Главная - Выпуск 7

Выпуск 7

Введение
В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, подписанной и ратифицированной Российской Федерацией «государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для на-селения».
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сформулирован основополагающий принцип государственной политики в отношении инвалидов – обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Повышение уровня социальной поддержки различных категорий граждан Правительство РФ считает одним из основных направлений в своей деятельности.
Одна из наиболее уязвимых и нуждающихся в особом внимании категории инвалидов – люди с комплексными нарушениями зрения и слуха. Отсутствие слуха с раннего возраста нарушает формирование речи, поэтому некоторые представители этой категории инвалидов имеют существенные её нарушения, что крайне затрудняет их общение с окружающим миром. В специальной литературе инвалидов такого рода обозначают как «слепоглухие».
В настоящее время государственная служба медико-социальной экспертизы по сложившейся традиции наделяет слепоглухих правовым статусом инвалидов по зрению. Очевидно, считается, что более тяжёлый дефект, связанный со зрением, выражаясь юридическим языком, «поглощает» менее тяжкий – нарушение слуха. Аналогичная ситуация сложилась и в других странах, имеющих развитую систему социальной защиты населения. Процесс постепенного юридического признания слепоглухоты, как особой категории инвалидности, идёт не только в нашей стране, но и во всём мире крайне медленно. Причём российские слепоглухие играют в этом общемировом процессе не последнюю роль. Правовое признание на государственном уровне «слепоглухих» инвалидами отдельной категории необходимо для формирования действенных федеральных и региональных программ по их социальной интеграции, помощи и поддержке.
Тем не менее, пока не будет решён ряд непростых проблем, то есть неопределённое время в будущем слепоглухие, как и прежде, будут входить в сферу интересов и ответственности Всероссийского общества слепых. Знания об особенностях взаимодействия с инвалидами данной категории необходимы для повышения эффективности работы председателей местных организаций ВОС, членами организаций которых они являются.
В соответствии с переписью, которая проводилась в 90-х годах, в России насчитывается около 4000 инвалидов данной категории. Эти цифры очень приблизительные из-за отсутствия точных критериев определения слепоглухоты в нашей стране. Однако это далеко не полные данные – слепоглухих в стране гораздо больше. По разным оценкам экспертов в полтора-два раза. Многие из них вовсе не состоят на учёте в ВОС.
С учетом международных критериев и данных научной и медицинской статистики, количество слепоглухих в России может достигать от 7000 до 12 ООО человек (из расчета 5-8 слепоглухих на 100 000 чел. населения) и больше, так как в настоящее время наблюдается общая тенденция к возрастанию численности слепоглухих во всём мире. Возможности их социальной интеграции и нормального функционирования в обществе резко снижены в силу серьёзности имеющихся сенсорных нарушений, ограничивающих познание окружающего мира, общение, личностное развитие и общественно-полезную деятельность.
В работе со слепоглухими особое значение приобретает индивидуальный подход, так как эта группа инвалидов чрезвычайно разнородна в силу сочетания двух сенсорных дефектов, каждый из которых выступает в разной степени тяжести. Необходимо специально создавать нестандартные формы социальных контактов и общения в каждом конкретном случае. Столь же индивидуальными должны быть и системы социально-психологической помощи и поддержки.
Задачи, стоящие перед председателями местных организаций ВОС, работающими со слепоглухими, сложны, а методических пособий по этой теме существует явно недостаточно. Именно этим и обусловлена актуальность подготовки данного пособия, содержащего практические рекомендации по организации взаимодействия и сопровождения слепоглухих.
Данное пособие будет так же полезно добровольным помощникам (волонтерам), которые бескорыстно оказывают помощь местным орга-низациям ВОС, родственникам и всем тем, кто так или иначе связан со слепоглухими людьми.
Определение слепоглухоты и ее классификация по степени нарушения зрения и слуха
Особенностью слепоглухоты является совокупность поражения – полного или частичного – зрения и слуха, а во многих случаях – и голосовой (дикции, внятности) речи. Слепоглухота является специфической (уникальной) инвалидностью, создающей те проблемы и трудности, которые не позволяют отнести слепоглухих ни к инвалидам по зрению (слепым или слабовидящим с нормальным слухом), ни к инвалидам по слуху (глухим или слабослышащим с нормальным зрением).
Существует скандинавское определение слепоглухоты (такой вариант был предложен скандинавскими странами). Оно опирается на функцио-нальное (не медицинское) определение слепоглухоты, базирующееся на внешних, клинических и социальных проявлениях сочетанных нарушений зрения и слуха. Данное определение приняли многие страны мира, как официальное:
«Слепоглухота – это уникальная инвалидность, обусловленная сочетанными глубокими нарушениями зрения и слуха, и вызывающая особые проблемы, отличные от тех, которые порождаются отдельно слепотой или глухотой. К данным проблемам, в первую очередь, относятся трудности в общении с окружающими людьми, во взаимодействии с окружающим миром, его изучении и ориентировке в нём, в доступе к информации».
С целью ориентации государственных программ помощи людям, признанным слепоглухими, средствами социальной и технической реабилитации данное определение пересматривается. В связи с этим используется обновленное определение слепоглухоты:
«Слепоглухота является отдельной инвалидностью.
Слепоглухота – это комбинация инвалидности по зрению и слуху, которая ограничивает возможность полного участия в жизни, что требует компенсации от общества средствами технологий, специальных служб и создания доступной среды».
