Реакомп
Негосударственное учреждение
«Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых»
12 сентября 2018 года в Москве в 75 павильоне ВДНХ прошёл круглый стол «Трудоустройство и содействие занятости инвалидов» в рамках VIII Международной специализированной выставки «ИнваЭкспо. Общество для всех 2018». Организатором круглого стола выступил НУ ИПРПП ВОС «Реакомп».
Модератором круглого стола выступил руководитель Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «Реакомп» Сергей Николаевич Ваньшин, к.п.н.
В работе круглого стола приняли участие: первый заместитель председателя Общероссийского профессионального союза работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации А.А. Новиков; заместитель директора департамента промышленности аппарата управления ВОС Ю.Л. Жалковский; генеральный директор ООО «Кунцево-Электро» В.А. Моложаев; заместитель генерального директора института «Реакомп» О.Е. Кудрявцева; начальник отдела реабилитации института «Реакомп» М.А. Щербакова и другие.
Участниками круглого стола было отмечено, что в вопросе реабилитации и адаптации граждан России с инвалидностью разных нозологий одним из решающих элементов является их трудоустройство и поддержка занятости. Было проанализировано современное положение с занятостью и трудоустройством инвалидов, перспективные приёмы и методы трудоустройства инвалидов тяжёлых категорий.
Участники Круглого стола пришли к пониманию, что специальные предприятия, на которых создаются надлежащие условия для обеспечения выполнения трудовых функций инвалидами (в том числе тяжелых категорий), остаются главным средством для трудоустройства граждан с ОВЗ через создание специальных рабочих мест, включенных в рабочий цикл.
По окончании круглого стола была принята резолюция, в которой были отражены предлагаемые пути решения обсуждаемых проблем.
Проект резолюции
Резолюция принята участниками круглого стола «Трудоустройство и содействие занятости инвалидов» 12.09.2018г. в рамках Международной специализированной выставки «ИнваЭкспо. Общество для всех».
Участниками круглого стола констатировано, что в деле реабилитации и адаптации граждан России с инвалидностью разных нозологий одним из решающих элементов является их трудоустройство и поддержка занятости.
Реализуемое конституционное право на труд – важнейшее средство восстановление статуса человека, укрепление самоуважение инвалидов, возвращения ему чувства достоинства, причастности к жизнедеятельности сообщества и, в конце концов, обеспечение средствами для поддержания условий его полноценной жизни. Всё это полностью соответствует принципам социального государства по Конституции РФ, Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией.
В ходе круглого стола проанализировано современное положение с занятостью и трудоустройством инвалидов, перспективные приёмы и методы трудоустройства инвалидов тяжёлых категорий.
Отдельно отмечалось значение для массового трудоустройства инвалидов специальных предприятий и применение современных технологий для качественного инклюзивного трудоустройства инвалидов разных категорий. Признано, что особую проблему составляет обеспечение занятости слепых граждан в силу отсутствия возможности визуального контроля при исполнении трудовых операций.
Участники Круглого стола пришли к пониманию, что специальные предприятия, на которых создаются надлежащие условия для обеспечения выполнения трудовых функций инвалидами (в том числе тяжелых категорий), остаются главным средством для трудоустройства граждан с ОВЗ через создание специальных рабочих мест, включенных в рабочий цикл.
Несмотря на имеющиеся законодательные акты, устанавливающие требования к работодателям различных форм собственности по трудоустройству инвалидов, в Российской Федерации проблема трудоустройства инвалидов, в особой степени инвалидов с тяжелыми формами инвалидности, включая заболевания органов зрения, до сих пор не решена. Под различными предлогами работодатели уклоняются от приема на работу инвалидов со значительной потерей трудовых навыков, не готовы проводить их профессиональное обучение и реабилитацию, нести за них ответственность в части обеспечения особых условий труда, перемещения инвалидов как внутри производственных помещений, так и на прилегающих территориях.
Единственным правильным решением в такой ситуации является более внимательное отношение государства к укреплению возможностей специализированных предприятий ОООИ, которые изначально создавались, и предназначались для проведения всесторонней социально-реабилитационной деятельности среди инвалидов, массовому приобщению их к общественно-полезному труду, инфраструктура которых предназначена для безопасного и беспрепятственного перемещения инвалидов, обеспечения доступности рабочих мест.
