов. Ими накоплен положительный практический опыт, который, несомненно, подлежит тиражированию, как очным способом, так и с помощью вебинаров. Однако следует обратить внимание на недостаточный уровень компетенции музейных сотрудников в этой области. По этой причине в 2018-2019 годах компания «Северсталь» в партнерстве с Институтом профессиональной реабилитации и подготовки персонала «Реакомп» планирует провести обучение сотрудников музеев методике социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами в рамках программы «Музеи Русского Севера».
В завершении хотелось бы отметить, что по данным Всероссийского общества инвалидов на 1 июня 2017 года в России зарегистрировано 11,5 миллионов человек с нарушениями слуха, зрения, передвижения и с особенностями развития интеллекта и эмоционального реагирования. Все они, согласно статьи 30 Конвенции о правах инвалидов, имеют право участвовать наравне с другими в культурной жизни страны. Перед музеями стоит насущная задача обеспечения комфортных условий доступа инвалидов к культурному наследию страны. Совершенствование этой деятельности, бесспорно, потребует от сотрудников музеев не только новых решений и подходов, активного взаимодействия с различными учреждениями на всех уровнях, но и их главного ресурса – который, по мнению Никишенковой Любови Владимировны, заместителя директора Сокольского краеведческого музея, заключается в его сотрудниках, «желающих работать с данной категорией посетителей», их отзывчивого, чуткого, заинтересованного отношения к данной категории посетителей.
Презентации на тему Доступная среда в музеях русского севера можно скачать по ссылкам:
Доступная среда в музеях Русского Севера. Два года спустя. Первые итоги.