Классификация слепоглухих по типу сочетания потери зрения и слуха
По типу сочетания и степени потери зрения и слуха можно выделить пять сенсорных групп слепоглухих:
1) Группа тотально слепоглухих – полная (тотальная) слепота в сочетании с полной глухотой;
2) Груnna практически слепоглухих – практическая слепота (светоощущение, силуэтное или «туннельное» зрение) в сочетании с полной или практической глухотой (различение отдельных звуков, шумов, отсутствие речевого диапазона), или наоборот;
3) Группа слабослышащих слепых – слепота (полная или практическая) в сочетании с тугоухостью III-IV степени (может слышать и частично понимать громкую речь на близком расстоянии или через слуховой аппарат);
4) Группа слабовидящих глухих – слабовидение (остаточное предметное зрение по 1-2 группе инвалидности) в сочетании с тотальной или практической глухотой;
5) Группа слабовидящих слабослышащих – слабовидение в сочетании с тугоухостью.
Наиболее многочисленными подгруппами по сенсорному признаку являются группы слабовидящих глухих и слабовидящих слабослышащих. Их относят к категории слепоглухих так как они, хотя и имеют предметное зрение и часто неплохой остаток слуха, позволяющий воспринимать речевой диапазон, всё-таки в обычных условиях жизни испытывают проблемы, характерные при слепоглухоте: коммуникативные трудности в общении с окружающими, в ориентировке в условиях мегаполиса, в доступе к источникам информации, к видам жизнедеятельности и обслуживания, предназначенным для нормально видящих и слышащих.
Классификация слепоглухих по возрасту наступления комплексного дефекта
Существенным фактором, который влияет на возможности и характер социально-личностного развития инвалидов по зрению и слуху, является время наступления слепоглухоты. По данному критерию различают следующие группы слепоглухих:
1. Врождённая слепоглухота;
2. Ранняя слепоглухота – приобретенная в дошкольном возрасте;
3. Детская слепоглухота – потеря зрения и/или слуха в школьном возрасте, с подразделением на подгруппы:
–  врождённая или ранняя глухота в сочетании с полной или частичной потерей зрения в школьном возрасте;
–  врождённая или ранняя слепота в сочетании со снижением или полной потерей слуха в школьном возрасте;
– одновременная или разновременная полная или частичная потеря зрения и слуха в школьном возрасте;
4. Поздняя слепоглухота – потеря зрения и слуха – полная или частичная, одновременная или разновременная – в зрелом или пожилом возрасте;
5. Врождённая или ранняя, детская глухота с поздней (во взрослом возрасте) потерей зрения;
6. Врождённая, ранняя или детская слепота с поздней (во взрослом возрасте) потерей слуха.
Особенности социально-личностного развития слепоглухих
Проблема социально-личностного развития слепоглухого стоит очень остро. Нарушения зрения и слуха мешают ему познавать окружающую действительность, приобретать социальный опыт, получать навыки трудовой деятельности. Большое значение для социального и личностного развития слепоглухих имеет их взаимодействие и общение с другими людьми. Но нарушения зрения и слуха чаще не сближают их, а, наоборот, отталкивают. Вследствие чего у слепоглухого человека возникают проблемы с общением, он становится замкнутым, неуверенным в себе, его самооценка падает, нарушается эмоционально-волевая сфера. Слепоглухие очень болезненно воспринимают негативное отношение к ним со стороны окружающих, особенно, если потеря зрения и слуха произошла в более позднем возрасте. Из-за трудностей взаимодействия у него не формируется образ своего «я», не происходит личностное осознание себя, своего места в обществе. Исходя из выше сказанного, встает необходимость реабилитационной работы, направленной на преодоление описанных трудностей, с которыми сталкиваются слепоглухие для формирования комфортных условий их сопровождения.
Основные способы общения слепоглухих и установка коммуникативного контакта со слепоглухими людьми
Время (возраст) потери слуха у слепоглухих тесно связан с развитием у них той или иной формы коммуникативного общения и мышления.
Классификация слепоглухих по способам и средствам общения
По типу коммуникативного общения, основному его языку и средствам слепоглухих дифференцируют на следующие речевые группы:
1) Словесно-речевая группа – «словесники».
У этой группы слепоглухих ещё до потери ими слуха сложилась – в условиях полной или относительной сохранности слуха – обычная (словесная голосовая и/или письменная) речь, грамматически и нередко литературно правильно оформленная. Благодаря сохранности обычной речи и вербального мышления (чем позже по возрасту теряется слух, тем прочнее сохраняется речь), слепоглухие «словесники» могут свободно общаться с окружающими людьми и понимать их. Для компенсации невозможности слухового восприятия речи они используют специальные средства общения: слуховые аппараты, письмо на бумаге или ладони, ручная азбука глухих, письмо по системе Брайля.
2) Жесто-речевая группа – «жестовики».
У этой группы слепоглухих основным способом общения является жестовый язык, который принципиально отличается от словесного по типу речевого мышления, имеющего тесную связь с зрительно-пространственным восприятием окружающего мира. У жестового языка другая «грамматика» и «синтаксис», которые требуют высокой квалификации для адекватного перевода на словесный язык. Поэтому слепоглухие «жестовики» сталкиваются с неизмеримо большими трудностями в общении с окружающими людьми, чем слепоглухие «словесники». Возможности взаимопонимания между ними и окружающими резко ограничены из-за отсутствия общего, единого языка.
Для компенсации невозможности слухового восприятия речи они используют тактильное или визуальное, при наличии остаточного зрения, или визуально-тактильное, с использованием специальных средств общения: пальцевой или ручной азбуки глухих – дактилологии, письма по системе Брайля, письма на ладони и т. д.