К сожалению, в постсоветский период система специализированных предприятий ОООИ пришла в упадок, несмотря на то, что только эти предприятия могут эффективно реализовывать задачи по трудоустройству и комплексной реабилитации инвалидов различных категорий, в первую очередь с тяжелыми заболеваниями органов зрения и опорно-двигательной системы.
Причинами упадка подобных специализированных предприятий является прежде всего слабое внимание государства к их финансово-экономическому состоянию, которое резко осложнилось в условиях рыночных принципов экономики, лишения предприятий налоговых льгот, практически полное их приравнивание к прочим участникам рынка, несмотря на то, что идеологически подобные предприятия не имеют возможностей реализовывать продукцию по сложившимся рыночным ценам ввиду более высоких затрат на ее производство по отношению к другим товаропроизводителям.
Слабая финансовая поддержка, несовершенство налоговой политики, отсутствие механизмов по целенаправленному приоритетному приобретению товаров для нужд государства, привели за последние 20 лет к закрытию десятков специализированных предприятий, резкому снижению занятости инвалидов в производстве реальной продукции. Создаваемые же отдельными организациями инвалидов, как правило регионального уровня, так называемые колл-центры, консультационные пункты и подобные организации, не могут на местах решить вопрос массового трудоустройства инвалидов, в особенности инвалидов тяжелых категорий.
Альтернативы специализированным предприятиям по трудоустройству инвалидов практически на сегодняшний день не существует.
Участниками круглого стола подчеркнуто, что в целях поддержания занятости и стабилизации финансово-экономического состояния предприятий ОООИ, обеспечения их конкурентоспособности по отношению к другим товаропроизводителям, создания условий для проведения эффективной социально-трудовой реабилитации инвалидов, обеспечения перспективного развития производств с массовым применением труда инвалидов, целесообразно провести на государственном уровне следующие мероприятия:
1. Рассмотреть вопрос о снижении налоговой нагрузки на предприятия ОООИ. Предприятия ОООИ уплачивают налоги и отчисления во внебюджетные фонды наравне с другими участниками рынка, несмотря на то, что стоимость производства продукции на предприятиях ОООИ значительно выше чем у конкурентов ввиду более низкой производительности труда, затрат на обеспечение особых условий труда инвалидов и его оплату, содержание социальных работников, транспортные услуги и иные социальные услуги инвалидам. Средства федеральных субсидий, выделяемые в качестве поддержки уставной деятельности в счет уплаченных налогов, лишь частично покрывают понесенные расходы и не могут полностью компенсировать финансовые затраты предприятий для обеспечения конкурентной цены продукции и, как следствие, занятости производящих ее инвалидов.
2. Повысить заинтересованность государства в обеспечении полноценной загрузки специализированных предприятий ОООИ за счет:
– обеспечения возможностей закупок продукции предприятий ОООИ потребителями в рамках Федерального закона №44-ФЗ на сумму до 1 млн. руб. на безконкурсной основе;
– расширения перечня товаров, работ и услуг, по которым предприятиям ОООИ предоставляются ценовые преференции в рамках конкурсных процедур при поставках продукции в рамках Федерального закона №44-ФЗ;
– целевых закупок отдельных партий продукции предприятий ОООИ по определенному перечню изделий государственными организациями по согласованным ценам вне конкурсных процедур, т.е. закрепление за предприятиями ОООИ отдельных видов экономической деятельности, госзаказа;
– проведения организационно-разъяснительной работы министерствами и ведомствами, особенно между подчиненными организациями, получающими господдержку, о необходимости закупок продукции у предприятий ОООИ для полноценной загрузки производства и имеющихся рабочих мест инвалидов (обеспечения занятости), с возможностью их увеличения.
