
Реакомп
Негосударственное учреждение
«Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых»

Сегодня мы расскажем об удивительном человеке, слепом баянисте Михаиле Николаевиче Попове, который ушел добровольцем на фронт в первые месяцы начала Великой Отечественной войны. Свою службу он проходил в 201-й воздушно-десантной бригаде 5-го воздушно-десантного корпуса, переформированного затем в 39-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Родился Михаил в 1919 году в большой семье мастера подольского завода «Зингер», жил в деревне Выползово. Мальчик был слепым от рождения. Отец его рано умер. Тяжелая доля досталась вдове и ее пятерым детям, последним из которых и был Миша. В семь лет мать повезла его в Москву, прямо в приемную М. И. Калинина и упросила определить сына в институт для слепых. Учился Миша хорошо, особенно успевал в музыке. В 12 лет он уже играл на многих инструментах, вышел из института музыкантом.
Его профессией стал баян. Ходил в школы, детские сады, клубы, давал концерты. Осенью 1941 года Михаил Николаевич, вооружившись сосновой палкой, с тяжёлым баяном в футляре за спиной, пошел воевать. Фронт, по его прикидкам, проходил недалеко от Подольска. Больше всего он боялся попасть в плен к немцам. Но ему повезло — он попал к своим и по ходатайству батальонного комиссара Сергея Николаевича Киреева был зачислен в музыкальный взвод 201-й бригады 5-го воздушно-десантного корпуса.
Интересен не только факт, что слепой с рождения красноармеец пошел воевать, но и то, что случилось в одном из наступлений. Бойцы заняли окопы переднего края. Когда они должны были вступить в бой, никто не заметил, как исчез из землянки баянист. Оказалось, Михаил Николаевич упросил знакомого солдата отвести его на передовую.
Роты поднялись в атаку, но под шквальным огнем противника атака захлебнулась. Михаил Попов вылез из окопа, развернул баян, и в утреннем воздухе раздалось: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, с проклятою ордой…» Баянист шел вперед и пел, а за ним поднялись и рванулись в атаку бойцы.
Отступая, немцы отчаянно отстреливались. Баяниста ранило осколком мины, с поля боя его унесли в медсанбат, оттуда доставили в госпиталь.
Михаил Николаевич Попов был награждён орденом Красной Звезды.
После выздоровления Михаила Попова демобилизовали, и он вновь стал выступать с концертами в клубах, школах, домах отдыха, санаториях.
Михаил Николаевич Попов умер в конце шестидесятых годов (точная дата неизвестна)
Поэт Алексей Сурков написал о нем балладу «Песня о слепом баянисте» (фрагмент балады).
Немного в жизни надо нам!
Мы мертвым полем шли
И в поле том негаданно
На песню набрели.
Солдатских дум избранница,
Она и здесь жива.
И здесь к ней сердце тянется
Как к солнышку трава.
Над песней ветер крутится,
Задира и буян.
Сквозь снежную распутицу
Ее ведет баян.
Старинная, не новая,
Она цветет в груди.
Ведь зарево багровое
За Нарой, впереди.
Ведь снег чернеет пятнами,
А за спиной Москва.
И стали вновь понятными
Старинные слова.
Огонь метнулся и погас
В кустах, между ветвей.
«Настал, настал тяжелый час
Для родины моей».
«Настал, настал тяжелый час
Для родины моей,
Молитеся вы, женщины,
За ваших сыновей».
Сечет струя упрямая
По снежной целине.
«Трансваль, Трансваль,
Страна моя,
Ты вся горишь в огне».
Осколки падают к ногам.
Нам с песней ночь тепла…
Откуда ты в железный гам
К нам в гости забрела?
Источник: #Забытые_герои Михаил Николаевич.. | Солдатский храм