Основные средства общения слепоглухих.
К основным средствам общения слепоглухих относят:
Дактилология — это пальцевая азбука, которая представляет собой пальцевое изображение букв национального языка. Дактилология не является языком, так как точно следует за грамматическим строем национального языка. Дактилология может использоваться визуально, то есть, мы показываем букву за буквой перед глазами того, к кому адресована наша мысль. При потере слуха и зрения дактилология используется контактно, то есть, «проговариваемые» таким способом буквы передаются такому человеку в его руку.
Дермогорафия – письмо на ладони.
Это средство общения является самым простым и доступным как для слепоглухого (если оно ему знакомо), так и для окружающих людей и не требует специального изучения. Оно основано на знании русского или другого национального алфавита, плоскопечатные буквы которого выводятся указательным пальцем на ладони правой (обычно) руки слепоглухого.
• Рельефно-точечная система Брайля В ее основе лежит шеститочие. Буквы, составленные из комбинаций шести точек, прекрасно приспособлены для осязания. «Великое шеститочие» дает 63 комбинации точек, с помощью которых изображаются буквы алфавитов всех языков, пунктуация, знаки математических действий, ноты.
Метод Лорма. Техника азбуки Лорма достаточно легко запоминается и применяется в общении со слепоглухими. В ее основе лежат точечные или линейные прикосновения пальцем собеседника к определённым участкам ладонной стороны правой руки слепоглухого, обозначающие буквы национального алфавита.
• Алфавитная карточка. Простейшее приспособление коммуникации со слепоглухими, служащее вспомогательным средством при кратковременном общении с посторонними людьми.
Карточка (120 x 143 мм) двусторонняя: на одной стороне алфавит выполнен плоским шрифтом (для слабовидящих глухих), на другой – с по-мощью шрифта Брайля, продублированный плоским шрифтом (для тотально или практически слепоглухих).
• «Разговорная перчатка». Наиболее распространенное простейшее при¬способление коммуникации со слепоглухими, является аналогом алфавитной карточки. Алфавит располагается на ладонной стороне перчатки. На тыльной стороне перчатки располагаются цифры. Слепоглухой запоминает расположение букв и цифр.
В настоящее время существуют технические средства общения, которые облегчают и расширяют коммуникативные связи слепоглухих людей с окружающими и между собой. Они подразделяются на следующие группы:
• Простейшие (механические) устройства или приспособления (механические брайлевские коммутаторы, механические брайлевские коммуникаторы с обычной клавиатурой, традиционный прибор для письма по Брайлю для слепых и др);
Электромеханические устройства (одинарные или групповые телетакторы, переговорные устройства для связи по телефону разных типов, – устройства для телефонной связи);
Современные слуховые аппараты, FM- системы, индукторы;
• Электронные устройства на базе современных технологий.
Этика общения со слепоглухими
Для формирования позитивных взаимоотношений между сопровождающим и слепоглухим необходимо соблюдать основные правила и требования этики общения:
• используйте все общепринятые правила этикета. Общаясь со слепоглухим, помните о том, что какой бы сложной ни была эта инвалидность, это обычный человек. Каждому человеку иногда нужна помощь. Самое главное во всём общении — это гуманность и чуткость к потребностям и мыслям другого человека;
• при встрече с инвалидом представляйтесь первым. Представляя слепоглухого зрячему и наоборот, разверните его (слепоглухого) в сторону собеседника;
• если вы предлагаете помощь инвалиду, убедитесь, что он ее принимает, не стесняйтесь выяснить, как лучше ее оказать;
• не обижайтесь, если от вашей помощи отказались;
• обращайтесь со слепоглухим как с равным;
• сохраняйте конфиденциальность информации, полученной от слепоглухого по его личным или интимным вопросам;
• не позволяйте себе принимать решения за взрослого слепоглухого, если он дееспособен, и Вы не являетесь его официальным опекуном;
• избегайте разговоров о причинах инвалидности из любопытства;
• находясь со слепоглухим, не выставляйте его «напоказ»;
• если вы заметили, что слепоглухой проявил интерес к внешности того или иного человека, старайтесь обрисовать её доходчиво и тактично по отношению к тому человеку, к которому проявлен интерес;
• не общайтесь в присутствии слепоглухого со зрячими людьми с помощью мимики и жестов.
• вещь, документ, записку, деньги необходимо подавать слепоглухому в руки, за исключением тех случаев, когда он сам говорит, куда это надо положить;
• при необходимости, деликатно помогите слепоглухому советом по улучшению его осанки, внешнего вида;
• не оставляйте в неположенных местах посторонние предметы, которые могут помешать ориентировке и передвижению слепоглухих;
• когда читаете письмо или какой-нибудь документ, надо для убедительности дать слепоглухому его потрогать.
Рекомендации по организации коммуникативного контакта со слепоглухими людьми
Группа слабослышащих с разной степенью потери зрения.
Обычно слабослышащие слепые или слабовидящие (или практически глухие с разной степенью потери зрения, пользующиеся слуховыми аппаратами) владеют вполне нормальной словесной устной речью и часто грамотной письменной речью. Среди них встречаются люди с невнятной, искажённой голосовой речью.
Рекомендуется при общении:
1.Найти наиболее удобное место для общения со слепоглухим собеседником, где вам не будут мешать посторонние шумы или разговоры других людей.
2. Определить, с какой стороны Ваш собеседник лучше слышит обращённую к нему речь и при какой громкости слепоглухому со слуховым аппаратом удобно вести диалог.