3. Ориентирование органов власти субъектов федерации на оказание с целью поддержки занятости работающих инвалидов системной финансовой и организационной поддержки предприятий ОООИ в регионах за счет:
– субсидирования фондов заработной платы инвалидов до уровня не ниже 50% от минимального уровня заработной платы в регионе;
– субсидирование затрат предприятий на проведение работ по улучшению условий труда, выполнения государственных нормативов по санитарно-гигиеническому состоянию производственных и бытовых помещений предприятий и обеспечению доступности рабочих мест инвалидов;
– субсидирование затрат предприятий по оплате коммунальных платежей (тепло, электроэнергия, газ, водопровод и канализация, вывоз твердых бытовых отходов);
– субсидирование за счет региональных программ развития промышленности вопросов модернизации производства, в т.ч. приобретение нового высокопроизводительного оборудования с возможностью обеспечения работы инвалидов, проведение проектно-конструкторских работ по внедрению в производство новых видов продукции для сохранения конкурентоспособности предприятий ОООИ;
– полноценной реализации в регионах требований ст.20, 21 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части квотирования рабочих мест инвалидов, и в случае невозможности отдельными работодателями создания рабочих мест инвалидов – перечисления средств в специализированный централизованный фонд для оказания поддержки предприятиям ОООИ в вопросах создания новых рабочих мест для инвалидов или аренда имеющихся рабочих мест в организациях и на предприятиях ОООИ.
4. Восстановление предприятий ОООИ в реестрах малых и средних предприятий с момента принятия соответствующего законопроекта для обеспечения возможностей к получению льготных кредитов, преимущественному поручению заказов на поставку продукции по планам закупочной деятельности компаний с частичным государственным участием, создания иных благоприятных условий для проведения хозяйственной деятельности и активного трудоустройства инвалидов.
Полноценная реализация данных предложений по расширению государственной поддержки предприятий ОООИ как на федеральном, так и региональном уровне, позволит восстановить нормальную экономическую деятельность на специализированных предприятиях ОООИ, дать возможность им эффективно проводить социально-трудовую реабилитацию инвалидов, вести дополнительное трудоустройство, которое практически полностью свернуто на фоне тяжелого финансового состояния большинства предприятий ОООИ.
Вместе с тем, участниками круглого стола подчеркнута необходимость принятия со стороны органов государственной власти более жестких мер к работодателям, уклоняющихся от приема на работу инвалидов, в том числе в рамках закрепленной законодательством системы квотирования рабочих мест инвалидов, что могло бы частично решить проблему трудоустройства инвалидов на открытом рынке труда по тем специальностям, по которым не могут предоставить рабочие места предприятия ОООИ, или в тех регионах, где таких предприятий не имеется
Отдельно отмечена также необходимость выстраивания государственными организациями в области социальной поддержки и защиты населения системы дополнительного профессионального образования для граждан с ограничениями по здоровью, а также проведения социальной рекламы с целью разъяснения перспективности привлечения инвалидов к труду.
Участниками круглого стола единодушно было поддержано высказанное со стороны профсоюзов предложение – принять на себя обязательства активного взаимодействия с инвалидами в вопросах их трудоустройства, поддержки занятости, в организации содействия в данной сфере со стороны государства, а также быть представителями предприятий ОООИ на 3-х сторонних комиссиях по защите их интересов.
Кроме рекомендаций по совершенствованию законодательства в области труда инвалидов, налогового законодательства, создания благоприятных экономических и организационных условий для эффективного функционирования специализированных предприятий ОООИ, участники круглого стола единогласно поддержали также следующие рекомендации:
– необходимость выстраивания таких взаимоотношений между работодателем и работником – инвалидом, которые способствовали бы полноценному труду инвалидов, авторитету качественной работы на производстве с недопущением иждивенческих настроений;
– применение новейших достижений в области технологий, позволяющих компенсировать инвалидам имеющиеся индивидуальные ограниченные возможности к труду;
– аккумулирование средств в специальном фонде по квотированию рабочих мест и использование этих средства как целевых для содействия трудоустройству и поддержки занятости инвалидов, в том числе на специализированных предприятиях ОООИ;
– добиваться изменения общественного сознания в части понимания крайней важности проведения полноценного трудоустройства инвалидов как одной из главных составляющих социального здоровья российского общества, его благополучия, приобретения должной уверенности каждым гражданином Российской Федерации что он может рассчитывать на помощь государства в самых сложных жизненных ситуациях, в том числе в случаях частичной потери трудоспособности;
– ОООИ более тесно сотрудничать с профсоюзами Российской Федерации в вопросах трудоустройства и поддержки занятости инвалидов в качестве главного партнёра наряду с другим главным партнёром – государством, в том числе представлять в рамках работы 3-х сторонних комиссий, специализированные предприятия, массово применяющих труд инвалидов в регионах.