3. Расположиться перед собеседником, имеющим остаточное зрение, таким образом, чтобы ваше лицо и особенно губы были хорошо ему видны.
4. Встать строго напротив собеседника, имеющего «тоннельное» (трубчатое) поле зрения, так чтобы Ваши лицо и губы попадали в поле его зрения.
5. Говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы.
6. Периодически интересоваться, всё ли понятно и успевает ли слепоглухой следить за вашими мыслями.
7. Выражать свои реакции не только голосом, но и прикосновениями рукой к руке или плечу слепоглухого.
Группа слепоглухих с разной степенью потери слуха.
Глухих (тотально или практически) с различной степенью потери зрения – от полной слепоты до слабовидения разделяют на две подгруппы – «словесников» и «жестовиков». Возможность общения с ними посредством голосовой речи отсутствует.
Глухие «словесники» ещё могут обращаться к Вам посредством голосовой речи (если она нормальная), но без обратной связи с Вашей стороны. С «жестовиками» еще сложнее вступить в общение, даже одностороннее.
Для полноценного общения с данными категориями инвалидов необходимо воспользоваться услугами тифлосурдопереводчика или сурдопереводчика, владеющего основами общения со слепоглухими и знаниями их психологических особенностей.
Рекомендуется при общении:
1. Учитывать, что процесс общения со слепоглухими занимает продолжительное время.
2. Общаться с самим слепоглухим, а не с его сопровождающим.
3. Воспользоваться помощью тифлосурдопереводчика, если не удаётся самостоятельно и полноценно общаться со слепоглухим.
4. Осуществлять общение со слабовидящим «словесником» и «жестовиком» посредством записок, написанных укрупненным шрифтом и не пытаться перейти на голосовую речь
5. Воспользоваться простым способом общения для тотально или практически слепоглухих – «письмо на ладони».
Особенности организации сопровождения слепоглухих
Общие правила сопровождения слепоглухих
С целью создания комфортного сопровождения слепоглухого необходимо соблюдение некоторых общих рекомендаций:
1. Необходимо представиться, предварительно слегка прикоснувшись своей рукой к руке слепоглухого, сообщив своё имя, отчество и при не-обходимости фамилию, должность или социальный статус (соцработник, реабилитолог, волонтёр и т.д.).
2. Визуально определиться с наличием у слепоглухого остаточного зрения и слуха.
3. Определиться какими способами общения владеет слепоглухой.
4. Придерживаться необходимого темпа общения, позволяющего слепоглухому адекватно воспринимать передаваемую информацию.
5. Выяснить как слепоглухому человеку удобнее (или привычнее) идти вместе с сопровождающим.
6. Пригласить его пойти с Вами, мягко взяв его за левую руку и положить её под свою пра¬вую согнутую в локте руку (так, чтобы кисть его руки свободно легла на Вашу ниже локтевого сгиба).
7. Быть внимательным и осторожным.
8. Никогда резко не хватайте слепоглухого человека за руку или за плечо – это может сильно его напугать и создать конфликтную ситуацию.
9. В экстренных случаях остановитесь, по возможности в максимально краткие сроки объясните своему подопечному, что происходит.
10. Соблюдайте этику общения со слепоглухим.
Особенности сопровождения слепоглухих, имеющих и использующих остаточное зрение или слух.
Методика сопровождения слепоглухих, имеющих остаточное зрение или слух, основана на визуальных, тактильно-контактных формах взаимодействия с инвалидом и возможностью дублирования голосовой речью.
1. При сопровождении слепоглухого человека старайтесь идти на полшага впереди него. При этом слепоглухой должен держаться за руку сопровождающего (и/или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя). Такая позиция дает возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего, остановиться, замедлить или ускорить шаг, приготовиться к спуску по лестнице или прохождению через узкое место (например, в дверь) и т.д.
2. При возникновении препятствия, например спуск по лестнице или переход через дорогу, необходимо приостановиться. На свою руку положите руку слепоглухого и просигнализируйте движением Вашей кисти вверх (если нужно подниматься), или движением вниз (если нужно спускаться). Как только Вы спуститесь с последней ступеньки – остановитесь, (можно выпрямить ладонь, находящуюся под рукой слепоглухого), чтобы человек понял, что ступеньки закончились. Свои действия по возможности продублируйте голосом. Если у лестничного марша есть перила, при подъеме или спуске с лестницы положите руку слепоглухого на перила: он сам сможет идти по лестнице и сориентируется, когда лестница закончится.
3. Сопровождающий должен ознакомить слепоглухого с посещаемым объектом, при этом необходимо обратить его внимание на некоторые ориентиры. Например, на изменение фактуры стен помещения или напольного покрытия. Слепоглухой при изучении незнакомого пространства использует одну руку в качестве ведущей, а второй держится за сопровождающего.
4. При передвижении с сопровождающим слепоглухой обязательно должен использовать трость, служащую дополнительным средством ориентировки.
Особенности сопровождение слепоглухих без остатка зрения (тотально или практически слепоглухих, слепых с остатком слуха).
Методика сопровождения слепоглухих без остатка зрения или с практической слепотой, с любым состоянием дефекта слуха полностью основана на тактильно-контактных формах взаимодействия и общения с инвалидом, без необходимости дублирования голосовой речью.
1. Никогда не беритесь за трость слепоглухого, не тяните её за собой: это неудобно для слепоглухого и воспринимается им как пренебрежение с Вашей стороны.
2. Не старайтесь ходить быстро, чтобы слепоглухому было удобно идти рядом с Вами и следить за Вашими движениями, не теряя контакта с Вами.
3. Различную информацию (о препятствиях и т.д.) лучше передавать слепоглухому в виде тактильных сигналов в руку или движениями локтем.
4. В случае необходимости отлучиться ненадолго от слепоглухого, сообщите ему об этом, предложив ему подождать Вас в безопасном месте.
Практические рекомендации по сопровождению слепоглухих в закрытом (общественные здания) и открытом (транспорт, общественные места) пространствах
Городская среда является объектом повышенного риска для слепоглухих. В условиях современного мегаполиса часто происходит так, что многие составляющие городской инфраструктуры служат непреодолимым препятствием для самостоятельного передвижения инвалида с сочетанной патологией. Специфические особенности данной категории инвалидов позволяют им передвигаться как в закрытом, так и открытом пространствах исключительно с помощью сопровождающего. Не всегда в роли сопровождающего выступает человек, обладающий профессиональными навыками сопровождения. С целью предупреждения возникновения конфликтных ситуаций во время сопровождения были разработаны практические рекомендации для сопровождающих. Данные рекомендации являются результатом многолетней практической деятельности специалистов, осуществляющих сопровождение слепоглухих в городе Москве.
Рекомендации по сопровождению слепоглухих в закрытом пространстве.
Если вы сопровождаете слепоглухого в различные учреждения – аптека, поликлиника, торговые учреждения, банк, учреждения социальной защиты населения, музеи, театры, рестораны и т.д., то кроме, вышеописанных правил сопровождения, рекомендуется следующее:
1. Сопровождайте слепоглухого таким образом, чтобы было удобнее регулировать направление его движения в местах массового нахождения людей и обходить их.
2. При входе в лифт, слегка встаньте боком и войдите первым в лифт, ведя за собой слепоглухого. При необходимости нажмите кнопку «Стоп», чтобы двери лифта не зажали его. При выходе пропустите слепоглухого вперед, затем выйдите сами.
3. Если есть необходимость длительного ожидания своей очереди (на приеме к врачу, в учреждениях социальной защиты или банке), предложите слепоглухому присесть, учитывая его желание. Подведите его к стулу, положите его руку на сиденье или спинку стула и жестом покажите знак «Садитесь» (например, похлопайте его рукой по сиденью, или разверните его спиной к сиденью и слегка несколько раз нажмите своей ладонью на его плечо).
4. Когда Вам нужно отлучиться по делам слепоглухого в учреждении (поставить печать на рецепт в поликлинике, купить лекарство или оформить другие документы), постарайтесь посадить слепоглухого на стул в коридоре, объяснив куда Вы отойдёте.
5. В случае предоставления слепоглухому каких-то документов (рецепта, выписки по банковскому счету, справки и т.д.) необходимо дать их ему в руки для ознакомления. При этом не следует избегать использования слова «посмотрите». Не удивляйтесь, если он Вам скажет: «Я это уже видел».
6. Необходимо всю информацию, предназначенную слепоглухому доводить до него в точности, исключив пересказ и собственную интерпре-тацию документа.
7. При входе или выходе из учреждения, сопровождающий открывает дверь и показывает ее слепоглухому, положив его руку на ручку двери, чтобы он понял и сориентировался. Или дайте слепоглухому возможность самому открыть дверь, положив его руку на ручку двери. Первым выходит сопровождающий, за ним слепоглухой.
8. При посещении торговых учреждений (магазины) необходимо предоставить слепоглухому информацию о наличии товаров, которые его интересуют. Товары даются ему в руки, чтобы он самостоятельно мог посмотреть и определиться с выбором. При оказании помощи постарайтесь создать такие условия, чтобы он мог свободно, не спеша, выбрать необходимую вещь (пальто, костюм и др.), примерить. Обратитесь за советом к продавцу.
9. При проходе через кассу необходимо предоставить слепоглухому самостоятельно произвести оплату товара. Сопровождающий не должен передавать деньги кассиру и не должен получать сдачу. Это может быть сделано только по просьбе самого слепоглухого. При расчёте со слепоглухим следует информировать его, сколько и какими купюрами он получил сдачу. Подавайте ему деньги в руки и при этом говорите, в каком порядке лежат бумажные купюры.
10. При наличии у слепоглухого остаточного зрения, позволяющего рассмотреть ценники и товары, сопровождающий помогает слепоглухому ориентироваться в торговом зале в поиске нужного ассортимента.
11. При сопровождении слепоглухого в музей сопровождающий заранее должен дать ему информацию о представленной экспозиции. Для того, чтобы посещение носило позитивный характер и мотивировало слепоглухого на дальнейшее ознакомление с экспонатами музея, необходимо тщательно собрать информацию о тех учреждениях культуры, программы которых адаптированы для посещения данной категории инвалидов.
12. При сопровождении слепоглухого на культурно-массовые мероприятия, например, в театры или на концерты, сопровождающий дол¬жен ознакомить его заранее с программой мероприятия. Если у слепоглухого есть остаточный слух, сопровождающий может словесно комментировать ему происходящие на сцене действия. В противном случае информация передается доступными для слепоглухого способами общения.
13. При сопровождении слепоглухого в учреждения общественного питания (кафе, столовые, рестораны и т. д.), сопровождающий передает ему информацию о меню для самостоятельного выбора блюд и напитков с указанием цены. Сопровождающий описывает слепоглухому предо-ставленное блюдо и размещение на нем продуктов. Берет руку слепоглухого и показывает ему сервировку стола с указанием места нахождения столовых приборов, бокалов, тарелок и т.д.
14. Не предлагайте слепоглухому ложку, когда требуется вилка, сверхпрочные массивные вещи, небьющуюся посуду и т.п. Не давайте столовые приборы в руки, не кладите их и в его тарелку. Он всё это найдёт сам. Информируя о содержимом тарелки, пользуйтесь схемой циферблата, которая слепоглухим известна: 9 — мясо, 12 — картофель, 6 — горох, 3 — огурцы и т.п.
15. Если в тарелке большой кусок мяса, спросите слепоглухого – не хочет ли он, чтобы мясо порезали. Если да, то порежьте на мелкие кусочки, какие сами отрезаете себе при еде.
Рекомендации по сопровождению слепоглухого в открытом пространстве
Учитывая особенности, присущие данной категории инвалидов ориентировка их в условиях города значительно затруднена. Слепоглухие практически не могут самостоятельно без помощи сопровождающего перемещаться в условиях столь развитой городской инфраструктуры и транспортной системы. Для создания комфортных условий сопровождения слепоглухих в открытом пространстве сопровождающий должен использовать общепринятые правила сопровождения, которые приведены выше, а также учитывать следующие практические рекомендации для каждого конкретного случая.
Рекомендации по сопровождению слепоглухих в общественном транспорте (наземном и подземном).
1. Сопровождающий и слепоглухой должны руководствоваться основным правилом: Не спешить, несмотря на ограничение запаса времени.
2. При необходимости перемещения в открытом пространстве рекомендуется слепоглухому и его сопровождающему подбирать одежду и обувь с учетом создания максимальной безопасности (одежда должна быть простой и обтекаемой, без лишних, ремешков, хлястиков, широких наклад-ных карманов: обувь должна быть на низком каблуке со сплошной, устойчивой подошвой).
3. В наземный транспорт (автобус, троллейбус или трамвай) первым входит сопровождающий. Положив правую руку слепоглухого на поручень, жестом показывает, где находится первая ступенька. Если слепоглухой низко поднял ногу, сопровождающий жестом показывает, что надо выше поднять ногу и поставить на ступеньку. Нельзя тащить слепоглухого за руки, необходимо предоставить ему возможность самостоятельно войти в салон.
4. В салоне общественного транспорта желательно посадить слепоглухого на специально отведенное для инвалидов место, предварительно спросив его об этом. В случае, если нет свободных мест, а слепоглухому трудно стоять, вежливо попросите пассажиров уступить инвалиду место.
5. При выходе из общественного транспорта первым выходит сопровождающий и помогает слепоглухому спуститься, положив его руку на поручень, предупреждая жестом о последней ступеньке.
6. При посещении подземного транспорта (метро) при входе или выходе сопровождающему необходимо открыть дверь, придерживая ее пропускать слепоглухого.
7. При проходе через турникет сопровождающий помогает слепоглухому приложить транспортную карту к нужному месту и пропускает его вперёд. Если слепоглухой попросит, то сами приложите его карту и пропустите через турникет.
8. Сопровождающий и слепоглухой по возможности должны вместе зайти на эскалатор. Сопровождающий кладет правую руку слепоглухого на поручень. С целью безопасного перемещения на эскалаторе сопровождающий становится на ступень впереди слепоглухого.
9. Не разговаривайте в это время: пусть слепоглухой человек контролирует равновесие и уверенно держится за поручни. При сходе с эскалатора, как только начнет «выравниваться» лесенка, возьмите своего подопечного за руку, и смело шагайте с эскалатора на ровную поверхность пола. Слепоглухой человек сориентируется по вашему движению, когда необходимо сделать более широкий шаг.
10. Сопровождающий и слепоглухой в ожидании поезда метро стоят на перроне за ограничительной полосой.
11. При заходе в вагон метро сопровождающий старается положить руку слепоглухого на дверцу, чтобы тот сориентировался и сам вошел в вагон. По возможности в вагон заходят одновременно, при этом не теряя тактильного контакта: слепоглухой держится за сопровождающего.
12. В салоне поезда метро сопровождающий предлагает слепоглухому присесть на свободное место или просит пассажиров уступить место инвалиду. В случае отказа слепоглухого присесть сопровождающий должен положить его руку на поручень с края сидений и подстраховывать его.
13. При сопровождении слепоглухого, пользующегося услугами социального такси, необходимо подвести его к автомобилю, открыть дверь, положить его руку на сидение. Желательно в момент посадки обезопасить слепоглухого от удара головой о край кабины автомобиля.
14. Первым в социально такси садится инвалид, за ним сопровождающий.
15. Из социального такси первым выходит сопровождающий и помогает инвалиду.
16. По окончании поездки слепоглухой самостоятельно или по его просьбе сопровождающий производит расчет с водителем талонами уста-новленного образца.
17. Сопровождающему необходимо быть предельно внимательным при сопровождении слепоглухого на железнодорожном транспорте.
18. При входе или выходе в вагон электрички или поезда, сопровождающий должен следить, чтобы слепоглухой, особенно без остатка зрения, не попал ногой между перроном и ступенькой входа в вагон. Для этого сопровождающий кладет руку слепоглухого на поручень, если он есть, или на резиновый край раздвижной автоматической дверцы, чтобы тот сам определил расстояние между краем перрона и ступенькой вагона. Слепоглухой с помощью тактильного осязания должен почувствовать ногой край перрона, который обычно как-то отделяется от центральной части перрона.
19. Сопровождающий заход в вагон одновременно со слепоглухим.
20. Сопровождающий оказывает помощь слепоглухому в вагоне в соответствии с основными рекомендациями по сопровождению.
21. При выходе из вагона сопровождающий выходит первым, берет слепоглухого за одну руку, а другую кладет на поручень или дверцу. Слепоглухой ориентируется на сопровождающего, стоящего на перроне, и широко шагает на платформу.
22. Если сопровождение осуществляется в поездах дальнего следования, то вначале необходимо занесите вещи в вагон, при этом предупредив слепоглухого и оставив его на перроне в безопасном месте. Затем сопроводите слепоглухого в вагон, соблюдая вышеуказанные рекомендации.
23. В случае высадки не на конечных станциях в первую очередь вынесите вещи на перрон, затем помогите выйти слепоглухому из вагона. Предпочтительнее заранее договориться о том, чтобы вас встретили на перроне.
24. При сопровождении слепоглухого на авиационном транспорте следует пользоваться основными рекомендациями по сопровождению.
25. При покупке билета необходимо известить авиаперевозчика о наличии у пассажира инвалидности.
26. При регистрации билета сопровождающий сообщает информацию о пассажире-инвалиде.
27. При входе на борт самолета и выходе из него сопровождающий идет по трапу первым, и использует основные рекомендации при подъеме по лестнице.
28. В салоне самолета сопровождающий передает всю информацию (о правилах поведения, безопасности полета, питании и т.д.), которую доводят до пассажиров, слепоглухому в доступной для него форме.
Рекомендации по сопровождению слепоглухих в открытом пространстве (в условиях мегаполиса)
1. Для формирования пространственного представления об окружающем мире сопровождающий должен использовать слова «справа», «слева», «впереди» и т.д. Слово «там» ничего не означает для слепоглухого.
2. При переходе через улицу с использованием наземного перехода сопровождающий жестом дает информацию слепоглухому о нем.
3. Если на пути встречаются препятствия, сопровождающий приостанавливается и с помощью жеста предупреждает слепоглухого о нем.
Тростью слепоглухого сопровождающий показывает ширину препятствия, преодолевает его сам, а затем, протянув руку своему подопечному, помогает ему.
4. Сопровождающий самостоятельно изучает безопасные пути следования по необходимым для слепоглухого маршрутам. Затем совместно со слепоглухим проходит этот маршрут, передавая ему информацию о встречающихся ориентирах, препятствиях и других особенностях пути.
5. При сопровождении слепоглухого через узкое место, сопровождающий отводит правую руку назад, а слепоглухой левую руку вытягивает вперед, и они проходят узкое место как бы «гуськом». Можно предложить слепоглухому положить его руку на плечо сопровождающего. Сопровождающий идет вперед, а слепоглухой человек следует за ним шаг в шаг.
6. При спуске (подъеме) вниз (вверх) по лестнице подземного перехода – сопровождающий должен несколько раз тряхнуть локтем или прижать лежащую на руке руку слепоглухого к себе и слегка присесть, показывая движение вниз (или ладонью показать несколько движений вверх). Если есть перила лестницы, сопровождающий должен положить на них свободную правую руку слепоглухого.
На последней ступеньке можно один раз прижать локтем руку слепоглухого, без лёгкого приседания, – знак о том, что спуск (подъем) закончен.
7. Во время движения в открытом пространстве может возникнуть необходимость поменяться местами со слепоглухим. Для этого сопровождающий должен перевести слепоглухого на левую полосу, взять его правую руку под свою левую, и продолжать путь до тех пор, пока в этом есть необходимость.
8. Если слепоглухой выше по росту сопровождающего, ему разрешается брать сопровождающего под руку выше локтя или обхватывать пальцами его сзади выше локтя (так чтобы большой палец был с внешней стороны руки выше локтя, а остальные – с внутренней стороны, под мышкой).
9. Если слепоглухой ниже по росту, сопровождающему необходимо опустить руку вниз, так чтобы слепоглухому было удобно держаться за неё. Иногда для удобства сопровождающий может слегка обхватить кисть руки слепоглухого своей ладонью снизу и мягко придерживать её, не слишком сжимая.
Требования, предъявляемые к сопровождающему для слепоглухого инвалида
1. Профессиональная компетентность – знания и умения в области реабилитации слепоглухих с учетом их психологических особенностей.
2. Информационная компетентность – знания, умения и навыки нахождения информации, структурирования её, адаптации к особенностям реабилитационного процесса, навыки работы с различными информационными ресурсами.
3. Коммуникативная компетентность – эмоциональная устойчивость, знание средств и способов общения со слепоглухими, способность конструировать прямую и обратную связь, знание технологий взаимодействия с людьми, деликатность, наличие способности слушать и «слышать» проблемы слепоглухих, ориентироваться в изменениях, которые возникают в ходе взаимодействия с ними, позволяющие лучше понять психологические особенности и повысить качество процесса сопровождения.
4. Правовая компетентность – знание и использование основных правовых документов, позволяющих ориентироваться в реабилитационном процессе слепоглухих с позиции законодательства, решение проблем слепоглухих различной сложности при сопровождении на основе имеющихся знаний.
5. Личные качества – психологическая устойчивость, уравновешенность, доброжелательность, терпение, адекватность восприятия, внимательность, ответственность, желание оказывать помощь слепоглухим людям.

Справочная информация об организациях, оказывающих помощь слепоглухим

Негосударственное учреждение «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп»
Адрес: 129010,г. Москва, Протопоповский пер.,9,стр. 1. Тел./факс: (495) 680-7515, 680-9850 e-mail: info@rehacomp.ru. http://www.rehacomp.ru
Негосударственное образовательное учреждение «Центр реабилитации слепых ОООИ ВОС»
Адрес: 143600, Московская обл., г. Волоколамск, ул. Панфилова, 33/5.
Тел./факс: (236) 2-23-39, 2-33-05,
Федеральное государственное учреждение «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Росздрава»
Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев-Посад, ул. Пограничная, 20.
Тел. (496) 542-8485, 728-4983
Межрегиональная общественная организация инвалидов общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира»
Адрес: 127576, г.  Москва, п/о 576, а/я 9.
Тел./факс: (495) 684-2541, 536-6248 e-mail: sirotkin@rehacomp.ru. s-elvira@mtu-net.ru
Благотворительная автономная некоммерческая организация попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера «Ушер-форум»
Адрес: 107045, г. Москва, а/я 108 «Ушер-форум».
Тел. (495) 928-3688, факс (495) 921-8055 e-mail: irv@child.ru. ivsal@mail.ru
Центр реабилитации неслышащих «Отофон»
Адрес: 105203 г. Москва ул. Нижняя Первомайская, д. 47 Тел: (495) 465-06-13, 465-19-46;
Тел-факс: (495)465-17-40
ГНУ Институт коррекционной педагогики РАО. Лаборатория содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта
Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, кор. 1 Тел. (495) 246-44-67
Региональная общественная организация «Объединение переводчиков жестового языка»
Адрес: 115191, г. Москва, ул. Лестева дом 3. стр.1 Тел. (495) 923-68-80
Городская телефонная диспетчерская служба для инвалидов с полной потерей слуха (ООО «Цифровые Технологии»)
Адрес: 127018, г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, стр.1, Тел. (многоканальный) (495) 782-10-00

Список рекомендуемой литературы

1. Обеспечение помощи слепоглухим людям – Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» – М., 2010. – 68 с.
2. Жизнь и подвиг Елены Келлер [Текст] : био- библиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых; [сост. Н. Д. Шапошникова ; науч. коне. Т. А. Басилова]. — М., 2001. —32 с.
3. Келлер, Е. История моей жизни [Текст] / Е. Келлер ; [перевод Е. Ф. Левиной]. — М. : Захаров, 2003. — 267, [2] с. : ил. — То же [Шрифт Брайля]. — СПб. : Чтение, 2004. — 5 кн. — То же [Звукозапись] / читает Е. Чубарова. — М. : РГБС, 2008. — 2 мфк. (10 ч 37 мин): 2,38 см/с, 4 дор.
4. Комарова, А. А. Программа курса подготовки добровольных сопровождающих-переводчиков для слепоглухих людей [Текст] / А. А. Комарова, И. В. Саломатина ; Центр образования и жестового яз., Благо-творит. орг. попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера «Ушер-Форум». — М. : БАНО «Ушер- Форум», 2003. — 20 с. — Библиогр.: с. 17-19.
5. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе [Текст] : метод, рук. для специалистов соц. сферы / [Т. А. Басилова, Т. Э. Багдасарян, Е. В. Волох [и др.] ; под ред. Т. А. Басиловой]; Департамент соц. защиты населения г. Москвы, Моск. гор. психол.-пед. ун-т. — М. : МГППУ, 2008. — 250, [1] с. : ил. — Библиогр.: с. 246-249 (63 назв.).
6. Саломатина, И. В. Организация деятельностной среды, формирующей личностное общение слепоглухих со слышащими и видящими людьми [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук/Саломатина И.
В. ; [Ин-т коррекц. педагогики РАО]. — М., 2002. — 26 с. — Библиогр.: с. 26 (7 назв.).
7. Сироткин, С. А. Как общаться со слепоглухими [Текст] : учеб. пособие / С. А. Сироткин, Э. К. Шакенова ; Всерос. о-во слепых и др. — (2-е изд.). — М. : Реакомп, 2003. — 101 с. : ил. — (Инвалиды в обще¬стве). — Библиогр.: с. 96 (19 назв.). — То же [Шрифт Брайля] / С. А. Сироткин, Э. К. Шакенова ; Краснояр. краев, спец. б-ка – центр социокульт, реабилитации инвалидов по зрению. — Красноярск, 2006. — 1 кн.
8. Сироткин, С. А. Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими [Текст] : метод, пособие / [С. А. Сироткин, О. И. Смирнова ; ред. А. А. Быков и др.] ; Ин-т проф. реабилитации и подгот. персонала ВОС «Реакомп». — М.: Реакомп, 2007. — 86 с.: ил. — Авт. указаны на обороте тит. л. — Библиогр.: с. 85-86 (37 назв.).
9. Слепоглухота — уникальная инвалидность. Проблемы и перспективы реабилитации слепоглухих [Текст]: материалы науч.-практ. конф., провед. 30 нояб. 2005 г. ИПРПП ВОС «Реакомп» / Всерос. о-во слепых, Ин-т проф. реабилитации подгот. персонала ВОС «Реакомп» ; [сост.: С. А. Гильд [и др.] ; отв. ред. С. Н. Ваньшин]. — М., 2005. — 120 с.
10. Суворов, А. В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты [Текст] / А. В. Суворов ; Рос. акад. образования, Психол. ин-т. — М., 1994. — 25 с. — Библиогр.: с. 23-25 (29 назв.).
11. Суворов, А. В. Слепоглухой в мире зрячеслышаших [Текст] : [психология слепоглухого] / А. Суворов. — М. : Логос, 1996. — 119 с. : портр.